Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.
Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________
Основными задачами реализации мероприятий данного раздела являются:
- обеспечение участия гражданских сообществ отдельных категорий граждан в духовно-нравственной и информационно-просветительской сферах жизнедеятельно- сти с целью повышения качества жизни.
На 01 января 2012 г. в городе Нижневартовске осуществляют свою деятельность 175 общественных объединений, из них 15 активно работающих организаций объединяют граждан льготной категории. Общее количество членов общественных объединений льготной категории граждан около 6000 человек.
На обеспечение участия представителей города, относящихся к отдельным категориям граждан, в региональных и всероссийских мероприятиях в 2010 году выделены средства в сумме 6,6 тыс. руб. Например, организовано участие председателя Нижневартовского городского общества слепых С.А. Горбачевой в конференции общественных объединений инвалидов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Анализ показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы показывает следующее:
Фактический размер социальной поддержки на одного неработающего пенсионера в виде единовременных социальных выплат в 2011 году снижен на 200 рублей и не соответствует ожидаемым результатам.
При этом процент удовлетворенности уровнем социальной поддержки и социальной помощью превышает ожидаемые результаты, в том числе по категориям:
- неработающие пенсионеры - на 0,1%;
- граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, - на 39,8%[114].
Рост процента удовлетворенности играет важную роль при выполнении мероприятий долгосрочной целевой программы.
Кроме того, причина снижения показателей заключается в том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер и зависит от личного обращения гражданина, количества вставших на учет в управлении по опеке и попечительству отдельных категорий граждан.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[115], утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в России является повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:
- создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства и на территории г. Нижневартовска. По данным статистики на 01 января 2011 детское население составляет 52192 ребенка, на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города состоит 814 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества детей как в России, так и в г. Нижневартовске только 14% являются сиротами, а остальные 86% - социальные сироты[116]. Основной причиной социального сиротства является уклонение родителей от выполнения ими родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
В связи, с чем одним из важнейших направлений деятельности администрации города в сфере социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей данной категории, и развитие семейных форм устройства.
Анализ последних лет показал, что благодаря комплексному решению проблем семьи и детей в г.Нижневартовске сложилась система работы по охране прав детства.
Важным средством в этом направлении является реализация мероприятий Долгосрочной целевой программы по преодолению социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Семь Я» на 2010 - 2012 годы[117], одобренная решением Думы города от 18 сентября 2009 № 632 и утвержденная постановлением администрации города от 27 ноября 2009 № 1687.
Целью программы является развитие на территории города семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации, пропаганда и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Утвержденный объем финансирования раздела I «Дополнительные меры социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Программы за счет средств городского бюджета с учетом корректировок на 2010 год составил 100,00 тыс. руб. Приемным семьям выплачено 100,00 тысячи рублей, денежные средства реализованы на приобретение мебели, инвентаря, для приемных детей, вновь переданных в приемную семью.
Мероприятия раздела 2 Программы направлены на пропаганду семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их дальнейшее развитие на территории города. Для реализации данных мероприятий использованы денежные средства в сумме 259,40 тыс. рублей. Из них: на издание и распространение среди семей города информационно-методических материалов по семейным формам устройства детей и детей, оставшихся без попечения родителей, использовано 70,00 тыс. рублей, на освещение в средствах массовой информации проблем социального сиротства, вопросов развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 189,40 тыс. рублей[118].
Анализ показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы показывает, что фактические результаты реализации программы превышают ожидаемые по всем показателям, за исключением количества созданных приемных семей.
На конец отчетного периода увеличилось количество детей, воспитывающихся в приемных семьях и в семьях опекунов, а количество детей, проживающих в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось. По состоянию на конец декабря 2011 г.: 68 детей воспитываются в приемных семьях (увеличение в сравнении с ожидаемым количеством на 8 детей); 644 ребенка воспитываются в семьях опекунов (увеличение в сравнении с ожидаемым количеством на 14 детей); 64 ребенка проживают в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (уменьшение в сравнении с ожидаемым количеством на 21 ребенка)[119].
Создание для инвалидов и других маломобильных граждан доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.
На 01 января 2011 г. на учете в управлении социальной защиты населения по городу Нижневартовску и Нижневартовскому району состоит инвалидов из числа проживающих в городе Нижневартовске 8360 человек, из них инвалиды 1 и 2 группы - 5236 чел., 3 группы - 2461 чел. Численность инвалидов среди детского населения в возрасте до 18 лет - 663 человека. Инвалидов-колясочников всего в городе 135 человек. Доля инвалидов в общей численности населения города составляет 3,3 процента[120].
В городе Нижневартовске систематическая работа по созданию доступной среды к объектам социальной инфраструктуры началась с 2006 года.
На территории города реализуется долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в городе Нижневартовске на 2010 - 2012 годы»[121], утв. Постановлением Администрации г.Нижневартовска от 14 декабря 2009г. № 1714.
