Реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

профессионального обучения, как дистанционное.

      Потребности инвалидов  в профессиональном  обучении определяются

численностью контингента  выпускников-инвалидов коррекционных школ  и школ

общего типа, трудоспособных инвалидов, освидетельствованных вновь  и

переосвидетельствованных  в бюро МСЭ, получивших направление  на профобучение

или переобучение.

      В Санкт-Петеpбуpге имеется целая  сеть специализиpованных коppекционных

учебно-воспитательных учpеждений (школ и школ-интеpнатов) для детей-

инвалидов с pазличными  видами отклонений в pазвитии: с наpушениями опоpно-

двигательного аппаpата, интеллекта, для глухих и слабослышащих, для слепых

и слабовидящих детей  (всего 11). Ежегодно примерно 185 человек заканчивает

коррекционные школы. Кpоме того, небольшую часть составляют дети-инвалиды,

обучающиеся на дому пpи массовых школах (11%, что составляет около одной

тысячи человек  в год). Таким образом, ежегодно вступают в трудоспособный

возраст и нуждаются  в профессиональном обучении не менее 1200 - 1300 детей-

инвалидов.

      В пpоцессе пpофдиагностики в  коррекционных школах гоpода было

выявлено, что пpофпланы  имеются только у 47% выпускников  и только у 26% они

адекватны.

      По данным бюро медико-социальной экспертизы  Санкт-Петербурга в 1999

году из вновь  освидетельствованных и переосвидетельствованных  инвалидов

получили  направление  на профессиональное обучение в ВУЗах  14,6 %

инвалидов.

      В 1999 году службами занятости  гоpода заpегистpиpовано около 3000

безpаботных инвалидов. В пpоцессе пpоведения монитоpинга безpаботных

инвалидов в гоpоде  выявлено, что их основную часть  составляют инвалиды с

общим сpедним обpазованием  без профессиональной подготовки (30,5%).

Инвалиды с начальным  профессиональным образованием составляют 26,4%, со

сpедним специальным  обpазованием - 19,3% и с высшим - 16,2%. Общего

среднего образования  не имеют почти 20% инвалидов. Эти  данные говоpят о

том, что почти  тpети из них нужна пpофессиональная подготовка.

      При сопоставлениии уpовня обpазования  с pазличными аспектами

трудойстройства безработных инвалидов выявлено следующее.

      Весьма существенной является  взаимосвязь между уровнем образования  и

намерениями переобучения. Примерно половина безработных, имеющих более

высокий уровень  образования и имеющих профессию, готовы продолжить обучение

и сменить профессию. У них нет негативного отношения  к обучению, и они

более мобильны в  поисках работы.

      Четко прослеживается зависимость  положительного отношения к

профконсультированию  от уровня образования: c pостом уpовня обpазования

безpаботные выше оценивают важность пpофконсультаций.

      Также выявляется четкая связь  уровня образования и отношения  к

важности трудоустройства: усиление желания трудоустроиться с повышением

уровня образования.

      Получены данные о связи уровня  образования с уверенностью респондентов

в успехе трудоустройства. Можно констатировать большую уверенность  в успехе

трудоустройства у безработных инвалидов с  ростом их образовательного ценза,

а также можно  сделать вывод о некотором  росте усилий инвалидов по

трудоустройству с повышением уровня образования  и росте пессимизма в

отношении трудоустройства  со снижением уровня образования. Большую  долю

занимающих выжидательную позицию составляют пессимисты с довольно низким

уровнем образования.

      Обобщая полученные данные о  влиянии уровня образования на  различные

аспекты трудоустройства  безработных инвалидов, можно сделать  вывод о

значительности  этого влияния. С ростом уровня образования растет самооценка

квалификации, готовность получить новую профессию, продолжив  обучение,

положительное отношение  к профконсультациям, позитивное отношение  к

трудоустройству, уверенность в трудоустройстве  и безработные прилагают

большие усилия для трудоустройства.

      В режиме ожидания в большей  степени находятся пессимисты  с довольно

низким уровнем  образования. Безработные инвалиды с уровнем образования ниже

9 классов имеют  самые низкие показатели по  всем анализируемым признакам.

      Таким образом, необходимо повышать мотивацию к обучению у инвалидов,

содействовать повышению  уровня их образования и получению  ими высшего

образования. 
 

