Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:28, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определённая часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудоустроиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д.
Список сокращений______________________________________________________3
Введение_______________________________________________________________4
Глава 1. Формирование государственной системы социальной защиты в Российской Федерации______________________________________________________________7
1.1. Понятие и сущность государственной системы социальной защиты__________7
1.2. Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения______________________________________________________________14
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации_____________________________________________________________25
Глава 2. Социальная защита населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_______34
2.1.Правовые основы социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре_______________________________________________34
2.2.Система социальной защиты населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________________________52
2.3.Организация работы учреждений по социальной защите населения в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на территории муниципального образования город Нижневартовск_________________________________________66
Заключение____________________________________________________________80
Список использованных источников ______________________________________84
Приложение А ________________________
-организация информационного сопровождения для инвалидов с нарушением слуха на базе государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Окружная телерадиокомпания «Югра»;
-приобретение трех специальных транспортных средств для учреждений социального обслуживания населения автономного округа для организации транспортного обслуживания инвалидов, в том числе детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата;
2) создание условий для увеличения объема и повышения качества предоставляемых услуг в области социального обслуживания инвалидов, социальной адаптации и реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, физической культуры и спорта;
3) усиление межведомственного взаимодействия в решении проблем инвалидности и инвалидов;
4) оказание содействия в получении образования (90 человек), в том числе высшего профессионального образования (45 человек), среднего профессионального образования (12человек), начального профессионального образования (23 человека);
5) создание для инвалидов трех рабочих мест по осуществлению сборки кресел-колясок на базе государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа «Реабилитационно-технический центр»;
6) подготовка трех сурдопереводчиков для работы в музейных учреждениях и учреждениях специального (коррекционного) образования автономного округа, трех специалистов по работе с инвалидами в комнате оккупациональной терапии, трех библиотекарей для организации работы по информационной и психологической адаптации инвалидов по зрению.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Правительством ХМАО - Югры либо иным исполнительным органом государственной власти автономного округа в соответствии с законодательством.
Самыми уязвимыми слоями населения ХМАО-Югры являются его пожилые граждане. Тенденция старения населения в округе в последние годы приобрела устойчивый характер. Сегодня каждый одиннадцатый житель округа является пенсионером по возрасту.
В ХМАО-Югре доля граждан старшего поколения составляет 7,5% от населения, или 105418 человек.
Учитывая выход на пенсию по возрасту северян на 5 лет раньше (женщины в 50 и мужчины в 55 лет), число пенсионеров по старости в округе по состоянию на 30.10.2011 г. составило 146702 человека. Ежегодный прирост пенсионеров по возрасту составляет 10 - 11 тыс. человек[81].
Поэтому, спрос населения округа старших возрастов на социальную защиту объективно возрастает в силу сложения действия следующих факторов: старение населения, увеличение числа одиноких престарелых граждан, содержание которых осуществляется в основном не усилиями семьи, а за счет общественных средств; обесценение пенсий и различного рода социальных выплат в условиях экономического кризиса и галопирующей инфляции в России; ослабление медицинского контроля за состоянием здоровья всех возрастных групп и ухудшения медицинского обслуживания, в том числе в связи с осложнением экономической ситуации в округе и стране в целом.
Люди старшего поколения должны жить комфортно и в достатке. В округе существует ряд законов, которые определяют меры социальной поддержки граждан пожилого возраста, защищают их права и дают возможность улучшить качество жизни и сохранить социальное благополучие.
Важнейшим средством государственного воздействия на социальную поддержку пожилых - наиболее социально уязвимых категорий населения в Ханты - Мансийском автономном округе - является окружная Программа «Старшее поколение», утвержденная Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 февраля 2009 г. № 10 «Об окружной программе «Старшее поколение» на 2009 -2012 годы»[82], одноименная с федеральной целевой Программой «Старшее поколение».
