Социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Содержание

1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

вопрос ответ.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

5.3. Учитывая специфический  характер социально-педагогической  деятельности, режим работы социального  педагога должен быть гибким.

5.4. Социальный педагог  работает в режиме исходя из 36-часовой недели по графику,  утвержденному директором ОУ (образовательного  учреждения).

5.5. Вопросы оплаты труда,  отпуска, социальной защиты решаются  в соответствии с действующими  законоположениями для ОУ. [ 5, 6]

 

В своей  профессиональной деятельности социальный педагог обязан:

-руководствоваться Законом  РФ «Об образовании», Конвенцией  о правах ребенка, нормативными  актами, настоящим Положением и  Правилами внутреннего распорядка  своего учреждения;

- вести учет всех детей  школьного возраста и движение  учащихся;

- совместно с администрацией  выделять приоритетные направления  социально-педагогической работы  и формулировать конкретные задачи  работы с детьми и подростками,  взрослым контингентом в соответствии  с содержанием работы социального  педагога;

- препятствовать принятию  решений, ущемляющих права учащихся;

- рассматривать вопросы  и принимать решения строго  в границах своей компетенции;

- постоянно повышать свою  квалификацию, владеть новейшей  правовой информацией, защищать  интересы детей и подростков  в образовательном учреждении, в семье, представлять и защищать интересы школьников в органах законодательной и исполнительной власти;

- планировать и вести  регистрацию выполненной работы  с соблюдением сроков и форм  отчетности, докладывать о результатах  своей работы, как администрации,  так и педагогическому совету 

образовательного учреждения.

 Социальный педагог имеет право:

- требовать от руководителя  образовательного учреждения создания  условий, необходимых для успешного  выполнения профессиональных обязанностей;

- иметь доступ к документам  образовательного учреждения в  части дел, касающихся учащихся;

- участвовать в создании  устава образовательного учреждения;

- собирать информацию, связанную  с изучением интересов детей  и подростков;

- проводить социологические опросы; диагностические обследования условий жизни детей;

- делать официальные запросы  в государственные и общественные  организации по поводу создания  условий и решения личных проблем  несовершеннолетних. [10, 23]

Профессиональные  обязанности социального педагога

Социальный педагог выполняет  широкий круг должностных обязанностей, которые содержатся в квалификационной характеристике.

В частности в ней отмечается, что социальный педагог обязан осуществлять социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей необходимой информацией, сведениями по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также о деятельности социальных служб и спектре оказываемых ими услуг.

Специалист должен оказывать социально-правовую помощь, которая направлена на соблюдение прав взрослого человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

Социально-реабилитационная помощь социального педагога включает в себя оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.

Социальный педагог обязан оказывать также социально-экономическую помощь, направленную на содействие в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов.

Медико-социальная помощь предполагает организацию ухода за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.

Важной составляющей должностных  обязанностей социального педагога является социально-психологическая помощь, предусматривающая создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление допускаемых в семье и образовательном учреждении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Обязанности социального педагога отражены в квалификационных требованиях специализаций этой профессии. В частности «Положение о социальном педагоге школы» содержит специальный раздел «Обязанности и права социального педагога». В нем указывается, что специалист обязан, основываясь на законодательстве РФ и нормативно-правовых актах, совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым населением в соответствии с характером тех проблем, которые должны быть преодолены.

В обязанности социального  педагога входят планирование и регистрация  выполненной работы с соблюдением  сроков и форм отчетности о результатах  своей работы перед администрацией и педагогическим советом образовательного учреждения.

Социальный педагог должен препятствовать принятию решений, ущемляющих права учащихся; рассматривать вопросы  и принимать решения строго в  границах своей компетентности; вести  учет всех детей школьного возраста и т. д.

Важнейшими обязанностями  социального педагога являются постоянное повышение квалификации, владение новейшей правовой информацией, защита интересов  детей и подростков в образовательном  учреждении, в семье, представление  и защита интересов школьников в  органах законодательной и исполнительной власти.

