Социальная защита неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ института брака и семьи, а именно исследование характеристик неполной семьи. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

•исследование современного понятия семьи, её значение в жизни общества, эволюционных изменений института семьи и брака;
•анализ сущности неполных семей;
•исследование причин и негативных факторов неполных семей;
•особенности социальной защиты неполных семей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика и актуальные проблемы неполных семей в современном обществе 5
1.1. Современные проблемы семьи 5
1.2. Понятие и сущность неполной семьи 8
Глава 2. Проблемы воспитания детей в неполной семье 17
2.1. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье 17
2.2. Возможные пути решения воспитательных вопросов в неполных семьях 24
Глава 3. Особенности социальной защиты неполной семьи 28
3.1. Проблемы неполных семей 28
3.2. Основные задачи социальной защиты неполных семей в РФ 33
Заключение 45
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

2. доработка Неполные семьи. Социальная защита.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

     Очень важно, чтобы бывшие супруги - его родители - сохранили между собой добрые отношения Чтобы адекватно, открыто и честно объяснили растущему человеку случившееся. Чтобы в его представлении сохранился положительный образ и матери, и отца - ведь если родители порочат друг друга в глазах сына или дочери, оба потом, как правило, бывают скомпрометированы. И, конечно, ребенок будет чувствовать себя лучше, спокойнее, если сможет обсуждать свою домашнюю ситуацию со сверстниками.

     Сравнивая детей, выросших с отцами и без  них, ученые обнаружили, что этот «невидимый» по причине частого отсутствия в доме, «некомпетентный» и порой невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, нередко имеют пониженный уровень притязаний у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще невротические симптомы. Мальчики из материнских семей труднее налаживают контакты со сверстниками, хуже усваивают мужские половые роли и соответствующий стиль поведения.

     Но  эти данные были в основном вторичными, косвенными. В середине 1970-х годов психологи начали изучать, как отцы фактически общаются с детьми, чем отцовское поведение и установки отличаются от материнских и что вообще значит для мужчины - быть отцом. Ну, а в 1980-х годах появились уже сравнительные международные исследования того, как варьируется понимание отцовства и поведение конкретных отцов у разных народов, в разной социально-культурной среде, в семьях разного типа.

     Японские  ученые, например, подобно нашим, западноевропейским и американским, отмечают, с одной  стороны, уменьшение отцовской роли в семье, а с другой - резкое несоответствие стереотипных ожиданий и действительности. Из 542 городских подростков, отвечавших на вопрос: «Говорит ли ваш отец, какой образ жизни вы должны вести сейчас и в будущем?» - только четверть ответили «да», почти три четверти сказали, что не говорят с отцами о подобных вещах и не следуют отцовским советам. С матерью свои дела обсуждают 86, а с отцом - 58 процентов юношей и девушек; 35 процентов опрошенных вообще не делятся своими проблемами с отцами, хотя отцы у них есть.

     Были  опрошены и супружеские пары, свыше  двенадцати тысяч: «Если ребенок  не слушается, кто, по-вашему, должен делать ему замечание? И кто в вашем  доме фактически делает это?» Оказалось, что от отца такого поведения ожидают значительно чаще, чем это происходит в действительности.

     Положение отца в современной семье вообще проблематично. В традиционных, патриархальных семьях отцы осуществляли преимущественно  «властные» функции, не участвуя непосредственно  в уходе за детьми. Сегодня такое распределение обязанностей подвергается критике как несправедливое, а отцовская власть выглядит все более эфемерной. Многие мужчины психологически не готовы к выполнению домашних обязанностей, к уходу за ребенком.

     Однако  у одиноких матерей и одиноких отцов есть свои социально-психологические особенности. Женщинам обычно труднее добиться послушания, особенно от мальчиков. Мужчинам не всегда удается наладить эмоциональный контакт, особенно с девочками. Есть разница и в поведении сочувствующих друзей, родственников: они больше помогают одиноким отцам. В отцовской семье воспитание ребенка осуществляется более демократично.

     Преемственность семейного стиля существует, но иногда она идет по прямой, а иногда - от обратного. Отсутствие в доме родительского тепла может способствовать тому, что дети вырастут холодными. Но возможно и иное: испытывая дефицит родительского тепла, подросток мечтает, чтобы в его собственной семье все было иначе, и впоследствии становится самым нежным отцом12

     Итак, делая обобщающий вывод по данной главе, отметим, что семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья - ячейка общества») и выполняет ряд функций:

  • воспитательную (отцовство и материнство, контакты с детьми и их воспитание);
  • хозяйственно-бытовую (удовлетворение материальных потребностей семьи и содействие сохранения здоровья);
  • эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);
  • духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);
  • сексуально-эротическую.

