Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа
Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.
1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы
5.3. Учитывая специфический
характер социально-
5.4. Социальный педагог работает в режиме исходя из 36-часовой недели по графику, утвержденному директором ОУ (образовательного учреждения).
5.5. Вопросы оплаты труда,
отпуска, социальной защиты
В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:
-руководствоваться Законом
РФ «Об образовании», Конвенцией
о правах ребенка,
- вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся;
- совместно с администрацией
выделять приоритетные
- препятствовать принятию
решений, ущемляющих права
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции;
- постоянно повышать свою
квалификацию, владеть новейшей
правовой информацией,
- планировать и вести
регистрацию выполненной
образовательного учреждения.
Социальный педагог имеет право:
- требовать от руководителя
образовательного учреждения
- иметь доступ к документам
образовательного учреждения в
части дел, касающихся
- участвовать в создании
устава образовательного
- собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков;
- проводить социологические опросы; диагностические обследования условий жизни детей;
- делать официальные запросы
в государственные и
Профессиональные обязанности социального педагога
Социальный педагог выполняет широкий круг должностных обязанностей, которые содержатся в квалификационной характеристике.
В частности в ней отмечается, что социальный педагог обязан осуществлять социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей необходимой информацией, сведениями по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также о деятельности социальных служб и спектре оказываемых ими услуг.
Специалист должен оказывать социально-правовую помощь, которая направлена на соблюдение прав взрослого человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Социально-реабилитационная помощь социального педагога включает в себя оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
Социальный педагог обязан
оказывать также социально-
Медико-социальная помощь предполагает организацию ухода за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
Важной составляющей должностных обязанностей социального педагога является социально-психологическая помощь, предусматривающая создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.
Социально-педагогическая помощь направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление допускаемых в семье и образовательном учреждении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Обязанности социального педагога отражены в квалификационных требованиях специализаций этой профессии. В частности «Положение о социальном педагоге школы» содержит специальный раздел «Обязанности и права социального педагога». В нем указывается, что специалист обязан, основываясь на законодательстве РФ и нормативно-правовых актах, совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым населением в соответствии с характером тех проблем, которые должны быть преодолены.
В обязанности социального педагога входят планирование и регистрация выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности о результатах своей работы перед администрацией и педагогическим советом образовательного учреждения.
Социальный педагог должен препятствовать принятию решений, ущемляющих права учащихся; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетентности; вести учет всех детей школьного возраста и т. д.
Важнейшими обязанностями
социального педагога являются постоянное
повышение квалификации, владение новейшей
правовой информацией, защита интересов
детей и подростков в образовательном
учреждении, в семье, представление
и защита интересов школьников в
органах законодательной и
В общей характеристике специальности 031300 «Социальная педагогика», имеющейся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, указывается, что выпускник, получивший данную квалификацию, должен отвечать следующим требованиям:
- иметь соответствующую
подготовку для формирования
общей культуры личности, способствовать
социализации обучающегося, осознанному
выбору и освоению им
- использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
- осознавать необходимость
соблюдения прав и свобод
- быть готовым к участию
в деятельности методических
объединений и социальных
- выполнять правила и
нормы охраны труда, техники
безопасности и
Выпускник, получивший квалификацию
«социальный педагог», должен знать
основы российского законодательства,
основы общетеоретических дисциплин
в объеме, необходимом для решения
социально-педагогических, научно-методических
и организационно-
Во многих квалификационных характеристиках специализаций отмечается, что для реализации основных должностных обязанностей социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями по нормативно-правовой базе деятельности, теории, истории и технологии социальной работы, в области возрастной психологии и педагогики, социологии, методами социального управления и т.д.
Обязанности социального
педагога, зафиксированные в должностных
инструкциях, профессиональном и этическом
кодексе, квалификационной характеристике
и других документах, в определенной
мере отражают профессиональный статус
как должностное положение, определяющее
его обязанности и права. Однако
профессиональный статус не гарантирует
авторитет и репутацию
Права социального педагога как специалиста
Деятельность социального
педагога определяют его права, основанные
на действующем в России законодательстве.
Они тесно связаны с
К важнейшим в данной сфере деятельности относятся следующие права:
- представлять и защищать
интересы клиентов в органах
законодательной и
- собирать информацию, связанную
с нуждами клиентов (детей и
взрослых), проводить социологические
опросы населения,
- делать официальные запросы
в общественные организации,
- информировать государственные
органы о состоянии той или
иной проблемы в сфере
- вносить предложения
предприятиям, организациям, учреждениям,
коммерческим структурам и
- вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;
- возглавлять общественные
инициативные движения граждан,
- способствовать правовому
регулированию взаимоотношений
детских организаций,
Социальный педагог обладает другими правами, которые связаны с его специализацией и закреплены в положениях учреждений, где трудится специалист.
Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права:
- требовать от руководителя
образовательного учреждения
- иметь доступ к документам
образовательного учреждения и,
- участвовать в создании
устава образовательного
- собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков;
- проводить диагностические
обследования условий жизни
Некоторые права специалиста как работника отражены в письменном трудовом соглашении, договоре, или контракте, с учреждением, в котором он работает.
В общем виде права социальных педагогов отражены в Законе «Об образовании», в частности в статье 55 «Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы». В п. 1 этой статьи записано право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. В п. 4 закреплено право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (в редакции Федерального закона от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ). [ 1, 44]
Социальный институт (лат. Institutum установление, учреждение) — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение. [ 12]
В своей повседневной деятельности
люди понимают под институтом разные
социальные единицы. Это могут быть
учебные или научные