Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".
Социальная педагогика
1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность.
У соц.пед. в качестве
спец. способностей выделяют следующие:
наблюдательность, способность быстро
ориентироваться в ситуации, интуицию,
эмпатию (способность представить себя
на месте другого человека), рефлексию
и самоконтроль. Соц. Пед. должен обладать
такими проф-ми качествами: общительность,
ориентация на взаимодействие с людьми,
доброта, любознательность, интерес к
работе с людьми, твердость в отстаивании
своей точки зрения, оптимизм, умение найти
выход из спорных ситуаций, старательность,
нервно-психическая устойчивость, умение
общаться. Его проф. компетентность опред.
интеллектом и особенностями нервной
системы: эмоциональной устойчивостью
и работоспособностью в процессе общения,
что противостоит эмоциональной усталости
и развитию синдрома “эмоционального
сгорания”, выдерживать большие нагрузки
в соц.-пед-х, псих.-терапевтических и др.
процессах. Можно выделить след. личностные
качества: 1. гуманистические качества;
2. Псих-кие характеристики (высокий уровень
протекания псих-х процессов, устойчивые
псих. состояния, высокий уровень эмоциональных
и волевых характеристик); 3. психоаналитические
качества (самоконтроль, самокритичность,
самооценка); 4. Псих-о-пед-кие качества
(коммуникабельность, эмпатичность, визуальность,
красноречивость и др.). Понятие проф-ной
компетентности соц. педагога вкл. единство
его теоретической и практической готовности
к осуществлению соц.-пед-кой деятельности
и характеризует его профессионализм.
Рамки компетенции любого специалиста
устанавливаются соответствующим нормативно-правовым
документом — квалификационной характеристикой,
представляющей собой обобщенные требования
к подготовленности специалиста на уровне
его теоретического и практического опыта.
Квалификационная характеристика соц.
педагога состоит из 3 частей: “Должностные
обязанности”, “Должен знать” и “Квалификационные
требования”.
2. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.
В сфере образования
эта должность введена в
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога
1. Не поучать, не показывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, к инициативе, к творчеству, помогая ему жить, уважая достоинство и уникальность личности. 2. Уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта, эмпатийность, экстравертность. 3. Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь «разговорить» клиента, совместно определить пути решения проблемы. 4. Уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении проблем. 5. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения. 6. Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение в заблуждение, нечестные действия. 7. Уметь находить себе помощников в соц. работе, поддерживать участие общественности в развитии соц. защиты, соц. политики. 8. Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам встречающимся на пути проф. деятельности, беспристрастно выполняя свои обязанности полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных. 9. Не использовать свои проф. отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с проф. целью. Принимать плату за услуги только добровольно предлагаемую и на законных основаниях. 10. Стремиться к постоянному повышению проф. знаний, мастерства, уровня квалификации, как специалиста в области соц. работы. 11. Защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе проф. взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость. 12. Всеместно помогать людям, информирую и делая соц. службы доступными различным группам населения. 13. Содействовать развитию благосостояния общества, посредством: а) расширения личностных возможностей всех людей, проявления внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями; б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе нац-ого происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, псих-х или физических недостатков; в) создание условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество; г) инициатив, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения соц. условий жизни и поддерживания соц. справедливости.
4. Функции и социальные роли социального педагога.
аналитико-диагностическую
( 1. изучает и оценивает особенности соц.
микросреды образовательного учреждения,
прогнозирует возможные влияния среды
на школьников; 2. выявляет личностные
особенности и достоинства обучающегося,
его «проблемное поле»; 3. изучает и оценивает
особенности деятельности и обучения
школьника; 4. устанавливает причины неадекватного
поведения детей, подростков, причины
соц. неблагополучия их семей; 5. содействует
выявлению особо одаренных школьников;
6. выявляет обучающихся с эмоциональными
и интеллектуальными задержками в развитии)
Прогностическую (1. на основе анализа
соц-ной и пед-ой ситуации прогнозирует
процесс воспитания и развития личности
школьника, оказывает помощь в саморазвитии
и самовоспитании его личности, опред.
