Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.
Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________
Таким образом, анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы. Во-первых, этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг. Во-вторых, регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей. В-третьих, она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свои специфические функции и поэтому относительно самостоятелен.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСКИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК
2.1. Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре
ХМАО-Югра, как субъект Российской Федерации, представляет собой локальную социально-экономическую систему.
Согласно постановлению Правительства ХМАО-Югры от 19 октября 2011 г. № 1773 «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2011 год и на период до 2013 года»[69] в ХМАО – Югра проживает 1371500 человек, в том числе доля трудоспособного населения составляет 67 %. Численность пенсионеров в округе на 1 января 2011 г. составила 168804 человека и продолжает расти. Имеют место проявления негативных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие, сокращение естественного прироста населения.
В соответствии с демографическими критериями ООН население округа является молодым (лиц 65 лет и старше - 2,9 %, по Российской Федерации - 12,3 %). Доля населения старше трудоспособного возраста в округе равна 6,5 % и является одной из наиболее низких по российским регионам (в целом по Российской Федерации - 20,7 %).
ХМАО-Югра по уровню жизни характеризуется следующими показателями:
- денежные доходы населения в ХМАО-Югре, по предварительным данным за 2010 год, составили 595869,5 млн. руб. (за 2009 год - 596193,2 млн. руб.);
- среднемесячный доход на душу населения за 2010 год составил 32273,0 руб. (за 2009 год - 32487,5 руб.);
- учтенные в округе денежные расходы населения составили 518458,4 млн. руб. (87 % от общей суммы доходов);
- одним из основных источников доходов большей части работающего населения продолжает оставаться заработная плата;
- средняя заработная плата по округу за 2010 год составила 41534,7 руб. (за 2009 год - 39135,4 руб.);
- средний размер месячных пенсий на 01.01.2011 года составил 11413,19 руб. и увеличился по сравнению с декабрем 2009 года на 20,7 %;
- соотношение между средним размером месячной заработной платы и пенсии по округу составило 3,6 раза;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2010 год составила 8626 рублей[70].
Несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса на доходную часть бюджета автономного округа в программе антикризисных мер ХМАО - Югры первым приоритетом определено – выполнение в полном объеме публичных обязательств автономного округа перед населением.
Выполнение социальных обязательств перед населением Югры предполагает усиление адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, сохранение и развитие объемов и качества оказания социальных услуг.
По состоянию на 1 января 2011 года в региональном регистре получателей мер социальной поддержки зарегистрировано 109,6 тыс. человек: труженики тыла - 5,5 тыс. человек; реабилитированные лица - 2,1 тыс. человек; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - 66 человек; ветераны труда - 57,2 тыс. человек; ветераны военной службы - 104 человека; ветераны труда автономного округа - 29,6 тыс. человек; многодетные семьи - 11,0 тыс. человек; граждане, проживающие в сельской местности и не получающие меры социальной поддержки по иным основаниям, - 4,0 тыс. человек[71].
За 2010 год принято 2407 решений о присвоении званий (за 2009 год - 2571 решение), в т.ч.: «Ветеран труда» - 2220 (в 2009 году - 2376); «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - 187 (в 2009 году - 195)[72].
По состоянию на 31 декабря 2010 года ежемесячную денежную выплату получили 94,1 тыс. граждан, или 99,5% от числа граждан, состоящих в региональном регистре (без учета многодетных семей и жителей сельской местности)[73].
Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию в 2010 году предоставлены 99,3 тыс. гражданам (2009 год - 98,0 тыс. граждан), с учетом членов семьи - 137,0 тыс. человек (2009 год - 130,4 тыс. человек).
Правом на компенсацию расходов за междугородный проезд на транспорте в 2010 году воспользовались 21,0 тыс. человек (2009 год - 19,9 тыс. человек)[74].
Социальное пособие малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в 2010 году предоставлено 16,1 тыс. домохозяйствам, что на 10,3% превышает показатели 2009 года (14,6 тыс. домохозяйств)[75].
Дополнительные меры социальной помощи были предоставлены 15154 гражданам, в том числе: единовременная помощь в связи с экстремальной жизненной ситуацией оказана 14995 гражданам, средний размер помощи составил 15,0 тыс. рублей; срочная единовременная помощь оказана 59 гражданам, средний размер помощи составил 1,5 тыс. рублей; единовременная помощь для выхода семьи на самообеспечение представлена 100 малоимущим семьям, средний размер помощи составил 39,5 тыс. рублей[76].
На конец 2010 года в округе зарегистрированы 7081 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец 2009 года - 7053), из них 6500 детей воспитываются в семьях граждан (на конец 2009 года - 6304), что составляет 92% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2010 году выявлены 960 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году - 995). На воспитание в семьи граждан переданы 1022 ребенка (в 2009 году - 1082)[77].
