Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:45, контрольная работа
Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А.Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характеристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества – самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества – коммуникабельность, эмпатия, красноречие и др.
1. Введение
2. Должностные обязанности и права социального педагога 3
3. Школа, как ведущий институт социализации и воспитания 17
4. Заключение
5. Список литературы
Рассмотрение научно-
- возрастающими потребностями
и возможностями
- новыми требованиями
жизнедеятельности подростков
Социализация личности представляет
собой сложный непрерывный
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся
система воспитания обеспечивает присвоение
детьми определенного круга
Формирование человека как
личности требует от школы постоянного
и сознательно организуемого
совершенствования системы
Суть подлинно гуманистического
отношения к воспитанию ребенка
выражена в тезисе его активности
как полноправного субъекта, а
не объекта процесса воспитания. Собственная
активность ребенка есть необходимое
условие воспитательного
Следовательно, важно так
строить педагогический процесс, чтобы
воспитатель руководил
Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.
Под воспитанием понимается
целенаправленное развитие каждого
растущего человека как неповторимой
человеческой индивидуальности, обеспечение
роста и совершенствования
Но социализация личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.
Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:
- приобщение человека к культуре общества;
- создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;
- автономизация подрастающих поколении от взрослых;
- дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества. [ 6, 110]
Рост круга потребностей,
закон возвышения потребностей, развитие
потребностно-мотивационной
- ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
- честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;
- наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
- инициативность и дисциплинированность; желание и умение понимать других людей и требовательность к себе и другим;
- способность размышлять, взвешивать и воля;
- готовность действовать,
смелость, готовность идти на
определенный риск и
Названный ряд качеств
не случайно сгруппирован попарно. Этим
подчеркивается, что нет качеств
абсолютных. Самое лучшее качество
должно уравновешивать противоположное.
Каждый человек обычно стремится
найти социально приемлемую и
лично для него оптимальную меру
соотношения этих качеств в своей
личности. Только при таких условиях,
найдя себя, сложившись и сформировавшись
как целостностная личность, которая
способна стать полноценным и
полезным членом общества. Школа, являясь
для ребенка, независимо от его возраста,
является «колыбелью» для взращивания
определенных качеств личности. Уже
неоднократно подчеркивалось о рассогласованности
требовании семьи и школы, школы
и общества. Так вот, если взрослый
может самостоятельно найти выход
из многообразия предъявляемых требовании,
то ребенок нет. Школа, как один из
факторов социализации организует процесс
направляемой и стихийной социализации
одновременно, становясь ведущим
источником информационного обеспечения
для ребенка, поскольку в ней (школе)
сосредоточено общение с
Естественно, что помимо
школы этот же опыт ребенок может
получить и в других институтах социализации
– улице, дома, молодежных кружках,
секциях. Но это уже будет иная
форма, трансформированная этими институтами,
форма социализации, при которой
социализация будет происходить
уже при относительном
В процессе стихийной социализации
школа, как всякая социально-психологическая
общность, влияет на входящих в нее
людей в ходе реальной практики взаимодействия
ее членов, которая по своему содержанию,
стилю и характеру не идентична,
а порой существенно расходится
с декларируемыми устремлениями
воспитателей. Знания и опыт реальной
жизни, которые при этом стихийно
получают воспитуемые в большой
своей части оказываются «
На процесс самоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения, особенно в тех случаях, когда воспитуемые стремятся минимизировать свое пребывание в организации и реализуют себя вне ее рамок.