Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.
Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________
- дополнительное социальное пособие в сумме 900 рублей также получают и неработающие пенсионеры не льготники, не получающие пенсию из негосударственного пенсионного фонда. Если пенсионер проработал на территории округа 20 лет – социальное пособие составит 765 рублей, 25 и более лет – выплатят 875 рублей;
- ежемесячное социальное пособие на детей, потерявших кормильца – 1 365 руб.;
- ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов – 1 365 руб.;
- ежемесячное пособие многодетным семьям – 410 руб.;
- единовременное пособие при поступлении ребенка (детей) в первый класс общеобразовательного учреждения – 6 869 руб.;
- единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года – 6 420 руб.;
- единовременное пособие при поступлении ребенка из многодетной семьи в первый класс общеобразовательного учреждения – 9 630 руб.
Если многодетная семья нуждается в приобретении одежды или канцелярских товаров для детей, с ней заключается социальный контракт на приобретение именно этих вещей. Материальную помощь в размере от 5 до 40 тысяч. Обязательное условие - предоставить отчет о целевом использования средств.
Бесконтрактную материальную помощь предоставляют нетрудоспособным гражданам. В 2011 году из федерального и окружного бюджета жителям Нижневартовского района безвозмездно помогли на сумму около 160 миллионов рублей. Социальные выплаты в районе получили больше 5,5 тысяч человек[125]. Список категорий населения, которые могут претендовать на госпомощь, постоянно пополняется.
Таким образом, основным направлением в области социальной защиты населения является решение проблем всех категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, обеспечение доступности и высокого качества социальных услуг.
Сложившаяся система социальной поддержки города имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, предоставления помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на социальную поддержку тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.
Можно отметить, что социальная защита это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальные изменения, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного содействия гражданам с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня их жизни, предоставление индивидуальной помощи гражданину, семье или группе лиц.
Возможность осуществления социальной защиты населения становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.
Сфера социальной защиты населения в ХМАО-Югре охватывает такие направления, как социальное обслуживание, реабилитация и социальная интеграция инвалидов, социальная поддержка семьи, материнства, детства, пожилых граждан и ветеранов, и других льготных категорий граждан, а также малоимущих граждан.
Одним из приоритетов ХМАО-Югры является выполнение в полном объеме публичных обязательств автономного округа перед населением, что предполагает усиление адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, повышение качества оказания социальных услуг.
Основным направлением в области социальной защиты населения в г.Нижневартовске является решение проблем всех категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, обеспечение доступности и высокого качества социальных услуг.
В городскую систему входят 9 учреждений социального обслуживания ХМАО - Югры, которые играют ведущую роль в оказании помощи различным категориям гражданам. Указанные учреждения социальной защиты населения г.Нижневартовска предоставляют широкий спектр комплексных услуг, направлен- ных на улучшение положения социально незащищенных групп населения. Большое внимание в системе социального обслуживания населения на сегодняшний день уделяется работе с гражданами пожилого возраста, инвалидам, малообеспеченным гражданам, семьям с детьми, в том числе многодетным.
Социальную защищенность ряда категорий населения г.Нижневартовска можно охарактеризовать как более высокую, чем в среднем по стране, что объясняется применением широкого спектра мер, установленных дополнительно к действующим на федеральном уровне гарантиям и учитывающих такие региональные особенности как традиции многодетности семей, проживание на территории округа и города коренных малочисленных народов Севера.
При рассмотрении данной темы выявлены проблемы, требующие определенного решения:
Во-первых, мероприятия социальной защиты преимущественно реализуются за счет бюджетных средств субъекта и местного бюджета. Финансирование мероприятий социальной защиты за счет участия внебюджетных источников не производится. Низкий уровень социальной ответственности бизнеса не позволяют в полной мере использовать потенциал работодателей и их объединений, а также других субъектов в целях повышения социальной защищенности населения.
При этом, Конституция РФ ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.
Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.
В связи с этим, основными направлениями в рамках данного подхода предлагается определить: оптимизацию системы социальной защитой населения; развитие негосударственных субъектов социальной защиты населения и расширение их взаимодействия с органами власти.
