Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.
Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________
1.3. Правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации
Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального защиты в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.
Смена политической ориентации государства и экономический кризис затронули все сферы жизнедеятельности общества. В особо тяжёлой ситуации оказались пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные семьи. Поэтому главной целью социальной политики России стало повышение уровня социальной защищённости личности и дальнейшее развитие, совершенствование социальной сферы. Способствовать этому призвана правовая база.
Нормативно-правовые акты, имеющие отношение к сфере социальной защиты населения отражают три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.
I группа – «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»[44], «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей»[45] и др.
II группа - Конституция РФ[46], Семейный кодекс РФ[47], и другие федеральные законы.
III группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.
Каждый гражданин РФ имеет право на социальную защиту. Это право закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является в ст. 7 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей[48].
Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.
Конституция РФ ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.
Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.
Конституция РФ не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и чётко определяет пути его реализации - прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав. Этот перечень социальных гарантий является «открытым», т.е. может быть дополнен и расширен законами РФ.
В соответствии с этим положением в Российской Федерации принят ряд законов, непосредственно касающихся вопросов социальной защиты населения:
1. Федеральный закон РФ от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»[49]. Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.
2. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[50]. Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
3. Федеральный закон РФ от 02 августа 1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[51]. Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
4. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995г. № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[52]. Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. В Законе сформулированы понятия «социальные услуги», «клиент социальной службы», «трудная жизненная ситуация». В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.
5. Федеральный закон РФ от 24 октября 1997г. № 134 - ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[53]. Закон устанавливает правовую базу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий при получении минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
6. Федеральный закон РФ 17 июля 1999г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи»[54]. Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования указанного федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
7) Следует особо отметить урегулирование законодателем вопросов оказания благотворительной помощи остро нуждающимся категориям граждан.
Это позволило расширить сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Развитию благотворительной деятельности способствует Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[55]. Согласно Закону целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов.
8) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[56]. Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
9) Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[57]. Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закон также регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
10) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[58]. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
Для регулирования деятельности учреждений социального обслуживания в Российской Федерации разработан ряд Национальных государственных стандартов:
«Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»[59] ГОСТ Р 52142-2003. Стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению учреждениями социального обслуживания и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг.
«Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»[60] ГОСТ Р 52143-2003. Стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и требования к порядку и условиям оказания этих услуг.
«Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»[61] ГОСТ Р 52497-2005. Стандарт распространяется на социальное обслуживание населения и устанавливает требования к системе качества учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
«Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»[62] ГОСТ Р 52880-2007. Стандарт распространяется на государственные и иных форм собственности учреждения социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, устанавливает типы этих учреждений и содержит краткое описание их деятельности.
«Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей»[63] ГОСТ Р 52881-2007. Стандарт распространяется на государственные и иных форм собственности учреждения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и устанавливает типы этих учреждений с соответствующими характеристиками.
«Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания»[64] ГОСТ Р 52882-2007. Стандарт устанавливает требования к составу специального технического оснащения учреждений социального обслуживания, необходимого для полного и качественного оказания основных видов социальных услуг, установленных ГОСТ Р 52143, различным категориям населения (инвалидам, в том числе детям-инвалидам, гражданам пожилого возраста, женщинам, семье, детям, лицам без определенного места жительства и занятий), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
«Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»[65] ГОСТ Р 52883-2007. Стандарт устанавливает основные требования к персоналу учреждений социального обслуживания, принимающему непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений.
«Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам»[66] ГОСТ Р 52884-2007. Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе и детям-инвалидам), устанавливает порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).
«Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»[67] ГОСТ Р 52885-2007, стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые семье в целом государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица. Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации следующих групп: малообеспеченным семьям, семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неполным семьям, семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации (пострадавшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий) и др.
«Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам»[68] ГОСТ Р 52886-2007, услуги предоставляемые женщинам государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица. Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления комплекса социальных услуг оказавшимся в трудной жизненной ситуации женщинам следующих групп: подвергшимся психофизическому насилию, пострадавшим от торговли людьми или условий, сходных с рабскими, имеющим эмоциональные нарушения, невротические расстройства, трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка, женщинам, освобождающимся из мест лишения свободы и др.