Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Молодой человек испытывает трудности в адаптации к обществу, налаживании взаимоотношений, успешном саморазвитии и самореализации. Юно¬ши и девушки стремятся быть достойными гражданами, признанны¬ми в коллективе, равными среди сверстников, людьми, ответственны¬ми в своей семейной жизни. Социальная педагогика может и должна содействовать решению этих проблем.
В условиях кризисного состояния общества именно социальная педагогика выступает ведущей отраслью педагогических знаний, по¬скольку озабочена проблемами успешной социализации человека. Социальная педагогика позволяет представителям каждого поколения чувствовать себя комфортно в обществе.
Введение_________________________________________________3
Особенности развития социальной педагогики в России___________4
Предмет и задачи социальной педагогики________________________6
Заключение_______________________________________________14
Список используемой литературы____________________________15
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра
социальной и семейной педагогики
Реферат по дисциплине:
«Социальная педагогика»
На
тему: «Предмет
и задачи социальной
педагогики»
Москва,
2011
Содержание
Введение_________________
Особенности развития социальной педагогики в России___________4
Предмет
и задачи социальной педагогики____________________
Заключение_______________
Список
используемой литературы____________________
Введение
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога. Ребенку нужна поддержка против зла, лжи, пьянства, а порой и преступных родителей. Он перегружен в школе, испытывает несправедливость учителей (которые не в состоянии индивидуально заниматься с каждым из 45 учеников класса), переживает неустроенность семьи, должен решать множество проблем в общении со сверстниками. Молодой человек испытывает трудности в адаптации к обществу, налаживании взаимоотношений, успешном саморазвитии и самореализации. Юноши и девушки стремятся быть достойными гражданами, признанными в коллективе, равными среди сверстников, людьми, ответственными в своей семейной жизни. Социальная педагогика может и должна содействовать решению этих проблем.
В
условиях кризисного состояния общества
именно социальная педагогика выступает
ведущей отраслью педагогических знаний,
поскольку озабочена проблемами успешной
социализации человека. Социальная педагогика
позволяет представителям каждого поколения
чувствовать себя комфортно в обществе.
Особенности развития социальной педагогики в России
В России развитие социальной педагогики — и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины — имеет свои особенности.
С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.
Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилья мы разрушим до основанья...» был распространен и на педагогику. Высказывание видного педагога 20-30-х годов А. П. Пинкевича о том, что необходимо забыть все, написанное в области педагогики до революции, было поддержано многими педагогами-марксистами. Затем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.
В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.
Отразилось
это и на становлении социальной
педагогики как учебного предмета,
которое также происходило
Предмет и задачи социальной педагогики
Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Социальная политика разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.
Социальная
педагогика исследует пути социализации
молодого поколения посредством
организации социального
Таким образом, цель этой отрасли педагогики — обеспечить научную базу повышения качества и эффективности социально-педагогического содействия в оптимизации взаимодействия человека и общества.
В широком значении социальная педагогика охватывает все виды педагогического познания и деятельности в отношении содержания и средств социализации личности. Узкое значение социальной педагогики ограничивается разработкой содержания и методики социального воспитания индивидов и групп.
Объект социальной педагогики — взаимоотношения развивающейся личности и социальной среды в процессе социального воспитания, а ее предмет - исследование сущности, закономерностей, тенденций и перспектив социального воспитания личности.
Содержание деятельности социального педагога состоит в содействии развивающейся личности в социализации, оптимизации ее поведенческих реакций на воздействие среды. Это процесс усвоения ценностей, норм поведения и отношений с окружающими, в результате чего личность становится полноправным членом общества.
Развитие социальной педагогики более всего зависит от следующих отраслей педагогического знания: семейного, школьного и внешкольного, сословного, общинного (по месту жительства) и конфессионального (религиозного) воспитания, а также истории педагогики и этнопедагогики, коррекционной педагогики, теории и практики обучения и воспитания в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Прежде всего надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это непосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Социальное воспитание — понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации.
Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать, анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияние окружающей среды на ребенка.
Социальное воспитание означает процесс помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица. Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т.д.
Термин социальная работа означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение.
Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организовать себя.
Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.
Специальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях.
Эта
система социального
Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности, религиозное и общественное воспитание. Например, особенности нашей славянской семьи базируются на традициях православия, идеях добра, терпения, милосердия и соблюдения моральных норм. Поэтому, социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.
Задачи социальной педагогики.
Общенаучные задачи социальной педагогики заключаются в следующем:
- изучить и обобщить обширный эмпирический материал социально-педагогической деятельности субъектов и институтов социума, в том числе в зарубежных странах;