Таблица 1 - Государственная система социальных служб автономного округа
№ | Тип учреждения | Количество | |
на 31 | на 31 | ||
1. | Учреждения социального обслуживания граждан пожилого | 34 | 32 |
1.1 | Дом-интернат общего типа | 4 | 4 |
1.2 | Геронтологический центр | 1 | 1 |
1.3 | Психоневрологический интернат | 1 | 1 |
1.4 | Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам | 3 | 3 |
1.5 | Центр социальной адаптации | 2 | 2 |
1.6 | Социально-оздоровительный центр | 2 | 1 |
1.7 | Центр комплексной реабилитации ветеранов боевых | 1 | 0 |
1.8 | Комплексный центр социального обслуживания населения | 21 | 20 |
2. | Учреждения социального обслуживания семьи и детей | 32 | 32 |
2.1 | Социально-реабилитационный центр для | 4 | 5 |
2.2 | Центр помощи детям, оставшимся без попечения | 2 | 2 |
2.3 | Социальный приют для детей и подростков | 1 | 0 |
2.4 | Центр социальной помощи семье и детям | 14 | 14 |
2.5 | Реабилитационный центр для детей и подростков с | 11 | 11 |
3. | Образовательные бюджетные учреждения для детей-сирот | 0 | 7 |
4. | Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного | 1 | 1 |
5. | Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного | 1 | 1 |
| Итого | 68 | 73 |
Таким образом, исходя из Таблицы 1 можно отметить, что сфера социальной защиты населения в автономном округе охватывает области: социального обслуживания, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, социальной поддержки семьи, материнства, детства, пожилых граждан и ветеранов, и других льготных категорий граждан, а также малоимущих граждан.
Главным аспектом социальной политики ХМАО-Югре на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии региона. В соответствии с этим развитие региона представляется как обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации функционирования территориальных образований.
Формы социальной политики подразделяются на пассивные (материальная поддержка) и активные (создание новых рабочих мест, переподготовка специалистов, различные программы, помощь в упрочнении социального статуса личности и другие). Наиболее адекватным методом реализации функций социальной защиты выступает программно-целевой метод.
Программы развития социальной сферы в ХМАО-Югры разрабатываются на региональном уровне. Они ставят цели развития систем обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, престарелых, детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, коренных малочисленных народов Севера.
Программы социального развития ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки.
Объектами таких программ являются экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и намерения Программ социальной защиты являются приоритетной деятельностью социального государства[78].
Как субъект Российской Федерации ХМАО-Югра осуществляет адресную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения в соответствии с региональными программами.
На 1 января 2012 года на учете в органах социальной защиты населения округа состояло 33,4 тыс. инвалидов, в том числе 6 тысяч детей - инвалидов[79].
В связи с этим, социальная политика по социальной защите инвалидов является необходимым условием развития общества. В автономном округе Думой ХМАО-Югры был принят Закон ХМАО-Югра от 14 июля 2009г. № 70-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» на 2010-2012 годы»[80], которым утверждена программа, направленная на социальную поддержку и социальное обслуживание инвалидов.
Целями данной программы являются:
1) повышение качества и уровня жизни инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
2) создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, условий для социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Задачи программы сводятся к следующему:
1) увеличение объема и повышение качества предоставляемых услуг в области социального обслуживания инвалидов;
2) укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги инвалидам;
3) осуществление практических мероприятий по социальной адаптации и реабилитации инвалидов;
4) дальнейшее развитие средств информации и ориентирования для инвалидов с нарушением слуха и зрения;
5) подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами;
6) оказание государственной поддержки общественным объединениям инвалидов.
Основными мероприятиями в рамках данной программы являются:
1) укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы автономного округа, предоставляющих услуги инвалидам;
2) меры социальной поддержки отдельных категорий инвалидов;
3) организационные мероприятия по социальному обслуживанию, социальной адаптации и реабилитации инвалидов:
-мероприятия по созданию безбарьерной среды и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации;
-мероприятия по социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства;
-мероприятия по социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта;
4) кадровое обеспечение;
5) методическое обеспечение учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги инвалидам;
6) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с общественными объединениями инвалидов в автономном округе в решении проблем инвалидности и инвалидов.
Ожидаемыми конечными результатами реализации программы являются развитие и совершенствование ограниченных возможностей инвалидов, достижение оптимального уровня социально-бытовой, социально-средовой и профессиональной реабилитации, а именно:
1) реализация прав инвалидов на обеспечение условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к информации:
-создание для инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата интернет-класса на базе учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры»;