Развитие негосударственных субъектов социальной защиты населения должно осуществляться через рациональное распределение полномочий между государственными и негосударственными субъектами управления социальной защитой населения. Особое значение здесь приобретает деятельность государства по обеспечению принципа субсидиарности, когда стимулируется осуществление мер социальной защиты населения общественными организациями, другими субъектами социальной защиты.
Во-вторых, стремление к гуманизации подхода к социальной защите горожан требует решения первоочередной задачи - обеспечить всех нуждающихся социальной помощью и услугами на дому.
Однако, в настоящее время предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер и зависит от личного обращения гражданина, количества вставших на учет в управлении по опеке и попечительству г.Нижневартовска отдельных категорий граждан. Не все нуждающиеся граждане охвачены социальной защитой.
Это является проблемой слабой информированности горожан об установленных мерах социальной защиты. В связи с этим, в рамках социальной работы города необходимы некоторые приемы модернизации работы с городским населением, акцент в которых нужно сделать на адекватность информационного обеспечения.
В-третьих, защита прав детей - одно из приоритетных направлений не только Российского государства, но и ХМАО-Югры и администрации г.Нижневартовска.
Причины и факторы появления и широкого распространения безнадзорности и беспризорности в целом носят социально экономический, социально-психологический и психофизиологический характер.
Следует отметить, что государственными органами и органами местного самоуправления предпринимаются определенные меры для решения этих проблем, например, приняты и, действуют большое количество нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства, создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности.
Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью очень широк, но пока результаты их применения достаточно скромны. Причина такого положения заключается в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью.
Ни в целом по Российской Федерации, ни в ХМАО-Югре, ни в г.Нижневартовске не налажен полный статистический учет беспризорных детей. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией, либо попадают в специализированные социальные учреждения для беспризорных и безнадзорных детей.
В связи с этим, необходимо ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения.
В - четвертых, в настоящее время различные отрасли законодательства Российской Федерации включают нормативные правовые акты, регламентирующие гарантии социальной защиты, при этом нередко отсутствует внутреннее единство таких норм права. Является целесообразным объединение нормативных актов, составляющих правовой институт социальной защиты, в единый кодифицированный акт - Социальный кодекс Российской Федерации.
Реализация указанных мероприятий позволит наиболее эффективно осуществлять социальную защиту населения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.1. Всеобщей Декларации прав человека // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
1.2. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
1.3. Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей // Дипломатический вестник. - 1992. - № 6.
1.4. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
1.5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1.- Ст. 16.
1.6. Об общих принципах организации местного самоуправления: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ: по сост. на 06 декабря 2011 г. // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
1.7. О ветеранах: федеральный закон РФ от 12 января 1995г. № 5-ФЗ: по сост. на 16 ноября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.
1.8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.
1.9. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ: по сост. на 21 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 32. - Ст. 3198.
1.10. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ: по сост. на 23 июня 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.
1.11. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федеральный закон от 24 октября 1997г. № 134 – ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. -1997. - № 43. Ст. 4904.
1.12. О государственной социальной помощи: федеральный закон РФ 17 июля 1999г. № 178 – ФЗ: по сост. на 01 июля 2011 г. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
1.13. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ: по сост. на 23 декабря 2010 г. //Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
1.14. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ: по состоянию на 21 ноября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 52. - Ст. 5880.
1.15. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ: по состоянию на 01 июля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
1.16. О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» на 2010-2012 годы: закон ХМАО-Югра от 14 июля 2009 г. № 70-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. - 2009. - № 8, часть I. - Ст. 1484.
1.17. Программа Ханты-Мансийского автономного окрга-Югры «Старшее поколение» на 2009-2012 годы // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. - 2008. - № 2. - Ст. 78.
1.18. О приемной семье для пожилого гражданина: закон ХМАО-Югры от 30 сентября 2011 г. № 95-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. - 2011. - № 9 (часть II). - Ст. 882.
1.19. О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: закон ХМАО – Югры от 7 июля 2004 г. № 45-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.- 2004. - № 6.- Ст. 821.
1.20. О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: закон ХМАО - Югры от 2 декабря 2005 г. № 115-оз // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. - 2005. - № 12 (часть I). - Ст. 1403.