перспективы развития обучающегося в
процессе социализации; 2. планирует собственную
соц.-пед-кую деятельность на основе анализа
результатов предыдущей работы.) организационно-коммуникативную
(1. способствует включению субъектов воспитательной
деятельности — общественности, учреждений
дополнительного образования и др. в процесс
соц. воспитания подрастающего поколения,
в совместный труд и отдых; 2. позволяет
ему участвовать в формировании гуманистической
системы взаимоотношений в детской и подростковой
среде, оказывать влияние на отношения
детей, подростков и взрослых) коррекционную
(1. старается оградить обучающихся от
негативных влияний соц. среды; 2. осуществляет
коррекцию самооценки школьников и помогает
им избавиться от вредных привычек)
координационно-организаторскую
(1. организует соц. значимую деятельность
детей и подростков в открытой микросреде;
2. включает обучающихся в различные виды
продуктивной деятельности с учетом псих.-пед-х
требований к ней; 3. организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; 4. координирует деятельность
всех субъектов соц. воспитания; 5. взаимодействует
с органами соц. защиты и помощи) функцию
соц.-пед-кой поддержки
и помощи воспитанникам
(1. оказывать псих.-пед-кую помощь обучающемуся
в саморазвитии, самопознании, самооценке,
самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
2. устанавливать доверительные отношения
с клиентом) охранно-защитную
(1. использует весь комплекс правовых
норм, направленных на защиту прав и интересов
обучающихся и их объединений; 2. содействует
применению мер гос-ого принуждения и
реализации юридической ответственности
лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на детей;
3. взаимодействует с органами соц. защиты
и помощи) психотерапевтическую
(1. заботится об обеспечении положительного
эмоционального состояния школьников;
2. оказывает им помощь в разрешении межличностных
конфликтов, снятии депрессивного состояния;
3. содействует в создании ситуаций успеха
школьников) соц-о-профилактическую
(1. организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
поведения и преступного (делинквентного)
поведения детей и подростков; 2. влияет
на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; 3. организует систему мер
соц. оздоровления детей из семей группы
соц. «риска».) реабилитационную.
( организует систему мер по соц.-пед-ой
реабилитации и поддержке лиц (прежде
всего несовершеннолетних), вернувшихся
из мест лишения свободы, спецучреждений,
по разнообразным причинам испытывающих
различные затруднения, которые приводят
к соц. дезадаптации.
5. Функции социальной педагогики.
1. Исследовательская - предполагает изучение личности, среды, общины, анализ явлений, процессов, факторов, закономерностей, влияющих на процесс социального формирования личности; изучение исторических аспектов проблемы.
2. Аналитико-проектная - предполагает анализ воспитательно-образовательных и средовых социальных процессов, различных проблем социального воспитания, способов адаптации личности к природной и социальной среде, современному обществу, анализ работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров, определение приоритетных направлений социального воспитания и социальной работы.
3. Просветительско-
4. Организаторская - включает влияние на вопросы планирования, организации текущей деятельности, координацию и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы человека, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
5. Прогностическая -
предполагает прогнозирование процессов
социального формирования личности на
всех возрастных этапах, развития социальной
среды, формирования социальной политики
средствами социально-педагогической
деятельности.
6.
Понятие «норма»
и «отклонние
от нормы» в социальной
пдагогике. Типы отклонний.
Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение». Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Негативные отклонения в поведении: преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс соц. становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные отклонения: все формы соц. творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., служат развитию соц. системы, замене старых норм новыми. В соц. педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность. Типы отклонений:
1. Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.
2. Психические:
задержка психического
3. Педагогические:
отклонения в получении общего
образования; отклонения в
4. Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.
7.
Теория отклонений
в социальной педагогике.
8. Развитие ребенка в социуме. Биологические и социальные факторы развития ребенка.
Развитие происходит под влиянием внешних воздействий и внутренних сил. К внешним факторам относятся окружающая среда, спец. целенаправленная деятельность по формированию опред-х качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие означает превращение как биологического индивида в соц. существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности и вступает в общение, проявляя присущую ему активность. Это содействует приобретению им соц. опыта. Биологические факторы Биологическая наследственность - понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству передаются особенностиНС, на основе которых развивается опред-ый тип нервной деятельности. Предполагает формирование опред-х способностей к деятельности на основе природных задатков. Яркое проявление способностей - одаренность, или талантом. Наследственные заболевания х необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка. Наряду с наследственностью отрицательно влияют внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей и имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Социальные факторы Социализация —процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Различают макро-, мезо- ("средний") и микро- факторы социализации. На социализацию оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, соц.-политические, страна, общество, гос-во, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.