Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:59, курсовая работа
Цель данной работы – анализ института брака и семьи, а именно исследование характеристик неполной семьи. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
•исследование современного понятия семьи, её значение в жизни общества, эволюционных изменений института семьи и брака;
•анализ сущности неполных семей;
•исследование причин и негативных факторов неполных семей;
•особенности социальной защиты неполных семей.
Введение 3
Глава 1. Характеристика и актуальные проблемы неполных семей в современном обществе 5
1.1. Современные проблемы семьи 5
1.2. Понятие и сущность неполной семьи 8
Глава 2. Проблемы воспитания детей в неполной семье 17
2.1. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье 17
2.2. Возможные пути решения воспитательных вопросов в неполных семьях 24
Глава 3. Особенности социальной защиты неполной семьи 28
3.1. Проблемы неполных семей 28
3.2. Основные задачи социальной защиты неполных семей в РФ 33
Заключение 45
Список литературы 46
Общий объем неполных семей на конкретный период можно оценить по числу зафиксированных распавшихся семей с детьми в органах ЗАГС (разведенные) и по спискам получателей «увеличенных» детских пособий (внебрачные) и пенсий на детей по потере кормильца (вдовьи семьи) в органах социальной защиты населения.
Демографические тенденции в России таковы, что возглавляемые женщинами неполные семьи будут формироваться и в дальнейшем. При существующей динамике показателей разводов супругов с детьми, уровне смертности и росте рождений вне брака доля детей, которые проведут часть своей жизни в семье с одним родителем, достигает 63,3%
Итак, проблема семей одиноких матерей в нашей стране сама по себе не нова, но расширение причин и источников образования таких семей на фоне современной демографической и социально-экономической ситуации в России делают их проблемы более сложными и требуют всестороннего изучения и освещения. Помимо того, что они несут постоянную психологическую нагрузку, совмещая производственную и родительскую роли, результаты эмпирических исследований и гендерного анализа изменений социально-экономического положения россиян в период реформ свидетельствуют о том, что семьи одиноких матерей составляют существенную долю среди бедных и самых бедных. Но повседневные нужды и потребности этих семей не воспринимаются как серьезная государственная проблема и не стоят в ряду первоочередных задач.
Специальные, посвященные семьям одиноких матерей исследования, проведенные в последние годы в различных городах и регионах России, немногочисленны. Между тем с учетом современных реалий в развитии института семьи и многообразия существующих семейных укладов изучение этой проблемы весьма актуально, в частности - для научного обоснования государственной политики в отношении семьи и при разработке различных вариантов эффективной социальной поддержки наиболее уязвимых семей.
Прежде чем приступить к рассмотрению проблем семей одиноких матерей попытаемся дать определение объекта исследования.
Ни один современный словарь или энциклопедия не дают толкование понятия «одинокая мать», а тем более – «семья одинокой матери». Более того, термин «одинокая мать» употребляется в государственных нормативных актах в значении, весьма далеком от обыденного восприятия.
Впервые юридический термин «одинокая мать» появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. о материальной помощи многодетным и одиноким матерям. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая «внебрачных» детей. Развернутая интерпретация этого термина обозначает более широкую категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Как правило в обыденном сознании россиян понятие «одинокая мать» отождествляется с одиноким материнством, а семьи одиноких матерей различного брачного статуса именуются неполными или материнскими семьями.
В научной литературе наряду с терминами «одинокая мать» и «семья одинокой матери» используется также обобщающее понятие «семьи, возглавляемые женщинами».
Образовательный уровень матерей обследуемых школьников заметно дифференцирован; пятая часть имеют высшее образование, две трети - среднее, 17 % - неполное среднее.
Данные социокультурные характеристики говорят о том, что возможности одиноких матерей по воспитанию детей различны.
