Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.

Содержание

Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________

Работа содержит 1 файл

Оле.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

        Таким образом, анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы. Во-первых, этот процесс связан с принятием системы юридических норм, определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг. Во-вторых, регламентация основывается на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей. В-третьих, она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Каждый из перечисленных компонентов выполняет свои специфические функции и поэтому относительно самостоятелен.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСКИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК

 

        2.1. Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре

 

       ХМАО-Югра, как субъект Российской Федерации,  представляет собой локальную социально-экономическую систему.

  Согласно постановлению Правительства  ХМАО-Югры  от 19 октября 2011 г. № 1773 «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на 2011 год  и на период до 2013 года»[69] в ХМАО – Югра проживает 1371500 человек, в том числе доля трудоспособного населения составляет 67 %. Численность пенсионеров в округе на 1 января 2011 г. составила 168804 человека и продолжает расти. Имеют место проявления негативных демографических тенденций: снижение рождаемости, рост смертности и, как следствие, сокращение естественного прироста населения.

  В соответствии с демографическими критериями ООН население округа является молодым (лиц 65 лет и старше - 2,9 %, по Российской Федерации - 12,3 %). Доля населения старше трудоспособного возраста в округе равна 6,5 % и является одной из наиболее низких по российским регионам (в целом по Российской Федерации - 20,7 %).

         ХМАО-Югра по уровню жизни характеризуется следующими показателями:

  - денежные доходы населения в ХМАО-Югре, по предварительным данным за 2010 год, составили 595869,5 млн. руб. (за 2009 год - 596193,2 млн. руб.);

       - среднемесячный доход на душу населения за 2010 год составил 32273,0 руб. (за 2009 год - 32487,5 руб.);

        - учтенные в округе денежные расходы населения составили 518458,4 млн. руб. (87 % от общей суммы доходов);

         - одним из основных источников доходов большей части работающего населения продолжает оставаться заработная плата;

        - средняя заработная плата по округу за 2010 год составила 41534,7 руб. (за 2009 год - 39135,4 руб.);

          - средний размер месячных пенсий  на 01.01.2011 года составил 11413,19 руб. и увеличился по сравнению с декабрем 2009 года на 20,7 %;

        - соотношение между средним размером месячной заработной платы и пенсии по округу составило 3,6 раза;

         - величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за  2010 год составила 8626 рублей[70].

  Несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса на доходную часть бюджета автономного округа в программе антикризисных мер ХМАО - Югры первым приоритетом определено – выполнение в полном объеме публичных обязательств автономного округа перед населением.

  Выполнение социальных обязательств перед населением Югры предполагает усиление адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, сохранение и развитие объемов и качества оказания социальных услуг.

  По состоянию на 1 января 2011 года в региональном регистре получателей мер социальной поддержки зарегистрировано 109,6 тыс. человек: труженики тыла - 5,5 тыс. человек; реабилитированные лица - 2,1 тыс. человек; граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - 66 человек; ветераны труда - 57,2 тыс. человек; ветераны военной службы - 104 человека; ветераны труда автономного округа - 29,6 тыс. человек; многодетные семьи - 11,0 тыс. человек; граждане, проживающие в сельской местности и не получающие меры социальной поддержки по иным основаниям, - 4,0 тыс. человек[71].

За 2010 год принято 2407 решений о присвоении званий (за 2009 год - 2571 решение), в т.ч.: «Ветеран труда» - 2220 (в 2009 году - 2376); «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - 187 (в 2009 году - 195)[72].

  По состоянию на 31 декабря 2010 года ежемесячную денежную выплату получили 94,1 тыс. граждан, или 99,5% от числа граждан, состоящих в региональном регистре (без учета многодетных семей и жителей сельской местности)[73].

  Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию в 2010 году предоставлены 99,3 тыс. гражданам (2009 год - 98,0 тыс. граждан), с учетом членов семьи - 137,0 тыс. человек (2009 год - 130,4 тыс. человек).

  Правом на компенсацию расходов за междугородный проезд на транспорте в 2010 году воспользовались 21,0 тыс. человек (2009 год - 19,9 тыс. человек)[74].

  Социальное пособие малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в 2010 году предоставлено 16,1 тыс. домохозяйствам, что на 10,3% превышает показатели 2009 года (14,6 тыс. домохозяйств)[75].

  Дополнительные меры социальной помощи были предоставлены 15154 гражданам, в том числе: единовременная помощь в связи с экстремальной жизненной ситуацией оказана 14995 гражданам, средний размер помощи составил 15,0 тыс. рублей; срочная единовременная помощь оказана 59 гражданам, средний размер помощи составил 1,5 тыс. рублей; единовременная помощь для выхода семьи на самообеспечение представлена 100 малоимущим семьям, средний размер помощи составил 39,5 тыс. рублей[76].

  На конец 2010 года в округе зарегистрированы 7081 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец 2009 года - 7053), из них 6500 детей воспитываются в семьях граждан (на конец 2009 года - 6304), что составляет 92% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей.

