Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.
Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________
- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- предоставление единовременной финансовой помощи на обустройство быта молодым специалистам, приехавшим и работающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, оказание материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам (семьям);
- организация оздоровления малообеспеченных граждан и работающих пенсионеров, имеющих почетные звания, из числа коренных малочисленных народов Севера путем приобретения санаторно-курортных путевок в лечебно-оздоровительные учреждения Российской Федерации, оказание материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам (семьям), чествование трудовых династий, старейшин и юбиляров.
В ХМАО-Югре приняты и действует многочисленные нормативные акты, регулирующие вопросы социальной защиты, и характеризующие дополнительные меры социальной поддержки, к ним можно отнести:
1) Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»[86];
2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2005 года № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»[87];
3) Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»[88];
4) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2007 года № 139-оз «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»[89];
5) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»[90];
6) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 декабря 2008 года № 148-оз «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»[91];
7) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»[92];
8) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2010 года № 137-оз «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2011 финансовый год»[93];
9) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 июля 2009 года № 198-п «Об организации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет»[94];
10) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 декабря 2009 года № 323-п «О размере денежных средств на личные расходы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и проживающих в учреждениях автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[95];
11) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 января 2010 года № 10-п «О предоставлении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительных мер социальной поддержки»[96];
12) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 января 2010 года № 25-п «О порядке предоставления в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок и оплаты проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно, денежных средств на приобретение путевок и оплату проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно и размерах их предоставления»[97];
13) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2010 года №216-п «О нормировании в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мерами государственной поддержки»[98];
Таким образом, одним из приоритетов автономного округа является выполнение в полном объеме публичных обязательств автономного округа перед населением, что предполагает усиление адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, повышение качества оказания социальных услуг.
В ближайшем периоде 2012-2015 гг. в ХМАО-Югре продолжится реализация многоплановой социальной защиты, которая в первую очередь направлена, на улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения, на формирование устойчивой социальной среды, эффективному использованию бюджетных средств, обеспечению реализации социальных программ, главным результатам которых является сохранение положительной динамики основных социальных показателей, достигнутой в предыдущем периоде.
2.2. Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск
Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения определены Федеральным законом от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[99]. Согласно указанного закона органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Основным направлением в области социальной защиты населения в г.Нижневартовске является решение проблем всех категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, обеспечение доступности и высокого качества социальных услуг.
В городскую систему входят 9 учреждений социального обслуживания ХМАО - Югры, которые играют ведущую роль в оказании помощи различным категориям гражданам.
Перечень учреждений и количество лиц, получающих помощь в этих учреждениях за период с 2009- 2011 годы, а также прогнозный период 2012 года приведены в Таблице 2.
Таблица 2 - Учреждения социальной защиты населения
Показатели | Ед. | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Реабилитационный центр | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число граждан, получающих | чел. | 550 | 1500 | 1500 | 1500 |
Центр комплексной | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число граждан, получающих | чел. | 648 | 2591 | 2500 | 2500 |
Центр социальной | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число граждан, получающих | чел. | 97 | 1970 | 1400 | 1400 |
Комплексный социальный | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число граждан, получающих | чел. | 2372 | 3000 | 3000 | 3000 |
Социально-оздоровительный | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число граждан, получающих | чел. | 22775 | 10073 | 4195 | 4195 |
|
Указанные учреждения социальной защиты населения г.Нижневартовска предоставляют широкий спектр комплексных услуг, направленных на улучшение положения социально незащищенных групп населения.
Большое внимание в системе социального обслуживания населения на сегодняшний день уделяется работе с гражданами пожилого возраста, т.к. люди молодые и среднего возраста живут более активной и разнообразной жизнью.
Гражданином пожилого возраста являются женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет. Эта категория граждан больше всех нуждается в социальной поддержке. В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные (территория крайнего севера) и другие особенности жизнедеятельности.
В сфере обслуживания граждан пожилого возраста созданы и действуют следующие учреждения:
1. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог».
Формой социального обслуживания данного учреждения является социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Категория обслуживаемых: граждане пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию.
Оказываемые услуги: социально-бытовая и доврачебная медицинская помощь, направленная на профилактику обострений имеющихся заболеваний, морально-психологическая поддержка, как самих граждан, так и членов их семей, обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными.
Отделение может обслуживать временно (до 6 месяцев) или постоянно.
Периодичность посещения граждан социальными работниками и медицинскими сестрами - не реже 3 раз в неделю.
Социальные услуги предоставляются отделением бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты.
Социальные услуги в отделении предоставляются бесплатно инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны.
Зачисление граждан на обслуживание осуществляется по решению руководителя учреждения на основании:
- личного заявления гражданина или законного представителя о предоставлении социальных услуг;
- документа, удостоверяющего личность гражданина;
- документа, определяющего право на льготы;
- заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание;
- справки, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере пенсии с учетом надбавок.
Дополнительно, для граждан, поживающих в семьях, предоставляется:
- справка органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
- справка от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.
В комплексном центре социального обслуживания населения «Диалог» социальную помощь ежегодно могут получить 23,1 тыс. нуждающихся.
C 1 января 2012 года в структуре центра социального обслуживания «Диалог» создано социально-реабилитационное отделение, его деятельность направлена на комплексный подход к реабилитации инвалидов. Новое учреждение разместится в Центре помощи семье и детям «Кардея». Здесь можно будет получить информацию о том, как ухаживать за инвалидами, какие существуют технические средства реабилитации, получить юридическую и психологическую помощь[100].
2. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Отрада».
Категория обслуживаемых: граждане пожилого возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет.
Оказываемые услуги: для граждан созданы условия проживания, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, предоставляются помещения для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания согласно действующему законодательству РФ и ХМАО-Югры.
Граждане обеспечиваются: мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями); рационально сбалансированным качественным и разнообразным питанием, в т.ч. диетическим; первичной медико-санитарной помощью и необходимым уходом с учетом состояния здоровья; техническими средствами ухода и реабилитации.
Условия зачисления: прием граждан производится по путевке Департамента социального развития ХМАО-Югры. Путевка выдается на основании личного письменного заявления гражданина (либо его законного представителя) с приложением соответствующего пакета документов. При наличии свободных мест администрация дома-интерната может принять на временное проживание (сроком от 2 до 6 месяцев) на платной договорной основе граждан пожилого возраста и инвалидов[101].