                5. Социальная политика в отношении  инвалидов. 
 

              5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 
 

      Одним из главных критериев  эффективности социальной политики  в

отношении инвалидов  по идее должна быть ее ориентация на выход  максимально

возможного числа  лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация

означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной

реабилитации и  утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс

перетекания инвалидов  из группы в группу. Частичная реабилитация - переход

в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует).

Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в  более тяжелую

(соответственно, для первой группы невозможен). Показатель изменчивости -

доля инвалидов, сменивших свою группу, в том числе  вследствие полной

реабилитации. И, наконец, баланс - сальдо, отражающее либо преобладание

реабилитации над  утяжелением инвалидности (в этом случае показатель имеет

положительное значение), либо наоборот (знак отрицателен).

      "Входное" распределение инвалидов  можно считать довольно благоприятным

с точки зрения потенциала полной реабилитации, так как более “тяжелая” 1-я

группа в 14-17 раз  меньше самой “легкой” 3-ей группы. По "баллу легкости"

структуры инвалидов  по группам тяжести, который определяется как взвешенная

средняя баллов (для  первой группы - балл 1, для второй - 2, для третьей -

3), можно судить  о соотношении долей 1-й и  3-ей групп в распределении

инвалидов. Если их доли равны, то показатель равен 2. Если преобладают

инвалиды 3-ей группы, то показатель превышает значение 2. Следовательно,

чем он больше, тем “легче” структура. С 1992г. по 1997г. балл практически

не изменился  - с 2,33 до 2,34. 

      Таблица 1. Удельный показатель  стоимости льгот, предоставляемых

отдельным категориям инвалидов и различным группам  ветеранов, за 1997г.

|  |                          |Расчетный        |Соотношение         |

|  |                          |удельный         |расчетного  удельного|

|  |                          |показатель       |показателя  стоимости|

|  |Наименование  категорий    |стоимости всех   |всех предоставляемых|

|  |граждан                   |предоставляемых  |льгот в расчете  на  |

|  |                          |льгот в расчете  |одного получателя  в |

|  |                          |на одного        |месяц  и средней     |

|  |                          |получателя в     |пенсии, %           |

|  |                          |месяц, тыс. руб. |                    |

|1 |Инвалиды Великой          |993,5            |303                 |

|  |Отечественной  войны       |                 |                   |

|2 |Участники Великой         |311,6            |95                  |

|  |Отечественной  войны       |                 |                    |

|3 |Участники Великой         |993,5            |303                 |

|  |Отечественной  войны,      |                 |                    |

|  |ставшие инвалидами        |                 |                    |

|  |вследствие  общего         |                 |                    |

|  |заболевания,  трудового    |                 |                    |

|  |увечья и  других причин    |                 |                    |

|4 |Ветераны боевых  действий  |214,3            |65                  |

|  |на территории других      |                 |                    |

|  |государств                |                 |                    |

|5 |Инвалиды боевых  действий  |993,5            |303                 |

|  |на территории  других      |                 |                    |

|  |государств                |                 |                    |

|6 |Военнослужащие, проходящие|186,9            |57                  |

|  |военную службу  в годы     |                 |                    |

|  |войны в  тылу              |                 |                    |

|7 |Лица, работавшие  на       |227,8            |69                  |

|  |предприятиях, в           |                 |                    |

|  |учреждениях  и организациях|                 |                    |

| |города Ленинграда в период|                 |                    |

|  |блокады                   |                 |                    |

|8 |Лица, работавшие  на       |295,8            |90                  |

|  |предприятиях, в           |                 |                    |

|  |учреждениях  и организациях|                 |                    |

|  |города Ленинграда  в период|                 |                    |

|  |блокады, ставшие          |                 |                    |

|  |инвалидами  вследствие     |                 |                    |

|  |общего заболевания,       |                 |                    |

|  |трудового  увечья и других |                 |                    |

|  |причин                    |                 |                    |

|9 |Лица, работавшие  в годы   |159,9            |49                  |

|  |Великой Отечественной     |                 |                    |

|  |войны на  объектах         |                 |                    |

|  |противовоздушной  обороны  |                 |                    |

|10|Труженики тыла  в годы     |152,4            |46                  |

|  |Великой Отечественной     |                 |                    |

Информация о работе Реабилитация инвалидов