Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:30, доклад
Цели деятельности социального педагога -- содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.В каждом образовательном учреждении имеется такая ставка. Продолжительность рабочей недели социального педагога составляет 36 часов. Отпуск -- 42 календарных дня. Разрядная система такая же, как и у других педагогов. Специалист имеет право на повышение квалификации один раз в 5 лет.
1) Виды профессиональной деятельности
-Социально-педагогическая,
Цели
деятельности социального педагога --
содействие саморазвитию личности, организация
профилактической работы и защита прав
ребенка.В каждом образовательном учреждении
имеется такая ставка. Продолжительность
рабочей недели социального педагога
составляет 36 часов. Отпуск -- 42 календарных
дня. Разрядная система такая же, как и
у других педагогов. Специалист имеет
право на повышение квалификации один
раз в 5 лет.
Основные направления
Хотя направления работы и перечислены
в квалификационной характеристике,
но практически их круг значительно
шире. Социальный педагог должен быть
главным посредником между
-учебно-воспитательная,
-развивающая,
-культурно-просветительная,
-научно-методическая,
-организационно-
Выпускник, получивший квалификацию
социального педагога, подготовлен
к выполнению основных видов профессиональной
деятельности социального педагога,
решению типовых
2) Рассмотрим некоторые из них. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева выделяют три уровня классификации:
1. Субъективный уровень
специалист -- методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;сам человек (группа посредством самоуправления). Это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;специалист и лицо, на которое осуществляется педагогическое воздействие. Методы, обуславливающие совместные действия специалиста и самого человека. Методы действия одной стороны и адекватные действия - другой.
2. Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные и обеспечивающие. Основной функциональный метод - это метод, который включает объект в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели - методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы - это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопринуждения, самопоощрения.
3. Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации - свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр, методы научения; группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности - методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.
Современная система социального
воспитания достаточно разнообразна.
Она включает приемы и методы, направленные
на социализацию личности, пути и способы,
помогающие личности нормализовать
отношения с окружающими
При организации и выборе методов
социально- педагогической деятельности
социальному педагогу следует помнить,
что на ребенка влияют множество факторов:
природа, семья, школа, среда, собственная
деятельность, средства массовой информации,
литература, искусство, образ жизни ближайшего
окружения, собственные планы, положение
в коллективе.
+ Профессиональная ментальность – это
то общее, что характеризует профессионалов
той или иной области: профессиональные
социальные установки, мотивы, ценностные
ориентации, особенности восприятия
профессионально значимых объектов и
поведения по отношению к ним. Идеями,
функционирующими на уровне ментальности,
люди руководствуются сознательно или,
чаще, неосознанно в повседневной деятельности.
В связи с тем, что проблема ментальности
является новой для отечественной психологической
науки, не существует разработанного
представления о ее структуре. Профессиональная
ментальность является сложным и многомерным
образованием, и мы отдаем себе
отчет в том, что в работе исследуются
лишь некоторые, но важные,
по нашему мнению, ее компоненты:
мотивация, система ценностных ориентации
и профессиональная социальная установка.
К сожалению, на сегодняшний день
обучение, в том число и
профессиональное сводится зачастую к
простой трансляции знаний, а
следовательно, становление личности
профессионала происходит по большей
части, стихийно. Для того, чтобы
этот процесс смог стать целенаправленным,
необходимо выявить существующие позитивные
и негативные тенденции формирования
профессиональной ментальности в процессе
обучения.
Характеристики
Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция
в буквальном переводе с латинского означает
"изменение, исправление"; развитие
- это движение по восходящей линии, от
простого к сложному, от низшего к высшему
(БСЭ, т.35, с. 600). Для того чтобы осуществлять
работу по коррекции или развитию того
или иного качества, необходимо провести
изучение (диагностику) уровня развития
умений, знаний, навыков, особенностей
личности, так как диагностика является
неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей
деятельности педагога-психолога. В его
работе она является не самоцелью, а средством,
способствующим более эффективной организации
работы.
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации. Об обучении подробнее будет рассказано в разделе "Преподавательская и культурно-просветительская деятельность". Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навыка установления контакта с собеседником или умения по бесконфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску необходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.
Консультирование - это особым образом организованное
общение педагога-психолога с учеником,
педагогом, родителем или их группами.
Консультации могут быть индивидуальными
и групповыми. Как правило, педагоги-психологи
во время консультации помогают решить
такие вопросы, как преодоление затруднений
в учебе, общении или поведении ребенка;
развитие желания учиться; развитие отношений
в детских коллективах; повышение уровня
педагогического мастерства учителей;
развитие способностей, черт характера,
возможностей самоопределения, самоидентичности
и личностного развития ребенка; оказание
помощи старшеклассникам в выборе профессии;
нормализация отношений в семье и др. По
данным И.В. Дубровиной, чаще всего педагог-психолог
консультирует: администрацию школ, учителей,
родителей (по проблемам обучения и воспитания);
учащихся (по проблемам обучения, общения
и развития отдельных способностей и особенностей
личности); группы учащихся и отдельные
классы (по проблемам самовоспитания,
профориентации, культуры умственного
труда).