  В 2010 году выявлены 960 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году - 995). На воспитание в семьи граждан переданы 1022 ребенка (в 2009 году - 1082)[77].

Таблица 1 -  Государственная система социальных служб автономного округа

 


п/п

Тип учреждения                   

Количество  
учреждений  
по состоянию 

на 31
декабря
2009 
года 

на 31
декабря
2010 
года 

1.

Учреждения социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов                                

34  

32  

1.1

Дом-интернат общего типа                            

4  

4  

1.2

Геронтологический центр                             

1  

1  

1.3

Психоневрологический интернат                       

1  

1  

1.4

Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам
без определенного места жительства                  

3  

3  

1.5

Центр социальной адаптации                          

2  

2  

1.6

Социально-оздоровительный центр                     

2  

1  

1.7

Центр комплексной реабилитации ветеранов боевых     
действий                                            

1  

0  

1.8

Комплексный центр социального обслуживания населения

21  

20  

2.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей   

32  

32  

2.1

Социально-реабилитационный центр для                
несовершеннолетних                                  

4  

5  

2.2

Центр помощи детям, оставшимся без попечения        
родителей                                           

2  

2  

2.3

Социальный приют для детей и подростков             

0  

2.4

Центр социальной помощи семье и детям               

14  

14  

2.5

Реабилитационный центр для детей и подростков с     
ограниченными возможностями                         

11  

11  

3.

Образовательные бюджетные учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей         

0  

7  

4.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного  
округа - Югры «Методический центр развития          
социального обслуживания»                           

1  

1  

5.

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного 
округа - Югры «Югорский социальный регистр»         

1  

1  

 

Итого                                               

68  

73  

 

        Таким образом, исходя из Таблицы 1 можно отметить, что сфера социальной защиты населения в автономном округе охватывает области: социального обслуживания, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, социальной поддержки семьи, материнства, детства, пожилых граждан и ветеранов, и других льготных категорий граждан, а также малоимущих граждан.

         Главным аспектом социальной политики ХМАО-Югре на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии региона. В соответствии с этим развитие региона представляется как обеспечение устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации функционирования территориальных образований.

         Формы социальной политики  подразделяются на пассивные (материальная поддержка) и активные (создание новых рабочих мест, переподготовка специалистов, различные программы, помощь в упрочнении социального статуса личности и другие). Наиболее адекватным методом реализации функций социальной защиты выступает программно-целевой метод.   

      Программы развития социальной сферы в ХМАО-Югры разра­батываются на региональном  уров­не. Они ставят цели развития систем обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения,  престарелых, детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, коренных малочисленных народов Севера.

        Программы социального развития ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций раз­вития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки.

       Объектами таких программ являются экономический, правовой, куль­турный, демографический, национально-этнический и дру­гие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и намерения Программ социальной защиты являются приоритетной деятельностью социального государства[78].

  Как субъект Российской Федерации ХМАО-Югра осуществляет адресную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения в соответствии с региональными программами.

          На 1 января 2012 года на учете в органах социальной защиты населения округа состояло 33,4 тыс. инвалидов, в том числе 6 тысяч детей - инвалидов[79].

         В связи с этим, социальная политика по  социальной защите инвалидов является необходимым условием развития общества. В автономном округе Думой ХМАО-Югры был принят  Закон ХМАО-Югра от 14 июля 2009г. № 70-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» на 2010-2012 годы»[80], которым   утверждена  программа, направленная на социальную поддержку и социальное обслуживание инвалидов.

Целями  данной программы являются:

1) повышение качества и уровня жизни инвалидов (в том числе детей-инвалидов) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

2) создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, условий для социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.

Задачи программы сводятся к следующему:

1) увеличение объема и повышение качества предоставляемых услуг в области социального обслуживания инвалидов;

2) укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги инвалидам;

3) осуществление практических мероприятий по социальной адаптации и реабилитации инвалидов;

4) дальнейшее развитие средств информации и ориентирования для инвалидов с нарушением слуха и зрения;

5) подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами;

  6) оказание государственной поддержки общественным объединениям инвалидов.

Основными мероприятиями в рамках данной программы являются:

1) укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы автономного округа, предоставляющих услуги инвалидам;

2) меры социальной поддержки отдельных категорий инвалидов;

3) организационные мероприятия по социальному обслуживанию, социальной адаптации и реабилитации инвалидов:

  -мероприятия по созданию безбарьерной среды и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации;

  -мероприятия по социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства;

  -мероприятия по социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта;

  4) кадровое обеспечение;

  5) методическое обеспечение учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги инвалидам;

  6) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с общественными объединениями инвалидов в автономном округе в решении проблем инвалидности и инвалидов.

  Ожидаемыми конечными результатами реализации программы являются развитие и совершенствование ограниченных возможностей инвалидов, достижение оптимального уровня социально-бытовой, социально-средовой и профессиональной реабилитации, а именно:

  1) реализация прав инвалидов на обеспечение условий для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к информации:

  -создание для инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата интернет-класса на базе учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная библиотека Югры»;

Информация о работе Социальная защита населения