Принципы социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности:
- определяют стратегию,
- цели, содержание, - методы воспитания,
- стиль взаимодействия его субъектов.
Рассмотрены три принципа — природосообразности, культуросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Доклад - принципы соц педагогики.docx

— 33.70 Кб (Скачать)

ПРИНЦИПЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

Понятия «принцип»  и «правило».

Принцип природосообразности.

 Принцип кулътуросообразности.

 Принцип гуманизма. 

                            Понятия «принцип» и « правило» 
Слово «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало». 
       Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хорошо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится. 
        Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. 
       Социальная педагогика, отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки.  Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности:                                                  - определяют стратегию,  - цели, содержание,  - методы воспитания,                                          - стиль взаимодействия его субъектов.  

               Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач. 
Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации ребенка, позволяет выделить ряд общечеловеческих принципов, которые проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирования социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

 
Мы рассмотрим три принципа —  природосообразности, культуросообразности и гуманизма.   Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.
 
 

 
                                      Принцип природосообразности 
Природосообразность - это принцип, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.

Приведем примеры. 
-- Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Выдвигал, обосновывал и строил свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. 
       Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий.                                                -- Так, Жан-Жак Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Придавал большое значение воспитанию самой природой.                      Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях.                                                                                                                                       -- Иоганн Генрих Песталоцци, создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути. 
-- Адольф Дистервег, вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника.             -- К. Д. Ушинский в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка.                                                                                                                                     --  Л. Н. Толстой верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его природе, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка. 
        Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной и др.                                    Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников. 
Особо следует выделить в России деятельность В. П. Кащенко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в развитии) детей. 
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

 • учет возрастных особенностей детей; 
• учет половых особенностей детей: 
• учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; 
• опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; 
• развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

 
                                           Принцип культуросообразности 
      Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. 
       Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой.                                                                                                                             Личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, считали культуру необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека. 
          Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова.                              Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков. 
          В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры.                                    В произведениях К. Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. 
      

         Принцип культуросообразности полагает учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта. 
Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения» молодежные организации и др.), в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество. 
Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психическом или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. Например, если ребенок лишен зрения, слуха или слепоглухонемой, тогда возникают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и технология приобщения к ценностям культуры. 
Однако восприятия культуры ребенком не происходит пассивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, — особая задача.                              Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: 
• учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур; 
• развитие творчества детей с отклонениями в развитии. 

                                                   Принцип гуманизма 
Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность — идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. 
Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. 
Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями. 
Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения.                                                          Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться, в сущности и средствах гуманистического воспитания.                                                  Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека, нужно избегать ошибок семейного воспитания, чтобы воспитание изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию. 
С позиций современного гуманизма, благо человека — это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле. 
 
Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям.                                                                                       Приведем лишь несколько примеров.                                                                                     И. Г. Песталоцци, создавший приют для беспризорных и стремившийся сделать его большой семьей, в письме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». 
Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто во время второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Тремблинки. И Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям — изумительной нравственной силы подвиг, совершенный Я. Корчаком. 
Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающегося педагога, как В. А. Сухомлинский, не случайно его славный труд жизни называется «Сердце отдаю детям»; вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амонашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфония». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно преданных и любящих детей. 
Задача социального педагога вместе с другими специалистами (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудничать, любить, чтобы творить добро.
 
 

 
Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это  особенно ярко отразил в своих  произведениях А. В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его  с понятиями милосердия и благотворительности.                                             ----Милосердие - это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия;                                                                                                    ---- Благотворительность — деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней. 
Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако А. В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же — это сочувствие инвалиду как человеку, попавшему в сложное положение. 
Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и не инвалидов. Гуманизм — наоборот —объединение.     Таким образом, по мнению А. В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма, — как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи окружающих. 
К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами выделяет их в особую группу.  
Гуманное отношение к этой категории людей требует прежде всего достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида. 
Гуманное отношение к детям включает:                                                                                        - любовь к ним,             - заинтересованность в их судьбе,                                                                  - общение с детьми, основанное на доверии,            - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования,      - терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения. 
Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.                                       Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил: 
• достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся; 
• признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения; 
• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы; 
• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;  
• стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей, а  продумать систему общения таких детей со взрослыми и детьми;

Информация о работе Принципы социальной педагогики