Шпаргалка по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Работа содержит 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 76.34 Кб (Скачать)

Социальная  педагогика

1. Социальный педагог  как субъект профессиональной  деятельности: личностная  характеристика и  профессиональная  компетентность.

У соц.пед. в качестве спец. способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека), рефлексию и самоконтроль. Соц. Пед. должен обладать такими проф-ми качествами: общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость, умение общаться. Его проф. компетентность опред. интеллектом и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и работоспособностью в процессе общения, что противостоит эмоциональной усталости и развитию синдрома “эмоционального сгорания”, выдерживать большие нагрузки в соц.-пед-х, псих.-терапевтических и др. процессах. Можно выделить след. личностные качества: 1. гуманистические качества; 2. Псих-кие характеристики (высокий уровень протекания псих-х процессов, устойчивые псих. состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); 3. психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); 4. Псих-о-пед-кие качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). Понятие проф-ной компетентности соц. педагога вкл. единство его теоретической и практической готовности к осуществлению соц.-пед-кой деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Квалификационная характеристика соц. педагога состоит из 3 частей: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Квалификационные требования”. 

2. Сферы профессиональной  деятельности социального  педагога.

В сфере образования  эта должность введена в штатное  расписание 6 типов образовательных  учреждений: ДОУ; ОУ; общеобразовательные  школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; спец. учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения нач. проф-ого образования. Фактически эта должность может вводиться во всех соц. учреждениях, которые оказывают помощь детям, например:  1. в учреждениях здравоохранения;  2. в учреждениях соц. защиты населения; 3. в учреждениях, относящихся к системе органов внутренних дел. В зависимости от условий региона учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Соц. педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех соц. учреждений города, села, поселка и т. д.  Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога

  1.  Не поучать, не показывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, к инициативе, к творчеству, помогая ему жить, уважая достоинство и уникальность личности. 2.  Уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта, эмпатийность, экстравертность. 3.  Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь «разговорить» клиента, совместно определить пути решения проблемы. 4. Уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении проблем. 5. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения. 6. Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение в заблуждение, нечестные действия. 7. Уметь находить себе помощников в соц.  работе, поддерживать участие общественности в развитии соц. защиты, соц. политики. 8. Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам встречающимся на пути проф. деятельности, беспристрастно выполняя свои обязанности полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных. 9. Не использовать свои проф. отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с проф. целью. Принимать плату за услуги только добровольно предлагаемую и на законных основаниях. 10. Стремиться к постоянному повышению проф. знаний, мастерства, уровня квалификации, как специалиста в области соц. работы. 11.  Защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе проф. взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость. 12. Всеместно помогать людям, информирую и делая соц. службы доступными различным группам населения. 13. Содействовать развитию благосостояния общества, посредством:  а) расширения личностных возможностей всех людей, проявления внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;  б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе нац-ого происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, псих-х или физических недостатков;  в) создание условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;  г) инициатив, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения соц. условий жизни и поддерживания соц. справедливости.

4. Функции и социальные  роли социального  педагога.

аналитико-диагностическую ( 1. изучает и оценивает особенности соц. микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников; 2. выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; 3. изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; 4. устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины соц. неблагополучия их семей; 5. содействует выявлению особо одаренных школьников; 6. выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии) Прогностическую (1. на основе анализа соц-ной и пед-ой ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, опред. перспективы развития обучающегося в процессе социализации; 2. планирует собственную соц.-пед-кую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.) организационно-коммуникативную (1. способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс соц. воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; 2. позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых) коррекционную (1. старается оградить обучающихся от негативных влияний соц. среды; 2. осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек) координационно-организаторскую (1. организует соц. значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; 2. включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом псих.-пед-х требований к ней; 3. организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; 4. координирует деятельность всех субъектов соц. воспитания; 5. взаимодействует с органами соц. защиты и помощи) функцию соц.-пед-кой поддержки и помощи воспитанникам  (1. оказывать псих.-пед-кую помощь обучающемуся в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; 2. устанавливать доверительные отношения с клиентом)  охранно-защитную (1. использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся и их объединений; 2. содействует применению мер гос-ого принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; 3. взаимодействует с органами соц. защиты и помощи) психотерапевтическую (1. заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников; 2. оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; 3. содействует в создании ситуаций успеха школьников) соц-о-профилактическую (1. организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; 2. влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; 3. организует систему мер соц. оздоровления детей из семей группы соц. «риска».) реабилитационную. (  организует систему мер по соц.-пед-ой реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, по разнообразным причинам испытывающих различные затруднения, которые приводят к соц. дезадаптации. 

5. Функции социальной  педагогики.

1. Исследовательская - предполагает изучение личности, среды, общины, анализ явлений, процессов, факторов, закономерностей, влияющих на процесс социального формирования личности; изучение исторических аспектов проблемы.

2. Аналитико-проектная - предполагает анализ воспитательно-образовательных и средовых социальных процессов, различных проблем социального воспитания, способов адаптации личности к природной и социальной среде, современному обществу, анализ работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров, определение приоритетных направлений социального воспитания и социальной работы.

3. Просветительско-образовательная - предполагает педагогизацию общества, обобщение и распространение, пропагандирование позитивного опыта, широкое просвещение.

4. Организаторская - включает влияние на вопросы планирования, организации текущей деятельности, координацию и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы человека, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

5. Прогностическая - предполагает прогнозирование процессов социального формирования личности на всех возрастных этапах, развития социальной среды, формирования социальной политики средствами социально-педагогической деятельности. 

6. Понятие «норма»   и «отклонние от нормы» в социальной пдагогике. Типы отклонний. 

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Негативные отклонения в поведении: преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс соц. становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные отклонения: все формы соц. творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., служат развитию соц. системы, замене старых норм новыми. В соц. педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность. Типы отклонений:

1.  Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

2. Психические:  задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения  речи; нарушения эмоционально-ролевой  сферы; одаренность.

3. Педагогические: отклонения в получении общего  образования; отклонения в получении  профессионального образования.

4. Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

     

7. Теория отклонений  в социальной педагогике. 
 

8. Развитие ребенка  в социуме. Биологические  и социальные факторы  развития ребенка.

Развитие происходит под влиянием внешних воздействий  и внутренних сил. К внешним факторам относятся окружающая среда, спец. целенаправленная деятельность по формированию опред-х качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие означает превращение как биологического индивида в соц. существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности и вступает в общение, проявляя присущую ему активность. Это содействует приобретению им соц. опыта. Биологические факторы Биологическая наследственность - понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству передаются особенностиНС, на основе которых развивается опред-ый тип нервной деятельности. Предполагает формирование опред-х способностей к деятельности на основе природных задатков. Яркое проявление способностей - одаренность, или талантом. Наследственные заболевания х необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. Наряду с наследственностью отрицательно влияют внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей и имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Социальные факторы Социализация —процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Различают макро-, мезо- ("средний") и микро- факторы социализации. На социализацию оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, соц.-политические, страна, общество, гос-во, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная педагогика"