Судя по данным опроса, морально-нравственная атмосфера, сложившаяся в каждой пятой семье с одним родителем, должна быть оценена как неблагоприятная для нормального развития ребёнка. 35 % семей в этом плане не лучше и не хуже других семей, 41 % семей рассматриваются психологами и классными руководителями как благоприятные для нормальной социализации ребёнка.
Каждая вторая одинокая мать характеризуется со стороны как внимательная, заботливая, стремящаяся, чтобы её ребёнок был не хуже других. В то же время каждый четвертый ребёнок практически заброшен, предоставлен самому себе.
В
настоящее время спектр неполных
семей пополняется семьями
В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.
Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки). Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.
Они образуются, как правило в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей, лишение их родительских прав – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.5
Итак, совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источником их формирования являются разводы, внебрачная рождаемость, вдовство одного из супругов, раздельное проживание супругов, усыновление ребенка одиноким родителем, опекунство в случае смерти родителей или лишения родительских прав, временно одинокие.
Рассмотрим некоторые причины неполных семей. По данным 2005 года разводы и внебрачная рождаемость наряду с овдовением – причины образования неполных семей. По данным микропереписи населения в каждой пятой семье с детьми до 18 лет отсутствовал один из родителей. В подавляющем своем большинстве (94 %) это материнские семьи без отца. Одного ребенка имели в своем составе 69 % неполных семей, двух – 25 %, трех и более – 6 %.6
Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака. Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. В 60-е – 70-е годы эта доля, по данным Госкомстата РФ, составляла 10 – 12 %. В 1989 г. – 13,2 %, в 1994 г. – 19,6 %, в 1995 г. – 21,1 %, в 1996 г. – 23,0 %.
Наибольшее
и увеличившееся
Каждый
5-й ребенок рождается вне
Однако,
особенно велик рост внебрачной рождаемости
у несовершеннолетних матерей. Существуют
медико-биологические
Рассмотрим причины, по которым женщина решает родить ребёнка вне брака:
Смерть одного из родителей. В связи с тем, что смертность мужчин выше, продолжительность жизни меньше, чем у женщин, число вдов гораздо больше, чем вдовцов (18,2 % против 2,5%) особенно в старшем возрасте. Особенностью настоящего времени является также беспрецедентный рост смертности от так называемых неестественных причин, что вызвано резким снижением уровня и качества охраны труда, ростом травматизма на производстве и в транспорте, увеличением потерь от стихийных бедствий7.
Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике Загсов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.
В последнее время, общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В некоторых регионах развод достигает своего пика: на 100 браков, заключенных в течение года приходится 100 разводов.8
Причины разводов изучаются обычно по заявлениям в органы Загса или в суды, причем там фигурируют такие, как несходство характеров, пьянство однако из супругов, измена. Другие причины занимают гораздо меньше места. Очевидно, что это не затрагивает все разнообразие причин развода. Для стабилизации семей важно изучать подлинные основания, которые их разрушают. Социально-экономический и морально-психологический кризис, переживаемый страной, привел к «свертыванию» семьи, ее уменьшению (за счет отказа от детей, что привело к сокращению рождаемости) или временному отказу от нее – что дало снижение количества браков и рост разводов.9
Делая вывод по данной главе, отметим, что семья - малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство». Неполная семья - нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. Неполные семьи возникают в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся.
В настоящее время, происходят изменения функций брака и брачной морали в современном обществе. За ними стоят также и существенные изменения в социально-демографической сфере жизнедеятельности человека. Так, снижение смертности дало возможности для снижения рождаемости. С другой стороны ограничение рождаемости дало человеку возможность свободнее распоряжаться своей жизнью.
Таковы
внешние статистические показатели.
Из них видно, что за последнее
время в обществе произошли значительные
изменения в представлении о семье,
что сильно повлияло на такие показатели
как увеличение количества разводов, неполных
семей и снижением рождаемости.
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.
Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи – тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания. Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая в избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности). В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между материю и детьми-подростками.
В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей – «бабушка – мать – ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семенной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.