Социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Содержание

1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

вопрос ответ.docx

— 60.36 Кб (Скачать)

Рассмотрение научно-педагогической литературы по проблеме социализации подростков позволяют выделить некоторые устойчивые противоречия между:

- возрастающими потребностями  и возможностями совершенствования  процесса социализации подростков  в межличностных отношениях и  недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогическом процессе;

- новыми требованиями  жизнедеятельности подростков в  межличностной среде и недостаточной  научно-методической и практической  разработанностью педагогических  рекомендаций, обеспечивающих эффективность  межличностных отношений подростков  как средства их социализации.

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс  взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно  меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния  окружающей среды, выполняет новые  социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. [ 7]

Ребенок постоянно включен  в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают  наличные, традиционно сложившиеся  ее формы, результат действия которых  может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного  общества, но постепенно средства и  способы организации становятся непродуктивными.

Формирование человека как  личности требует от школы постоянного  и сознательно организуемого  совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая  практика преобразования сложившихся  форм воспитания немыслима без опоры  на научно-теоретическое психологическое  знание закономерностей развития ребенка  в процессе онтогенеза, ибо без  опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку. [ 9, 23]

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка  выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а  не объекта процесса воспитания. Собственная  активность ребенка есть необходимое  условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка  на основе исторически сложившихся  образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так  строить педагогический процесс, чтобы  воспитатель руководил деятельностью  ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных  и ответственных поступков. Педагог-воспитатель  может и обязан помочь растущему  человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного  и социального развития.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального  бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и  способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей  на определенные ценности, самостоятельности  в решении сложных нравственных проблем. Условие эффективности  воспитания - самостоятельный выбор  или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого  растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение  роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в  зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. [ 2, 37]

Но социализация личности не представляет собой пассивного отражения  общественных отношений. Выступая и  субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через  ее активные общественные действия, сознательно  преобразуя и окружающую среду, и  саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно  организуемой деятельности формируется  в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность  во благе другого.

Основными функциями школы, как воспитательной организации  в процессе социализации можно считать  по А.В. Мудрику следующие:

- приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;

- автономизация подрастающих поколении от взрослых;

- дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества. [ 6, 110]

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы  определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности, которые  чаще всего и формируются в  микросреде подростка, в том числе  и в школе. К таким конкретным чертам личности, которые формируются  в процессе воспитания именно в стенах школы, относятся:

- ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

- честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

- наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

- инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей и требовательность к себе и другим;

- способность размышлять, взвешивать и воля;

- готовность действовать,  смелость, готовность идти на  определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска. [ 4]

Названный ряд качеств  не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств  абсолютных. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится  найти социально приемлемую и  лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей  личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись  как целостностная личность, которая  способна стать полноценным и  полезным членом общества. Школа, являясь  для ребенка, независимо от его возраста, является «колыбелью» для взращивания  определенных качеств личности. Уже  неоднократно подчеркивалось о рассогласованности требовании семьи и школы, школы  и общества. Так вот, если взрослый может самостоятельно найти выход  из многообразия предъявляемых требовании, то ребенок нет. Школа, как один из факторов социализации организует процесс  направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим  источником информационного обеспечения  для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляется двухканальный  обмен социальным опытом, передачей  знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.

Естественно, что помимо школы этот же опыт ребенок может  получить и в других институтах социализации – улице, дома, молодежных кружках, секциях. Но это уже будет иная форма, трансформированная этими институтами, форма социализации, при которой  социализация будет происходить  уже при относительном направлении  этих же институтов. К тому же временной  отрезок, который проводят дети в  школе, и, к примеру, в секции, отличается, да и объем информации, и виды деятельности ребенка более разнообразны. Менталитетом нашего народа сформирована точка зрения, направленная на то, что школа - основа допрофессиональной, или, если так можно выразиться предстартовой подготовки человека во взрослую жизнь. И ее требования, ее устои воспринимаются как наиболее правильные, пусть даже и в современном искажении.

В процессе стихийной социализации школа, как всякая социально-психологическая  общность, влияет на входящих в нее  людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями  воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые в большой  своей части оказываются «непрактичными»  для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения, особенно в тех случаях, когда воспитуемые стремятся минимизировать свое пребывание в организации и реализуют себя вне ее рамок.

 


Информация о работе Социальная педагогика