Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:59, курсовая работа
Цель данной работы – анализ института брака и семьи, а именно исследование характеристик неполной семьи. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
•исследование современного понятия семьи, её значение в жизни общества, эволюционных изменений института семьи и брака;
•анализ сущности неполных семей;
•исследование причин и негативных факторов неполных семей;
•особенности социальной защиты неполных семей.
Введение 3
Глава 1. Характеристика и актуальные проблемы неполных семей в современном обществе 5
1.1. Современные проблемы семьи 5
1.2. Понятие и сущность неполной семьи 8
Глава 2. Проблемы воспитания детей в неполной семье 17
2.1. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье 17
2.2. Возможные пути решения воспитательных вопросов в неполных семьях 24
Глава 3. Особенности социальной защиты неполной семьи 28
3.1. Проблемы неполных семей 28
3.2. Основные задачи социальной защиты неполных семей в РФ 33
Заключение 45
Список литературы 46
6. Продлить выплату пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет. В период кризиса это будет способствовать снижению давления женской рабочей силы на рынок труда на фоне ожидаемых массовых увольнений. Такое пособие выплачивается, к примеру, в Беларуси и Украине. Если считать, что 1 млн. женщин не выйдут на рынок труда, то расходы на пособия составят 13 млрд. руб., в том числе примерно 4 млрд. руб. из средств дефицитного ныне ФСС. Для точных расчетов требуется обследование или опрос, ибо сейчас нет данных по используемым отпускам по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет.
7.
Установить федеральный
8.
Ввести порядок индексации
9. Предоставить право лицам, получившим сертификат на материнский (семейный) капитал, направлять эти средства на оплату профессионального обучения и повышения квалификации. Если в 2009 г на погашение жилищных, ипотечных кредитов и займов предусмотрено дополнительно 26 млрд., то можно предположить 3 млрд. руб. на оплату профессионального переобучения и повышения квалификации женщин.
10. На период кризиса установить обязательный перечень предоставляемых в субъектах Российской Федерации льгот, услуг и натуральной помощи для многодетных семей и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и предусмотреть предоставление субсидий из федерального бюджета.
Обязательный перечень может включать бесплатный (льготный) набор продуктов питания для детей, ежегодное обеспечение школьной формой, школьно-письменными принадлежностями, выдачу бесплатного пакета товаров для новорожденного, дополнительного набора молочных продуктов через молочные кухни для детей до 3 лет, дополнительное лекарственное обеспечение, обеспечение горячим питанием учащихся в школах и учреждениях начального профессионального образования, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Каждый регион может решать эту задачу исходя из территориальной, климатической, национальной, культурной и социальной специфики.
Действующий Указ Президента «Об основных мерах поддержки многодетных семей в РФ» в 1992 году являлся антикризисной мерой, однако носит рекомендательный характер и ни в одном регионе в полном объеме не выполняется.
Активизация социальной работы, по сути, является государственным заказом на расширение рабочих мест в социальном обслуживании. Она позволит расширить зону трудоустройства, общественных работ, в первую очередь для женщин, составляющих большинство зарегистрированных безработных.
11.
Разработать подпрограмму «
Данная мера направлена на снижение последствий демографического кризиса (поддержка многодетности) и экономического кризиса (стимулирование строительного комплекса). В 2009 г бюджеты уже выделяют на реализацию жилищных программ, без поддержки ипотеки, около 300 млрд. руб., в том числе 90 млрд. руб. на обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Можно предложить государственный заказ от центра и регионов на обеспечение доступного жилья для многодетных семей в размере 30 млрд. руб. в год или 10% от общих программ на жилье.
12. Организовать систему добровольной взаимопомощи семей в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Сегодня в Москве, Новосибирске, других городах и регионах действуют программы семейной взаимопомощи, например «Семья - помоги семье». Данный опыт целесообразно распространить во всех субъектах Федерации, обеспечив соответствующую информационно-программную поддержку на федеральном уровне путем создания специализированного Интернет-портала. Подобный проект - портал «Работа в России» - реализован в 2009 году в сфере содействия трудоустройству и занятости населения.
Организаторами данной помощи могут стать территориальные учреждения социального обслуживания семей с детьми, которых по официальным данным более 3,5 тысяч, общественные объединения.
13.
Расширить статистическую и
14. Организовать на федеральном уровне обобщение информации о лучших практиках государственного и муниципального управления в сфере социальной поддержки семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Примером такой практики может служить организация семейных детских садов Москве, подразделений в Новосибирске по работе с женщинами, отказывающимися от детей в роддомах, и т.п.
15. Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ позволяющие обеспечить финансирование мероприятий, направленных на поддержку общественных организаций, выявление инновационных технологий социального обслуживания, поддержку социально-значимых проектов путем проведения конкурсов (грантовая поддержка) в рамках целевых и ведомственных программ субъекта Федерации.
Все
эти меры помогут неполным семьям справиться
с экономическими и социальными трудностями.
Заканчивая работу над курсовой работой, следует сказать, что безусловным является то, что все негативные процессы, происходящие сегодня в российской семье должны вызывать тревогу. Необходимо пристальное внимание к проблемам института семьи, как единственно способного решать демографические задачи общества. Для преодоления негативных последствий современных демографических тенденций требуется переоценка социально-психологического значения института семьи для государства; переосмысления роли семьи в жизни человека, и, далее, исходя из этого, прогнозирование перспективы развития семьи.
Более того, многие исследователи семьи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье «самость» отдельного члена если не игнорируется, то по крайней мере рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно-этическими нормами не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет.
Современная семья, несмотря на сокращенные до минимума размеры, в принципе остается все еще той формой общества, которая способна успешно решать задачи физического, душевного, духовного здоровья человека, гарантировать человеку стабильность в быстро меняющемся, нестабильном мире. Вместе с тем активное разрушение на протяжении XX века института брака и семьи с их социализирующими и психотерапевтическим функциями является фактором-катализатором роста всех деструктивных явлений в обществе. В этой связи крайне актуализируется проблема семейной политики, главные принципы которой призваны обеспечить как благоприятные условия функционирования семьи, так и соблюдение суверенитета семьи и защиту ее права на свободное развитие.
Приложение
1
Количество
неполных семей (по сравнению с полными
семьями) в различных странах с 1970 по 2005
гг.
Приложение
2
Разводы
по числу общих детей у
Приложение
3
Коэффициент
суммарной рождаемости
Приложение
4
Количество неполных семей в России 1974-2004 гг.