История социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

С. Т. Шацкий - создатель прообразов первых в России социально-педагогических центров. Ему принадлежит идея организации в 1905 году первого детского общества "Сетлемент". Он исходил из тех организационно-педагогических принципов, что обыкновенные учебные детские учреждения организуются на основе требований, которые предъявляют детям общество и государство, не считаясь с детской природой и потребностями этого возраста. Работа же клуба, напротив должна вестись исходя из "игры детских инстинктов".

Содержание

. Социально-педагогические эксперименты С.Т. Шацкого в школе для подростков «Сетлементы» и трудовой колонии «Бодрая жизнь»..............……3
2. Социально-педагогическое значение педагогической системы Марии Монтесори…………………………………………………… …………………...7
3. Развитие социальной защиты детей на Украине. Декрет о создании «Совета защиты детей» (1919)………………………………...………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)


20

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Социально-педагогические эксперименты С.Т. Шацкого в школе для подростков «Сетлементы» и трудовой колонии «Бодрая жизнь»..............……3

 

2. Социально-педагогическое значение педагогической системы Марии Монтесори…………………………………………………… …………………...7

 

3. Развитие социальной защиты детей на Украине. Декрет о создании «Совета защиты детей» (1919)………………………………...………………………….14

 

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-педагогические эксперименты С.Т. Шацкого в школе для подростков «Сетлементы» и трудовой колонии «Бодрая жизнь»

С. Т. Шацкий - создатель прообразов первых в России социально-педагогических центров.  Ему принадлежит идея организации в 1905 году первого детского общества "Сетлемент". Он исходил из тех организационно-педагогических принципов, что обыкновенные учебные детские учреждения организуются на основе требований, которые предъявляют детям общество и государство, не считаясь с детской природой и потребностями этого возраста. Работа же клуба, напротив должна вестись исходя из "игры детских инстинктов". Действуя в рамках подросткового клуба, подросток овладевает социальными навыками, которые он не сможет освоить и реализовать в других институтах воспитания и образования.

С.Т. Шацкий писал: "Зародыш идеи детского клуба лежит в свободных детских организациях, причиняющих часто огромное беспокойство взрослым. Это уличные, дачные, деревенские, фабричные свободные детские организации. Они возникают благодаря могучему социальному инстинкту и хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразием" [с. 25] . Созданное С. Т. Шацким и А. У. Зеленко общество «Сетлемент» в 1908 г. было закрыто полицией. Возникшее позже общество «Детский труд и отдых» работало под постоянной угрозой полицейского вмешательства.

С 1911 г С. Т. Шацкий работает в созданной им летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества», исследование взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием, изучение влияния физического труда на жизнь детского коллектива. Книга В. Н. и С. Т. Шацких «Бодрая жизнь» отражала этот новаторский эксперимент.

В системе педагогических взглядов и педагогической деятельности СТ.Шацкого видное место занимает вопрос об элементах, из которых, по его мнению, складывается общественная детская жизнь. Они были выделены С.Т. Шацким на основе изучения жизни детей в условиях свободных форм работы с детьми: детского сада, клубов, летней трудовой колонии — еще в дореволюционный период его педагогической деятельности. Практическая педагогическая работа С. Т. Шацкого и его сотрудников была всегда связана с изучением детей, направленным на выявление детских запросов и потребностей, чтобы успешнее их удовлетворять. СТ. Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г.: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — Деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни — игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни».

Подготавливая в 1922 г. к третьему изданию книгу «Бодрая жизнь», С. Т. Шацкий снова размышлял об элементах детской жизни и подмечал существенную закономерность в их взаимосвязи. Он писал: «Наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между основными сторонами детской жизни физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитей существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие. В конечном итоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детской деятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другой области».

Весь его предшествующий педагогический путь — отрицание старой школы, поиски новых форм воспитания, работа с детьми и подростками рабочей окраины Москвы, разработка проблем трудового воспитания и детского коллектива — неизбежно подводил его к органическому участию в строительстве новой школы. В автобиографической работе «Мой педагогический путь» Шацкий писал: «Тот способ, которым мы разрабатывали нашу педагогическую практику, изучение реальной действительности, изучение условий, в которых живут и воспитываются дети, сама постановка вопроса о создании опытного учреждения — это была такая идея, которая с неудержимой силой стала развиваться в первые годы революционного строительства; наконец, основное — вопросы детского самоуправления, с которыми мы уже в значительной степени свыклись и считали себя, вероятно, не без основания, пионерами в этой области — делало для нас постановку новых педагогических проблем особенно близкой».

Огромное влияние на Шацкого имела непосредственная работа с Н.К. Крупской, учеником которой он себя считал.

В 20— 30-е гг. имя Шацкого было широко известно и особенно популярно среди учителей. О его экспериментальной деятельности хорошо знали и прогрессивные педагогические круги за рубежом. С. Т. Шацкий достойно представлял советскую педагогику на международных конгрессах. Выступая в 1928 г. в Коллегии Наркомпроса на дискуссии о спорных вопросах педагогики, Шацкий всемерно отстаивал дело укрепления школы, вооружения учителя научной методикой.

Педагогический талант Шацкого многообразен. Трудно назвать область педагогической науки и практики, в которую он не внес своего вклада. Это проблемы коммунистического воспитания, становления и развития детского коллектива, политехнического обучения и трудового воспитания, дидактики, социальной педагогики. Многое сделано Шацким в области подготовки учителя, в изучении и обобщении передового педагогического опыта. Педагогические открытия и наблюдения С. Т. Шацкого  актуальны и сегодня.

2. Социально-педагогическое значение педагогической системы Марии Монтесори

Необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и продуктивной многими педагогами по всему миру.

Мария Монтессори очень большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей. М. Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма очевидным и энергичным образом демонстрирует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей независимости.

Существуют фазы развития ребенка, возраст ребенка - Доминанта развития:

От 0 до 3 лет «Впитывающее сознание»

От 3 до 6 лет «Строитель самого себя»

От 6 до 9 лет «Исследователь окружающего мира»

От 9 до 12 лет «Ученый»

От 12 до 18 лет «Социальный работник»

Таким образом, Монтессори исходя из особенностей психического, физиологического и умственного развития детей, делает вывод о том, что образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка.

Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов, которым надо уделить очень большое внимание. Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.

«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. ..Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная. Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности».

По мнению Монтессори педагог должен помогать развитию в ребенке самостоятельности. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или, что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное — каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно, ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитателя.

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди. Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум». По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть».

Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори, состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией.

Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В-третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Поэтому Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей и предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Монтессори считала, что главная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка привлекательной для малыша и удобной для его работы среды. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным и вместе с тем без устали помогает малышу найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы.

Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка посредством дидактических материалов – различных игр, приспособлений, – с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, он едва заметен. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.

Монтессори-руководитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов. Затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний удивительно глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Монтессори вводит такое понятие как сенсетивность. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще.

Концепцию космического воспитания ребенка М.Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теософов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития.

Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики

Информация о работе История социальной педагогики