Социальное неблагополучие в неполной семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.Семьи, возлагаемые материями, не похожи друг на друга.Одиночное материнство в настоящее время-четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение.Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелем и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

  Содержание 

  Введение

  Глава 1. Семья  – основной объект социальной работы

  1.1 Семья:  понятие, виды, функции

  1.2 Историческое  развитие социальной помощи семье

  Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями

  2.1 Ребенок  в неблагополучной семье

  2.2 Виды неблагополучных семей

  2.3 Правовые  основы социальной работы с  семьей

  2.4 Помощь  семье и детям в решении  возникших трудных жизненных  ситуаций

  Заключение

  Список литературы 

  Введение 

  Семья –  это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры  современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.

  Во все  времена семья являлась неким  показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.

  Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.

  Кризисы, возникающие  в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих  функций. И чаще всего семьи перестают  справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

  Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

  Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, – от благополучия семьи.

  В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия – одной из главных задач.

  Поэтому многие привыкли рассматривать семью как  особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.

  Все большее  распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

  Бытует мнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема, как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен. 

  Глава 1. Семья – основной объект социальной работы 

  1.1 Семья: понятие,  виды, функции 

  Существует  множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия, выделяя в качестве семьеобразующих факторов различные стороны жизнедеятельности общества.

  В работе «Социология  семьи» ее авторы отмечают наиболее удачное  и точное определение понятия семьи, данное А.Г. Харчевым, которое учитывает, по их мнению, «критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности», «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

  Очень часто  понятие «семья» сводят к понятию «брак». Но это неправильно, так как понятие «семья» шире, чем «брак». «Брак – это союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.»Семья же включает в себя не только супругов и их детей, она содержит вертикальные связи, то есть к семье относятся предки мужа и жены, иногда такие вертикальные связи уходят в глубь веков на сотни лет. Помимо вертикальных связей существуют и горизонтальные, это отношения с братьями, сестрами, зятьями, свекрами и так далее.

  Семьей, в  строгом смысле этого слова, можно  считать людей, связанных такими отношениями, как супружество, родительство и родство, при наличие только этих трех факторов одновременно приобретается статус семьи. Термин «семейная группа» объединяет семейные образования, не обладающие триединым отношением: супружество – родительство – родство. Таким образом, получается, что семейная группа – это группа людей, ведущая совместно домохозяйство, объединена только родством, либо родительством или супружеством.

  К такой  группе относятся те, кто является родителями, но не состоят в браке  или те, кто состоит в гражданском  или законном браке, но без детей. В России большинство сожительствующих мужчин и женщин состоят в законном браке.

  Можно на основании  различных критериев выделить и  разные виды семей. А.И. Антонов и  В.М. Медков в своей книге «Социология  семьи» выделяют следующие:

  В зависимости  от характера супружества выделяют:

  Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);

  Полигамные (брак одного мужчины с несколькими  женщинами или наоборот);

  По критерию власти различают:

  Патриархальная  семья (глава семьи – отец);

  Матриархальные (большим авторитетом пользуется мать, а не отец);

  Эгалитарные семьи (ситуативное распределение  власти между родителями, равное влияние  супругов с взаимозаменяемыми ролями);

  По социально-демографическому положению:

  Гомогамные (семьи, в которых супруги одной  национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и так далее);

  Гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);

  По количеству поколений:

  Нуклеарные  – семьи, состоящие из одной брачной  пары с детьми, которые никогда  не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из двух поколений. Такой вид наиболее распространен в современном обществе. Название образовано от «нуклон», что с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной, создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементов из вне.

  Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);

  В зависимости  от брака, первый или второй, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от этого брака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семей увеличивается в связи с тем, что неумолимо растет число разводов. Ранее они появлялись только в случае смерти одного из супругов.

  В зависимости  от количества родителей в семье:

  Неполные (семья, в которой детей воспитывает  один родителей, как и повторные  семьи, образовываются чаще всего в  результате развода, реже в результате смерти одного из супругов);

  Полные

  По детности:

  Малодетные  ( с 1 – 2 детьми);

  Среднедетные (3 – 4 ребенка);

  Многодетные (более 4 детей);

  По материальному  положению:

  Обеспеченные

  Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов  не превышает потребительского минимум);

  Семьи благополучные  и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.

  Функции семьи  характеризует ее как социальный институт общества. Если бы семья, в  глобальном смысле, перестала выполнять  предписанные ей функции, то погибла  бы культура, прекратилась бы социализация, это бы привело к гибели мировой цивилизации. Отсюда можно сделать вывод, что семья, в современном обществе, – наиболее важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.

  Для выделения  семьи из других социальных институтов функции делятся на специфические  и неспецифические. «Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах».1

  Согласно  этому, в работе «Социология семьи» ее авторы выделяют следующие функции:

  Специфические:

  Репродуктивная, то есть рождение детей;

  Экзистенциальная  – их содержание;

  Функция социализации – воспитание детей.

  Неспецифические:

  Передача  собственности и статуса;

  Организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга

  Забота о  здоровье и благополучие членов семьи, и многое другое.

  В литературе можно обнаружить и другие виды классификации  функций семьи. Например, В.Д. Альперович выделяет такие:

  «Рождение и поддержание биологического существования  детей;

  Передача  новым поколениям общественного  и культурного наследия;

  Стабилизация  социальной структуры в результате наделения детей социальным положение;

  Предотвращение дезинтеграции личности членов семьи, путем создания эмоционального комфорта и безопасности;

  Социальное  контролирование поведения ее членов;

  Воспитательная  функция.»1

  С изменениями в жизни конкретной семьи, с прохождением ею различных жизненных циклов, изменяется иерархия функций, меняется степень участия в реализации этих функций каждого члена семьи. 

  1.2 Историческое развитие  социальной помощи  семье 

  Социальная  помощь зародилась много столетий назад, еще во времена первобытной общины. В тоже время начинает зарождаться помощь семье и детям.

  В этот период в основном преобладала взаимопомощь.

  У южных  славян ранее других славянских племен сформировался институт усыновления  внутри родовой общины. Принимали в семью сироту пожилые люди, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или которые не имели своих собственных детей. А еще раньше сироты являлись, по сути, рабами, то есть во время столкновениями между племенами мужчин, которые попали в плен убивали, а женщин и дети входили в одну из семей племени победителей. Таким образом им сохранялась жизнь.

Информация о работе Социальное неблагополучие в неполной семье