Очевидно, что в монородительской (семья  с одним родителем) семье перечисленные  функции не могут реализовываться  в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, медицинские и психолого-педагогические. Самое важное, что неполным семья необходимо оказывать помощь в реализации ее функций как института воспитания и социализации детей.

Глава 3. Особенности социальной защиты неполной семьи

     3.1. Проблемы неполных семей

 

     Кроме, вышеназванной проблемы функционирования неполных семей как института  воспитания и социализации детей  можно выделить ряд следующих:

     Социальные  проблемы неполных семей связаны в первую очередь с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье (не говоря уже о тех случаях, когда семья не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособие детей).

     Один  из важнейших аспектов исследования касался совмещения одинокими матерями семейных и профессиональных ролей. В ряде европейских стран система социальных выплат, материальной помощи и гарантий полностью обеспечивает функционирование семьи, и одинокие матери могут заниматься только воспитанием детей (т.е. быть только матерью). В России кроме решения воспитательных и бытовых проблем, одинокая мать не может не зарабатывать на жизнь себе и своим детям (за исключением особых ситуаций), т.е. вынуждена совмещать производственную и родительскую роли.

     Доход женщин как правило значительно  ниже дохода мужчин в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного обязанностями  по уходу за детьми. Доход от алиментов  в том случае, когда дети имеют  на них право и реально получают их, обычно покрывает не более половины стоимости содержания детей.13

      Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца, при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

     На  положение материнской семьи  может влиять возраст, образование, квалификация, профессия, социальные связи, этническая или религиозная принадлежность.

     Социально-экономический  статус матерей, воспитывающих детей  без мужа, достаточно разнолик, хотя тяготеет к непрестижным видам профессиональной деятельности и низкостатусным социальным группам общества. Из них треть - рабочие, 10 % относятся к младшему обслуживающему персоналу (уборщицы, санитарки, няни), 16 % матерей не имеют работы и трудятся, время от времени, четверть женщин - врачи, учителя, медсестры, экономисты, бухгалтеры.

     Материальное  положение семей с одним родителем, по словам детей и наблюдениям психологов, тяжёлое в 55 случаях из ста, 7 % семей относятся к категории очень бедных. У 30 % семей,  уровень жизни не лучше и не хуже, чем у большинства других семей района.

      В расширенных неполных семьях доход  низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

      Таким образом, по результатам исследований Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН  неполные семьи с несовершеннолетними детьми по всем критериям входят в самый многочисленный слой бедного населения. Законодательную систему государственного социальной защиты, льгот и гарантий вряд ли можно расценить как материальную помощь семьям с детьми; неуклонно идет разрушение сферы социальных услуг (здравоохранения, образования, муниципального жилья) и социальных инфраструктур (системы детских учреждений, оздоровительных лагерей, библиотек).

      Положение неполных семей в России с точки  зрения уровня жизни полностью совпадает с ситуацией в других странах: именно неполные семьи по доле бедных опережают все другие типы семей, а по сравнению с полными семьями с детьми их средний доход составлял 62%. По регионам России этот показатель колебался от 55% - в Тверской области и Республике Чувашия до 69% - в Орловской области, где до середины 90-х годов пытались сохранять государственный патернализм, пусть и на региональном уровне.

      Предлагаемые  обществом способы адаптации (переход  на работу в рыночный сектор экономики, дополнительная занятость, активное использование личного подсобного хозяйства) оказались приемлемыми не далеко не для всех категорий населения. Одинокие женщины с детьми оказались в этой ситуации не способными в большинстве своем вырваться из бедности. Мониторинг уровня жизни населения, проведенный Минсоцзащиты в 9 регионах России показал, что, несмотря на значительную дифференциацию материальной обеспеченности населения по регионам страны, повсеместно отмечается отставание неполных семей с точки зрения материальной обеспеченности, с которыми в некоторых регионах могли сравниваться только одинокие пенсионеры в связи с временными задержками выплаты пенсий. 14

      Проблема  трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа. Близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

      Одинокий  родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

      Жилищная  проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтом.

      Одинокая  мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

     Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей. Учитывая, что подавляющее большинство неполных семей состоит из матери и ее детей, в основном эти проблемы касаются женщин.

      Рассмотрим  психологические проблемы родителей - проблема совмещения ролей, когда  в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции  другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

      Отсутствие  опыта семейной жизни, особенно у  матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

      После развода отношения между родителями могут остаться  нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в  воспитании детей после развода) или находятся в состоянии  конфронтации. Чаще мать препятствует общению отца с детьми, участию  его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

     Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

      Проблема  создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным – боязнь повторить ошибку; овдовевшим – память по умершему супругу; одиноким – отсутствие опыта семейно жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь  и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

      У детей возникает проблема отношения  к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать  проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между   родителями – проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

      Проблема  взаимоотношения детей. В случая рождения  в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, в также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Информация о работе Социальная защита неполной семьи