Социальные проблемы неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Работа содержит 1 файл

социальные проблемы неполных семей.doc

— 100.50 Кб (Скачать)


Социальные проблемы неполных семей

О семьях с одним родителем

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.[10]

Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. доля неполных семей составляла 14,7%; в1989 г. их стало уже 15,1%. Микроперепись 1994 г. выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных.[11]

 Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными.

Основными причинами увеличения неполных семей являются:

1)   Увеличение количества разводов.

Развод – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин. О динамике нестабильности браков свидетельствует таблица:

Динамика нестабильности браков[12]

Год

В тысячах

На 1000 населения

Браков

Разводов

Браков

Разводов

1992

1053,7

639,2

7,1

4,3

1993

1106,7

663,3

7,5

4,5

1994

1180,6

680,5

7,4

4,6

1995

1074,4

665,6

 7,3

4,5

1996

867

562

5,9

3,8

1997

928

555

6,3

3,8

В 1997 году на каждые 100 вновь заключенных браков приходилось около 60 разводов. По сравнению с 1992 годом улучшилось соотношение (на 1000) расторгаемых и заключенных браков. Однако можно отметить, что тенденция к расторжению брака растет, и будет расти за счет вероятности развестись в течение одного года супружества.

За период 1990-1997 гг. в России было расторгнуто более 2 460 000 браков, таким образом, остались без отца и реже – без матери 2 150 000 детей, жизнь которых может оказаться вследствие этого ущербной. Интересно, что чем меньше в семье детей, тем выше вероятность развода. Так, 35,9% разведенных семей были бездетными, 43% имели одного ребенка, 20,3% - двух детей.[13]

В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе.

Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств. Однако, Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе место (после США) в мире по этому показателю, существенно опережая другие державы.

Если в конце 50-х годов число разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно неуклонно возрастало, о чем свидетельствует диаграмма:

Коэффициенты разводимости в РФ (на 1000 населения)[14]

Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.

В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.

Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.

2)   Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных респондентов не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке.[15] В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».

Статистика последних десятилетий показывает, что неблагоприятное развитие брачно-семейных отношений в России, прежде всего, проявляется в росте внебрачной рождаемости. В России по сравнению с 1970 годом в 1998 году число внебрачных рождений увеличилось больше, чем в 1,5 раза (с 201,2 до 345,9 тыс. чел.). Если в 1970 году было 10,6% внебрачных детей (от общего числа родившихся), в 1990 г. – 14,6%, в 1998 г. – уже 27%.[16]

Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:

a)     Матери, родившие ребенка без мужа сознательно.

b)    Матери, родившие ребенка без мужа вынужденно.

c)     Матери, усыновившие ребенка, без мужа.

Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу XX в. – началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

3)   Увеличение смертности мужчин.

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно по этому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.

Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.

2.2. Негативные факторы воспитания

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери».[17] Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.

Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.

В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведенного Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% - родители отца ребенка, 4% - отец ребенка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребенком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.[18]

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1.     Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2.     Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3.     Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4.     Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

5.     Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6.      Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.[19]

Из этого можно сделать вывод, что дети, растущие без отца, вероятнее всего оставят школу; будут страдать от бедности; будут жить на пособие; рано женятся (выйдут замуж); будут иметь внебрачных детей; разведутся; будут правонарушителями; пристрастятся к наркотикам и алкоголю.

Употребление алкоголя и курение подростков, проживающих в различных типах семей ( % )[20]

Варианты

Семьи

С отцом и матерью

С отчимом

Без отца

Без матери

всего

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Курят:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто

23

13

39

25

25

9

20

17

24

13

Редко

25

13

19

29

23

18

38

20

26

14

Выпивают:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто

11

10

12

14

6

6

20

-

10

9

Редко

28

 

46

 

25

 

 

 

28

 

Анализируя данные таблицы можно сказать, что уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе. По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (сводных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей.  Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляют меньший уровень девиации.

Информация о работе Социальные проблемы неполных семей