Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.

Содержание

Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________

Работа содержит 1 файл

Оле.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

      Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических и политических отношений[12].

        Главной целью социальной защиты является максимально возможное смягчение негативных явлений: роста безработицы, спада жизненного уровня населения, сокращения объемов поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев и групп населения, социально-психологической напряженности, стрессовых проявлений и социальной подавленности[13].

        В число основных задач входят следующие:

          - реализация основных направлений государственной со­циальной политики на территории муниципального образования;

        - организация пенсионного обеспечения;

         - организация социального обслуживания населения;

         - организация новых форм и видов натуральной адресной помощи;

         - организация социальной поддержки семьи, материнства и детства;

выявление особенностей социальной политики и социальной защиты населения в новых социально-экономических условиях;

      - определение основных приоритетов социальной защиты населения;

        - разработка концептуальных положений по совершенствованию экономического механизма социальной защиты населения;

         - построение организационной модели государственной системы социальной защиты и ее взаимодействия с различными общественными организациями, предприятиями, физическими лицами, занимающимися социальной поддержкой населения, развивающими благотворительную деятельность и меценатство;

       - разработка путей и способов социальной реабилитации населения;

        - нахождение оптимальных и перспективных путей совершенствования организационно-технической и материально-экономической деятельности территориальных служб социальной защиты и поддержки населения[14].

      Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию.

       Социальная защита включает в себя:

         - предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т. е. минимальные размеры заработной платы и социальных         выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;

        - организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения[15].

      Как правило, в бюджет прожиточного минимума рассчитывается в такой последовательности:

         - определяется потребление продуктов питания в среднем на одного члена семьи с учётом половозрастной структуры населения;

       - рассчитывается общий объём минимально необходимых расходов на приобретение продуктов питания на одного члена семьи;

      - составляется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе[16]. Семьи, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума в среднем по региону проживания, относятся к малообеспеченным и могут претендовать на получение адресной социальной помощи.

        Система социальной защиты формируется на следующих основных принципах:

         1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.

         Для нетрудоспособных - престарелых, детей, инвалидов, акцент сделан на поддержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.

        2. Механизм социальной защиты формируется не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не подобие «скорой помощи».

         3. Система социальной защиты действует на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и даже на уровне предприятия или организации.

         4. Хотелось бы отметить еще несколько важных принципов:

         - гуманность и милосердие - готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;

         - гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;

        - комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;

         - динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;

        - самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ[17].

        Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.

         Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса)[18].

         Основные формы социальной защиты:

       - законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

        - регулирование доходов и расходов населения;

        - социальное страхование;

        - социальное вспомоществование;

        - социальные услуги;

         - целевые социальные программы[19].

       Таким образом, социальная защита это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальные изменения, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

       1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в  социальной защите населения

 

         Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

        В мировой практике история формирования социальной работы и социальных служб начинается с 1750 года до н.э., когда в Вавилоне создавались коды справедливости - гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В библейские времена социальная работа выражается как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Благотворительность, как социальный феномен, характеризуется проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин осуществлять собственное жизнеобеспечение. Хотя бы на минимальном уровне, своими силами[20].

         В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы: милостыня, общественное призрение, попечительство.

         Милостыня - это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся гражданам[21]. Она подается тому, кто протягивает руку. Милостыня определяется личными свойствами, подающего её индивида, его субъективным ощущением, вызываемым встречей с просящим подаяние. Оказание ему посильной помощи и является целью милостыни. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, развитие профессионального нищенства.

         Общественное призрение - одна из наиболее цивилизованных, по сравнению с милостыней, форм благотворительности, которая осуществляется государством, церковью, обществом или частными лицами и выражается в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания[22]. От своей первичной формы – подаяния милостыни нищему – общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями, в соответствии с которыми для получающих помощь создаются различные заведения в зависимости от категории нуждающихся в призрении: интернаты, больницы и т.п. Структурами, оказывающими такую помощь, могут быть как государственные и ведомственные учреждения, так и общественные организации. Общественное призрение распространяется на тех, кто действительно нуждается в помощи и не делает из своей нужды промысла, т.е. не симулирует свое бедственное положение с целью злоупотребления человеческим состраданием во имя необоснованной помощи как основного источника своего существования. Мотивами данной формы благотворительности являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся людей.

        Попечительство, как форма благотворительности, изначально ставило перед собой цель находить людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им помощь, сообразно обстоятельствами по мере возможности[23]. Попечительство ориентировано на защиту личных и имущественных прав и интересов лиц из числа несовершеннолетних детей и недееспособных совершеннолетних граждан. Эта форма благотворительности нашла применение путем создания попечительских советов из числа наиболее уважаемых граждан для оказания содействия социальным учреждениям. Постепенно, именно на основе благотворительности как системы общечеловеческих ценностей, и была создана организованная государственная система социальной защиты населения [24].

       В конце ХIХ в. социальные реформаторы  и лидеры благотворительных организаций в Европе и США приходят к выводу о необходимости специальной подготовки лиц, которые будут заниматься оказанием помощи бедным и иным нуждающимся. В 90-е г. ХIХ в. в Великобритании была организована специальная лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотворительности в Лондоне. Первой школой, ориентированной на подготовку социальных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанный в 1899 г. в Амстердаме. С этого времени во всех цивилизованных странах начинают активно развиваться социальные службы, совершенствуются виды и формы социальной работы.

        В настоящее время М. Кукушин рассматривает социальную работу как:

        1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно- интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

         2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения[25].

       Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

       Принципы социальной работы:

        - методологические - гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;

        - организационные - планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;

         - взаимодействия всех социальных институтов;

         - контроля исполнения;

         - содержательные - объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий[26].

        Функции социальной работы:

         -нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;

         -медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегратив- ные[27].

       В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты среднего звена,- социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

        В 1994-1996 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

       Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности[28].

Информация о работе Социальная защита населения