Социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Содержание

1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

вопрос ответ.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

 

Содержание

  1. Введение
  2. Должностные обязанности и права социального педагога                           3
  3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания                      17
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

1. Должностные  обязанности и права социального педагога

Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Некоторые специалисты считают, что уровень профессионализма социального  педагога определяют также способность  быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность, открытость, деликатность, конкретность.

Эффективно решать социально-педагогические задачи позволяют психолого-педагогическая компетентность; гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных  личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность  и самодисциплина; глубокая и искренняя  заинтересованность в решении проблем  подопечных и др.

Важнейшим качеством социального педагога И. П. Клементович (1998) считает культуру мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подходе к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, последовательности действий, четкого представления о тех средствах, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений.

Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов  деятельности к осознанию собственной мотивации, понимание противоречий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

Независимо от специализации  В.Г.Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, такие как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой; выполнять своеобразную роль посредника, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога.

Многие зарубежные исследователи, определяя общие требования к  социальному педагогу, выделяют высокий  уровень интеллектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способность  помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадостность и др.

Профессионализм социального  педагога характеризует его компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Содержание подготовки социального  педагога отражено в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные  обязанности, характеристику труда, указание на основные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог  за годы обучения.

Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога — от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно-оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т.д. [ 1, 35]

Должностная инструкция социального педагога

  1. Общие положения

1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Социальный педагог  должен иметь среднее или высшее  профессиональное образование и  стаж работы не менее 3-х  лет на педагогических или  руководящих должностях.

1.3. Социальный педагог  подчиняется непосредственно заместителю  директора по социальной защите  и охране детства.

1.4. Социальному педагогу  непосредственно подчиняются классные  руководители по вопросам социальной  защиты учащихся.

1.5. В своей деятельности  социальный педагог руководствуется  Конституцией Российской Федерации,  Законом Российской Федерации  «Об образовании», типовым положением  «Об общеобразовательном учреждении»,  «Семейным кодексом РФ», указами  Президента Российской Федерации,  решениями Правительства Российской  Федерации и решениями органов  управления образованием всех  уровней по вопросам образования  и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкции), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Должностные  обязанности социального педагога

2.1. Социальный педагог  анализирует:

- личностные проблемы  учащихся для оказания им своевременной  социальной помощи и поддержки;

- перспективные возможности  школы в области осуществления  проектов адаптации учащихся  в современной социально среде;

- ход и развитие проектов  и программ по адаптации учащихся.

2.2.Социальный педагог  прогнозирует:

Последствия запланированных  проектов и программ по адаптации  учащихся;

- тенденции изменения  ситуации в обществе и в  образовании для внесения предложений  по корректировке стратегии развития  школы.

2.3. Социальный педагог  планирует и организует:

- процесс разработки и  реализации проектов и программ  адаптации учащихся к современным  социальным условиям;

- мероприятия по повышению  профессиональной компетентности  классных руководителей по вопросам  социальной адаптации;

- сбор и накопление  информации о детях, испытывающих  проблемы по социальной адаптации;

- систему внешних связей  школы, необходимых для успешного  осуществления проектов и программ  по адаптации учащихся;

- систему контроля за  ходом проектов и программ  адаптации учащихся к современным  социальным условиям.

2.4. Социальный педагог  координирует:

- совместную деятельность  отдельных участников проектов  и программ по социальной адаптации  учащихся;

- взаимодействие деятельности  работников школы и привлекаемых  представителей сторонних организаций  по вопросам социальной адаптации  учащихся.

2.5. Социальный педагог  руководит деятельностью классных  руководителей по социальной  адаптации учащихся.

2.6. Социальный педагог  контролирует:

- реализацию проектов  и программ социальной адаптации;

- ресурсное обеспечение  проектов и программ социальной  адаптации в школе;

- выполнение принятых  решений в области социальной  адаптации;

- дальнейшую социальную  адаптацию выпускников школы.

2.7. Социальный педагог  корректирует ход реализации  проектов и программ социальной  адаптации учащихся.

2.8. Социальный педагог  разрабатывает:

- нормативные документы  для структур, участвующих в проектах  и программах школы по социальной  адаптации учащихся;

- отдельные проекты программ  развития школы, других стратегических  документов.

2.9. Социальный педагог  консультирует:

- родителей и классных  руководителей по социальной адаптации учащихся;

- лиц, привлекаемых к  сотрудничеству со школой по  вопросам социальной адаптации.

2.10. Социальный педагог  содействует созданию:

- обстановки психологического  комфорта и безопасности личности  обучающегося;

- гуманных, нравственно здоровых  отношений в социальной среде.

3. Права социального  педагога

3.1. Социальный педагог  в пределах своей компетентности  принимает участие:

- в разработке социальной  политики и стратегии развития  школы, в создании соответствующих  стратегических документов;

- в разработке любых  управленческих решений, касающихся  вопросов социальной адаптации учащихся;

- в разработке положений  о подразделениях, занимающихся  работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

- в ведении переговоров  с партнерами школы по проектам  и программам социальной адаптации учащихся.

3.2. Социальный педагог  вносит предложения:

- о создании и ликвидации  временных коллективов, групп  и объединений, занимающихся проектами  и программами по социальной адаптации учащихся;

- о начале, прекращении  или приостановлении конкретных  проектов и программ социальной  адаптации.

3.3. Социальный педагог  устанавливает от имени школы  деловые контакты с лицами  и организациями, могущими способствовать  социальной адаптации учащихся.

3.4. Социальный педагог  запрашивает для контроля и  внесения коррективов в рабочую  документацию классных руководителей  и воспитателей ГПД (группы  продленного дня) по вопросам социальной адаптации.

3.5. Социальный педагог  контролирует ход и оценивает  результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагает вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушает технику безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

3.6. Социальный педагог  требует от участников учебно-воспитательного  процесса соблюдения норм и  требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (наносящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

3.7. Социальный педагог  дает обязательные распоряжения  классным руководителям, воспитателям  ГПД, психологу, классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

3.8. Социальный педагог  привлекает обучающихся к дисциплинарной  ответственности за проступки,  дезорганизующие учебно-воспитательный  процесс, в порядке, установленном  правилами о поощрениях и взысканиях.

3.9. Социальный педагог  повышает свою квалификацию.

4. Ответственность  социального педагога

4.1. За неисполнение или  ненадлежащее исполнение без  уважительных причин устава и  правил внутреннего трудового  порядка школы, законных распоряжений  директора школы и иных локальных  нормативных актов, должностных  обязанностей, установленных настоящей  инструкцией, в том числе за  неиспользование предоставленных  прав, социальный педагог несет  дисциплинарную ответственность  в порядке, определенным трудовым  законодательством. За грубое  нарушение трудовых обязанностей  в качестве дисциплинарного наказания  может быть применено увольнение.

4.2. За применение, в том  числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психологическим  насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть  освобожден от занимаемой должности  в соответствии с трудовым  законодательством и Законом  Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок  не является мерой дисциплинарной  ответственности.

4.3. За нарушение правил  пожарной безопасности, охраны труда,  санитарно-гигиенических правил  социальный педагог привлекается  к административной ответственности  в порядке и в случаях, предусмотренных  административным законодательством.

4.4. За виновное причинение  школе или участникам образовательного  процесса ущерба в связи с  исполнением своих должностных  обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

5. Организационные  вопросы деятельности социального  педагога

5.1. Социальный педагог  является равноправным членом  педагогического коллектива. Он  принимает участие в работе  педагогических советов и методических  объединениях.

5.2. Социальному педагогу  выделяется отдельное помещение.

Информация о работе Социальная педагогика