В общей характеристике специальности 031300 «Социальная педагогика», имеющейся  в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, указывается, что выпускник, получивший данную квалификацию, должен отвечать следующим требованиям:

- иметь соответствующую  подготовку для формирования  общей культуры личности, способствовать  социализации обучающегося, осознанному  выбору и освоению им профессиональных  образовательных программ;

- использовать разнообразные  приемы, методы и средства обучения  и воспитания;

- осознавать необходимость  соблюдения прав и свобод учащихся;

- быть готовым к участию  в деятельности методических  объединений и социальных служб,  осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);

- выполнять правила и  нормы охраны труда, техники  безопасности и противопожарной  защиты, обеспечивать охрану жизни  и здоровья учащихся в образовательном  процессе.

Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать  основы российского законодательства, основы общетеоретических дисциплин  в объеме, необходимом для решения  социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; основы права и  др.

Во многих квалификационных характеристиках специализаций отмечается, что для реализации основных должностных обязанностей социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями по нормативно-правовой базе деятельности, теории, истории и технологии социальной работы, в области возрастной психологии и педагогики, социологии, методами социального управления и т.д.

Обязанности социального  педагога, зафиксированные в должностных  инструкциях, профессиональном и этическом  кодексе, квалификационной характеристике и других документах, в определенной мере отражают профессиональный статус как должностное положение, определяющее его обязанности и права. Однако профессиональный статус не гарантирует  авторитет и репутацию специалиста, которые обусловлены его личностными  особенностями, результативностью  его деятельности и имиджем.

Права социального педагога как специалиста

Деятельность социального  педагога определяют его права, основанные на действующем в России законодательстве. Они тесно связаны с выполнением им своих профессиональных обязанностей и этического кодекса социального педагога.

К важнейшим в данной сфере  деятельности относятся следующие  права:

- представлять и защищать  интересы клиентов в органах  законодательной и исполнительной  власти; вести государственную и  частную социальную практику  при наличии диплома о специальном  образовании или сертификата  по специальности «социальный  педагог»;

- собирать информацию, связанную  с нуждами клиентов (детей и  взрослых), проводить социологические  опросы населения, диагностические  исследования;

- делать официальные запросы  в общественные организации, государственные  учреждения с просьбой о решении  личных и социальных проблем  (детей, подростков, молодежи, взрослого  населения);

- информировать государственные  органы о состоянии той или  иной проблемы в сфере деятельности  социального педагога;

- вносить предложения  предприятиям, организациям, учреждениям,  коммерческим структурам и общественным  организациям о поощрении родителей,  семей, общественников за социальные  инициативы и активность;

- вести активную работу  по пропаганде опыта семейного  воспитания, социальной работы, используя  средства массовой информации;

- возглавлять общественные  инициативные движения граждан,  направленные на решения конкретных  социальных проблем по месту  жительства, работы и учебы; 

- способствовать правовому  регулированию взаимоотношений  детских организаций, объединений  с различными государственно-общественными  структурами. 

Социальный педагог обладает другими правами, которые связаны  с его специализацией и закреплены в положениях учреждений, где трудится специалист.

Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права:

- требовать от руководителя  образовательного учреждения создания  условий, необходимых для успешного  выполнения профессиональных обязанностей;

- иметь доступ к документам  образовательного учреждения и,  в частности, к личным делам,  медицинским картам учащихся;

- участвовать в создании  устава образовательного учреждения;

- собирать информацию, связанную  с изучением интересов детей  и подростков;

- проводить диагностические  обследования условий жизни детей,  их воспитания и обучения и  т.д. 

Некоторые права специалиста  как работника отражены в письменном трудовом соглашении, договоре, или контракте, с учреждением, в котором он работает.

В общем виде права социальных педагогов отражены в Законе «Об образовании», в частности в статье 55 «Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы». В п. 1 этой статьи записано право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. В п. 4 закреплено право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (в редакции Федерального закона от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ). [ 1, 44]

 

  1. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания

Социальный институт (лат. Institutum установление, учреждение) — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение. [ 12]

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации  и учреждения, любые крупные целевые  организации. Среди социологов нет  полного согласия в понимании  этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для  малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание  позволяет различать понятия  «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера  социального объекта и делает непонятными базовые особенности  институтов, групп и ассоциаций.

Информация о работе Социальная педагогика