На этой программно-целевой основе предусматривается решение следующих конкретных задач:
1) Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на обеспечение учета региональных особенностей осуществления государственной политики, подготовку проектов законодательных и иных правовых актов по проблемам жизнедеятельности граждан старшего поколения, разработку окружных нормативов их социального обслуживания, более полное их включение в общественную жизнь округа. Имеется ввиду усиление государственного и общественного внимания к проблемам пожилых и их практическому решению;
2) Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения.
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию комплексного подхода к проведению специализированной профилактической работы, увеличению объемов и повышению качества оказания медицинской помощи. Имеется ввиду приобретение санитарного автотранспорта и медицинской техники для домов - интернатов, отделений сестринского ухода на базе лечебно - профилактических учреждений, а также развитие внебольничных форм обслуживания пожилых людей;
3) Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Предусматривается проведение мероприятий, направленных прежде всего на разработку предложений по организации среды жизнедеятельности пожилых людей в условиях Севера, в том числе с учетом национальных особенностей населения округа. Имеется в виду разработка и осуществление новых подходов к реновации существующего фонда зданий учреждений социального обслуживания населения, строительству и реконструкции учреждений социального обслуживания различных типов для лиц пенсионного возраста, а также обеспечение создания оптимальных условий деятельности всех служб и условий труда персонала в действующих и вновь создаваемых учреждениях социального обслуживания пожилых;
4) Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на поддержание и сохранение динамики культурных интересов и запросов пожилых людей на достаточно высоком современном уровне.
Обеспечение для них доступности социокультурной информации в нормальном объеме, включение их в культурную жизнь муниципальных образований, в том числе имеется ввиду посильное практическое участие в общественной жизни;
5) Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения.
Предусматривается широкое научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение на основе организации специальных научных исследований, проведения мониторинга старения населения, а также опытно-экспериментальных работ по созданию оптимальной системы социального обслуживания пожилых людей в условиях Крайнего Севера, а также кадровое и учебно-методическое обеспечение этой деятельности.
Программа способствует:
- усилению государственного и общественного внимания к проблемам и нуждам людей старшего поколения, конструктивному решению их специфических проблем;
- укреплению доверия населения к органам государственной власти, росту нравственного потенциала общества, в том числе развитию инициативы предпринимательских и финансовых структур, общероссийских отраслевых и региональных ассоциаций, союзов производителей, потребительских обществ, благотворительных организаций в области общественной поддержки нуждающихся в повышенной социальной защите групп населения округа;
- согласованию на федеральном, региональном и местном уровнях конкретных подходов к осуществлению социальных реформ с учетом региональных особенностей, прежде всего особенностей Севера, требующих смягчения остроты проблем занятости, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и жилья, повышения уровня жизни остального населения.
В округе внедрена новая форма социальной поддержки - приёмная семья для одиноко проживающих пожилых людей, которые нуждаются в помощи.
В настоящее время в ХМАО-Югры принят закон от 30.09.2011 № 95-оз «О приемной семье для пожилого гражданина»[83], данный закон будет регулировать правоотношения, связанные с организацией приемных семей для одиноко проживающих пожилых граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, устанавливает размер ежемесячного денежного вознаграждения, причитающегося помощнику гражданина, заключившему договор о приемной семье для пожилого гражданина.
Указанным законом предусмотрено, что организацию приемной семьи для пожилого гражданина осуществляет учреждение социального обслуживания в порядке, установленном Правительством автономного округа. Такой порядок определен Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.12.2011 № 459-п «О порядке организации приемной семьи для пожилого гражданина, начисления и выплаты денежного вознаграждения помощнику пожилого гражданина и примерной форме договора о приемной семье для пожилого гражданина»[84]. Данный порядок предусматривает, что приемная семья для пожилого гражданина состоит из пожилого гражданина и его помощника.
Рассмотрение заявлений о заключении договора о приемной семье для пожилого гражданина, оценка объективности причин невозможности осуществления ухода за пожилым гражданином его трудоспособными совершеннолетними детьми осуществляется комиссией, создаваемой уполномоченной организацией.