Основной целью Программы является - формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение доступности услуг учреждений социальной инфраструктуры в городе Нижневартовске.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач Программы:
1. Улучшение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и перемещения внутри зданий;
2. Создание равных возможностей доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к услугам учреждений социальной инфраструктуры города;
3. Формирование позитивного общественного мнения в отношении проблем обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) в которой определяется нуждаемость инвалида, в том числе ребенка, в тех или иных видах, объемах и формах реабилитационной помощи и представляющая собой комплекс оптимальных для каждого конкретного человека реабилитационных мероприятий, сроки и порядок их реализации. На основании ИПР инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, обеспечивающими особые потребности, повышающими уровень независимости в повседневной жизни человека. Таковыми являются приспособления для одевания, трости, костыли, инвалидные коляски, средства личной гигиены: противопролежневые матрасы, абсорбирующие средства и многое другое. Формирование ИПР является одной из основных функций службы медико-социальной экспертизы. На территории муниципального образования действует Бюро медико- социальной экспертизы по г.Нижневартовску, как отделение Главного бюро по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.
Постановлением Правительства автономного округа от 18 декабря 2002г. № 637-п «Об утверждении Перечня технических средств и иных средств реабилитации, предоставляемых в автономном округе инвалидам бесплатно»[122] утвержден Перечень технических и иных средств реабилитации, предоставляемых инвалидам бесплатно, который и стал одним из основных документов, регламентирующих разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида в части обеспечения техническими и иными средствами реабилитации и предоставления, необходимых реабилитационно-технических услуг. Реализация реабилитационно-технических услуг осуществляется на базе Окружного реабилитационно-технического центра, находящегося в городе.
Важным аспектом медико-социальной реабилитации инвалидов является протезно-ортопедическая помощь. Данная помощь оказывается силами того же реабилитационного центра, как регионального учреждения. Разрабатываются и производятся современные средства протезирования, постоянно расширяется их ассортимент, налажен выпуск необходимых модулей и узлов для протезов. Жителям города, нуждающимся в данной услуги нет необходимости выезжать за пределы региона.
Восстановление здоровья детей-инвалидов, устранение ограничений жизнедеятельности - ещё одна важная задача, которую ставят перед собой и городские власти, и медицинские учреждения. Сегодня юные вартовчане получают медикаментозное лечение и проходят курс реабилитации в центре «Таукси». Кроме того, им оказывается высокотехнологичная помощь и предлагается санаторно-курортное лечение. В 2011 году оздоровительные процедуры прошли 88 детей-инвалидов. Большинство отметили улучшение состояния здоровья[123].
Ещё одно из направлений комплексного подхода к решению проблем людей, которым особенно важна поддержка окружающих, - разработка специального маршрутного листа. Это поможет инвалидам беспрепятственно посещать Центр занятости населения, учреждения культуры, спорта, здравоохранения.
Кроме того, на городской маршрутной сети работает пять специализированных автобусов. Скоро на дороги г. Нижневартовска выйдет ещё восемь. Автобусы оснащены откидной площадкой для въезда инвалидной коляски, также в салоне предусмотрено специальное место для её установки. Благодаря нововведениям окружающая среда для инвалидов становится доступнее, появляется больше возможностей для социальной адаптации.
Для тех, кто не имеет возможности самостоятельно передвигаться по городу в связи с преклонным возрастом или по состоянию здоровья, оказывается социальная помощь в виде организации перевоза по остросоциальным нуждам. Обратиться за помощью могут:
-инвалиды 1 и 2 групп;
- пожилые граждане в возрасте 80 лет и старше;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- Почётные граждане города Нижневартовска.
Организация перевоза граждан льготной категории осуществляется в целях:
- посещения медицинских учреждений города (приём врача, получение назначенных медицинских процедур, прохождение медико-социальной экспертизы, в случае госпитализации);
- посещения учреждений социального обслуживания населения (бюро медико-социальной экспертизы, управления социальной защиты населения, пенсионных фондов, фонда социального страхования и других);
- доставки к вокзалам города для отбытия к месту санаторно-курортного лечения или отдыха[124].
В г.Нижневартовске социальная защита осуществляется также в отношении малообеспеченных граждан, семей с детьми, тружеников тыла, коренных малочисленных народов Севера.
Также необходимо отметить, что 97 видов различных выплат и мер социальной поддержки предоставляет Управление социальной защиты населения по Нижневартовску и Нижневартовскому району. К ним относятся:
- оплата 90% стоимости проезда до медучреждений Нижневартовска людям с хронической почечной недостаточностью;
- ежегодная денежная выплата – 3 тысячи рублей полагается и труженикам тыла, которые по медицинским показаниям не могут поправлять здоровье в санаториях;
- инвалидам с детства выплачивается дополнительное социальное пособие в сумме 900 рублей;