( По данным И.В. Дубровиной).
Преподавательская и культурно-просветительская
деятельность. Преподавательская и просветительская
деятельность является неотъемлемой частью
работы педагога-психолога. Она может
осуществляться в нескольких формах (проведение
уроков и факультативов для учащихся,
лекториев и психологических клубов для
родителей и педагогов, участие в работе
методических объединений и педагогических
советов, организация конференций и выставок
литературы). Кроме этого, просвещение
- составная часть коррекционно-развивающей
деятельности педагога-психолога.
Многие авторы (например, И.В. Дубровина)
отмечают, что учителя обладают недостаточными
знаниями по психологии и не умеют использовать
их в работе. Это же можно сказать и о родителях.
Многие из них, даже интересующиеся психологической
литературой, не могут применить имеющиеся
теоретические знания в воспитании своего
ребенка.
Научно-методическая деятельность. Работа педагога-психолога
никогда не носит только прикладной характер.
Причин тому несколько, но главная состоит
в том, что педагог-психолог постоянно
использует в своей работе научные сведения
из различных областей психологии, возрастной
физиологии, педагогики. Плох тот учитель,
который несколько лет работает по одним
и тем же конспектам уроков. Представить
себе педагога-психолога, который дает
одни и те же рекомендации после проведения
диагностики или одними и теми же словами
проводит консультации, просто невозможно.
Любое заключение о личности и поведении
человека оправданно, только если оно
имеет под собой строгую научно обоснованную
базу. И.В. Дубровина пишет, что педагог-психолог
«сочетает в себе ученого и практика: ученого
в том смысле, что он должен быть компетентным
исследователем и содействовать получению
знаний о ребенке, а практика - в том, что
он применяет эти знания». Следует еще
раз повторить, что и сама профессия педагога-психолога
возникла только тогда, когда педагогическая
практика испытала большую потребность
в ней, а психологическая наука оказалась
готова эту потребность удовлетворить.
Социально-педагогическая
деятельность. Социально-педагогическую деятельность
педагога-психолога как вид профессиональной
деятельности можно рассматривать через
реализацию им комплекса социально-педагогических
мер превентивного характера, логически
выстроенных педагогических действий,
направленных на личностное развитие
и саморазвитие человека, педагогическую
коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений
с окружающей средой, обеспечение социальной
защиты и подготовку человека к самозащите.
Главной направленностью социально-педагогической
деятельности педагога-психолога является
содействие саморазвитию личности и формированию
индивидуальности человека. Педагог-психолог
своей деятельностью стремится сформировать
убежденность человека в том, что он обладает
большим потенциалом, который должен быть
обязательно реализован, может самостоятельно
выйти из кризисных ситуаций и решить
возникающие проблемы, но для этого необходимо
верить в свои силы и возможности, проявить
инициативу, активность и самостоятельность.
Воспитательная деятельность. Главная цель
воспитания - передача новым поколениям
общественно-исторического опыта, накопленного
предшествующими поколениями. В процессе
воспитания происходит планомерное и
целенаправленное воздействие на сознание
человека, цель которого - формирование
норм поведения, ценностей, установок,
моральных принципов. Результатом этого
процесса становится готовность выпускника
школы к самостоятельной жизни в обществе
и производительному труду.
В течение тысячелетий своего существования
человечество накопило и «отшлифовало»
принципы, нормы, правила, поддерживающие
определенные отношения в обществе, гарантирующие
его стабильность и безопасность для граждан.
Они позволяют людям
развиваться, достигать намеченного, не
ущемляя прав рядом живущих. Для передачи
норм и правил поведения выработаны приемы,
составляющие основу воспитания. Как отмечают
Л.В. Байбородова и М.И. Рожков, воспитание
включает в себя три взаимосвязанных процесса:
«воспитательных воздействий, принятия
их личностью и возникающего при этом
процесса самовоспитания».
Для повышения целенаправленности воспитательного процесса он строится исходя из определенных закономерностей (Л.В. Байбородова и М.И. Рожков): 1) воспитание совершается только на основе активности ребенка при взаимодействии его с социальной средой; 2) образование и воспитание едины; 3) воспитательные влияния должны быть целостны, чему способствует совпадение поведения педагога и декларируемых им принципов, непротиворечивость предъявляемых им требований. Главную «работу» по воспитанию осуществляют родители и педагоги.