Приемная семья для пожилого гражданина считается организованной с момента заключения договора о приемной семье между пожилым гражданином, его помощником и уполномоченной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2 указанного закона).
Место проживания приемной семьи для пожилого гражданина определяется по месту жительства пожилого гражданина или помощника пожилого гражданина по их взаимному согласию.
Предмет особого внимания окружных властей – пенсии по старости. С целью поддержки будущих пенсионеров в ХМАО-Югре создана система пенсионного стандарта для формирования дополнительной пенсии граждан.
По инициативе Губернатора ХМАО-Югры, внесены изменения в ряд законов, которые расширили категории лиц, имеющих право на дополнительные пенсии. Это граждане, имеющие заслуги и достижения перед автономным округом, награжденные орденами за трудовые заслуги в период работы в Югре, имеющие стаж работы в бюджетной сфере округа, а также те граждане, которым уже ранее была установлена дополнительная пенсия в соответствии с окружным законодательством.
Получать пожизненную дополнительную пенсию можно не только в Югре, но и переехав на постоянное место жительства в другой регион России. При достижении возраста (мужчинами - 60, женщинами - 55 лет) и назначении дополнительной пенсии жители при желании могут продолжать трудиться.
В развитии округа важна роль малочисленных народов Севера. Малочисленные народы Севера составляют незначительную по численности, но исключительно важную в историческом, биологическом и в социальном отношении группу жителей округа. В демографическом отношении они характеризуются способностью сохранять сложившиеся места поселения, а кочевой образ жизни ограничен определенной территорией. Среди малочисленных народов Севера темп роста выше, чем у пришлого населения. Многие из них сохранили нравственный и моральный облик своих предков, что является существенной гарантией воспроизводства этих народов. В биологическом отношении малочисленные народы Севера являются в большей мере эталонными для прогнозирования и организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья вновь пришедших жителей и их потомков. В хозяйственном отношении малочисленным народам Севера присуща экстенсивная форма, которая предопределила периодическое хозяйственное использование больших пространств для успешного осуществления процесса самовосстановления природных ресурсов.
В связи с этим, важно изучение, учет и сохранение не только биологических характеристик представителей этих народов, но и изучение, учет и сохранение возобновляемых природных ресурсов, так как другой альтернативы сохранения традиционного способа существования и образа жизни у малочисленных народов Севера нет. Их знания, опыт и трудовые усилия могут быть органично включены в систему снабжения пищевыми продуктами и адаптогенами населения городов и других поселений. Это решит проблему трудоустройства, сохранит естественный образ жизни, сформирует специальные образовательные подразделения при вузах ХМАО для подрастающего поколения малочисленных народов Севера и позволит сохранить генетическую чистоту и первозданность мест обитания представителей растительного и животного мира округа.
Во исполнение этого, в округе принято Постановление Правительства ХМАО-Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в 2011 - 2013»[85] годах от 19 октября 2010 г. № 266-п.
Основные программные мероприятия, предусмотренные указанной Программой является оказание поддержки:
- компенсация части затрат на приобретение материально-технических средств (снегоход, вездеходная техника, лодочный мотор, лодка (шлюпка), электростанция, средства связи (кроме сотовых телефонов) и т.п.) коренным малочисленным народам Севера, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущим традиционный образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся традиционными промыслами. Субсидируется строительство объектов жизнеобеспечения (жилой дом, баня, кораль, хозяйственные постройки и т.п.) коренным малочисленным народам Севера, ведущим традиционное природопользование и традиционный образ жизни, в интересах которых образованы территории традиционного природопользования;
- субсидии юридическим и физическим лицам, осуществляющим заготовку продукции традиционных промыслов (грибы, ягоды, орехи, пушнина, мясо диких животных, боровой дичи) по ставкам, утвержденным Правительством автономного округа;
- целевая безвозмездная субсидия в целях возмещения будущих затрат на реализацию проектов, способствующих развитию организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера;
- оплата обучения студентов из числа коренных малочисленных народов Севера из средств бюджета автономного округа в целях подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, формирования профессионального резерва кадров;