Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа
Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.
1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы
На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Поэтому можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Из этого определения мы можем сделать вывод, что школа является социальным институтом. [8,143]
Школа – одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст.55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
- развивать процесс опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
- участвовать в разрешении
потенциальных и готовых
Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:
- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;
- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;
- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;
- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.
Согласно Тарифно-
- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
- изучает психолого-медико-
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником
между обучающимся (
- определяет задачи, формы,
методы социально-
- организует различные
виды социально ценной
- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействует с учителями,
родителями (лицами, их заменяющими),
специалистами социальных
С точки зрения специалистов, занимающимися вопросами социальной педагогики, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.
Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.
График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования.
Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством. [ 9,52]
Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить, этот процесс призвана школа.
Ребенок приходит в нее в шести-, семилетнем возрасте, а покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17 — 18 лет. Здесь он приобретает знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни.
Существующая школа представляет следующую систему: общеобразовательная школа, средние профессиональные учебные заведения и высшие специальные школы.
Современная школа связана с огромным числом самых различных организаций. Это:
- органы социальной защиты семьи и детей;
- правовые органы;
- попечительские советы;
- спонсорские организации;
- учебно-производственные базы и комбинаты;
- внешкольные детские центры досуга и творчества;
- учреждения культуры: кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки;
- территориальные детские учреждения;
- медицинские детские учреждения;
- дошкольные учреждения воспитания детей;
- неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);
- специальные школы и студии.
О социальных функциях школы еще в 20-е гг. писал Питирим Сорокин. Он выделял три социальные функции школы: селекция по способностям; обучение; воспитание. [ 3, 34]
Школа (от греч. schole) первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.
В настоящее время термин «школа» рассматривается в энциклопедической литературе с разных точек зрения. Во-первых, как выучка, приобретенный человеком опыт. Во-вторых, как направление в науке, литературе, искусстве, технике, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. [ 1, 176]
Школа – это всегда опыт, практика, изобретательность, образ выжить и образ прожить. Все кругом нас учит, как верно прожить день: как проснуться, как посмотреть на себя в зеркало, кому улыбнуться, на кого накричать, что съесть и когда лечь спать. И только школа учит, как это сделать так, чтобы был удовлетворенный не только ты, а и социум.
Организация работы в школе
На основе своего опыта
работы в школе Д. Дьюи дополнил свою
концепцию положениями о том,
что школа обязана гибко
Социализация имеет две стороны. Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека. Важной закономерностью в процессе социализации является обусловленность результатов самореализации личности в обществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализации усваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализации будут носить асоциальный характер.
Детство - то один из самых ответственных периодов, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Ребенок стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Естественно, что все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребенка от младшего школьника до выпускника учебного заведения.
Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе и различных неформальных подростковых объединениях. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.
Приобретение социального опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются в обществе сверстников, во всех конкретных малых группах, в которые он входит. И этим подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.
Современная наука рассматривает
социализацию как совокупность всех
социальных процессов, благодаря которым
индивид усваивает и