Социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Содержание

1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

вопрос ответ.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

На самом деле, между  понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области  человеческой деятельности, т.е. реализуемых  на практике. Поэтому можно дать следующее формальное определение  социального института: социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Из этого определения мы можем сделать вывод, что школа является социальным институтом. [8,143]

Школа – одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст.55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном  учреждении:

- способствовать устранению  и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей  социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении  потенциальных и готовых вспыхнуть  конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа,  консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с  учителями,  школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю  помощь отдельным ученикам (воспитанникам)  и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

- воздействует на позитивное  изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

- осуществляет комплекс  мероприятий по воспитанию, образованию,  развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия  жизни;

- выявляет интересы и  потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником  между обучающимся (воспитанником,  ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- определяет задачи, формы,  методы социально-педагогической  работы, способы решения личных  и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

- организует различные  виды социально ценной деятельности  обучающихся (воспитанников, детей)  и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

- способствует установлению  гуманных, нравственно здоровых  отношений в социальной среде;

- содействует созданию  обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из  числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- взаимодействует с учителями,  родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб,  семейных и молодежных служб  занятости, с благотворительными  организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

С точки зрения специалистов, занимающимися вопросами социальной педагогики, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей   партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического  коллектива. Он принимает участие  в работе педагогических советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального  педагога утверждается руководителем  образовательного учреждения. При составлении  графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством. [ 9,52]

Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить, этот процесс призвана школа.

Ребенок приходит в нее  в шести-, семилетнем возрасте, а  покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17 — 18 лет. Здесь он приобретает  знания и умения, необходимые для  дальнейшей жизни.

Существующая школа представляет следующую систему: общеобразовательная школа, средние профессиональные учебные заведения и высшие специальные школы.

  1. Общеобразовательная школа представляет собой такую структуру: начальная школа (1—3-е и 1—4-е классы); основная школа (1—9-е классы); старшая школа (10—11-е классы); гуманитарные гимназии (1—11-е классы), работающие по разноуровневым и общеразвивающим программам.
  2. Профессиональные учебные заведения: специализированные лицеи, техникумы, колледжи (5—12, 1—12, 9—12, 10—12-е классы), где осуществляется профессиональная подготовка при дифференциации, поуровневой подготовки специалиста по принципу непрерывного образования: школа-лицей (техникум, колледж) — вуз.
  3. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы (1—9-е, 1 —11-е классы) для детей с отклонениями в здоровье, в физическом и психическом развитии, с различными проблемами в семье.
  4. Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.
  5. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, для особо одаренных детей, где учителя работают по авторским программам развития ребенка. Это программы профессионального и жизненного ориентирования.
  6. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, епархиальные гимназии, духовные академии.

Современная школа связана  с огромным числом самых различных  организаций. Это:

- органы социальной защиты семьи и детей;

- правовые органы;

- попечительские советы;

- спонсорские организации;

- учебно-производственные базы и комбинаты;

- внешкольные детские центры досуга и творчества;

- учреждения культуры: кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки;

- территориальные детские учреждения;

- медицинские детские учреждения;

- дошкольные учреждения воспитания детей;

- неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);

- специальные школы и студии.

О социальных функциях школы  еще в 20-е гг. писал Питирим Сорокин. Он выделял три социальные функции школы: селекция по способностям; обучение; воспитание. [ 3, 34]

Школа (от греч. schole) первоначально  означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские  беседы с учениками, а далее —  занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это  слово перешло в латинский  и затем в новые европейские  языки.

В настоящее время термин «школа» рассматривается в энциклопедической литературе с разных точек зрения. Во-первых, как выучка, приобретенный человеком опыт. Во-вторых, как направление в науке, литературе, искусстве, технике, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. [ 1, 176]

Школа – это всегда опыт, практика, изобретательность, образ выжить и образ прожить. Все кругом нас учит, как верно прожить день: как проснуться, как посмотреть на себя в зеркало, кому улыбнуться, на кого накричать, что съесть и когда лечь спать. И только школа учит, как это сделать так, чтобы был удовлетворенный не только ты, а и социум.

Организация работы в школе

На основе своего опыта  работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию положениями о том, что школа обязана гибко откликаться на изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям наибольшие возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи. Школа, представленная у Д. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные задачи: упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступном виде; выбирать для изучения наиболее распространённые и важные моменты из опыта человечества; содействовать выравниванию общественных различий, создавая «единство мыслей и согласованность действий». Содержанием образования у прагматистов выступал приобретённый опыт ребёнка, обогащающийся в условиях обучающей среды. Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных деловых задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и так далее, а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребёнка, которые обеспечивают его внимание и деятельность. Д. Дьюи при этом допускал, что не всё жизненно важное может представлять для ребёнка интерес, в связи с этим у детей нужно развивать силу воли, воспитывать характер. Противоречие между интересом и усилием устраняется, по мнению Д. Дьюи, знанием воспитателем возрастных особенностей детей. Д. Дьюи выделял три таких периода в школьной жизни. Первый период – с четырёх до восьми лет. Он характерен яркостью связей между впечатлением, представлением и действиями. Второй – от восьми до одиннадцати лет – период расширения сфер деятельности и заинтересованности в её итогах. Игра уже не занимает такое большое место в жизни ребёнка, как в первый период. На этом этапе выявляются связи между средствами и целями деятельности, появляется творчество. Третий период – от одиннадцати лет до окончания начального образования – очень важный в жизни ребёнка, потому что он связан с естественным ростом всех сущностных сил личности. Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. [ 11]

Социализация имеет две стороны. Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека. Важной закономерностью в процессе социализации является обусловленность результатов самореализации личности в обществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализации усваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализации будут носить асоциальный характер.

Детство - то один из самых  ответственных периодов, поскольку  здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к  обществу. Кроме того, стабилизируются  черты характера и основные формы  межличностного поведения. Ребенок  стремится понять себя самого: осмыслить  свои притязания на признание; оценить  себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в  личное будущее; определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права  и обязанности. Естественно, что  все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребенка  от младшего школьника до выпускника учебного заведения.

Непременным условием социализации подростка является его общение  со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе  и различных неформальных подростковых объединениях. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении  подростка и в определении  его статуса в глазах ровесников.

Приобретение социального  опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения  складываются в обществе сверстников, во всех конкретных малых группах, в  которые он входит. И этим подчеркивается важная роль социального окружения  на развитие личности подростка и  его социализацию.

Современная наука рассматривает  социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым  индивид усваивает и воспроизводит  определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве многоправного члена  общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. В широком  плане проблема социализации реализуется  через всю систему воспитания и обучения. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными  потребностями и деятельностными  качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется  экономическое, социально-политическое, духовно-информационное воздействие  образовательной и окружающей социокультурной  среды. Именно в этой среде личность формируется, развивается, проявляет  свою деятельностную сущность, отражая  себя в мире и мир в себе

Информация о работе Социальная педагогика