Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
профессионального обучения, как дистанционное.
Потребности инвалидов в
численностью контингента
выпускников-инвалидов
общего типа, трудоспособных инвалидов, освидетельствованных вновь и
переосвидетельствованных в бюро МСЭ, получивших направление на профобучение
или переобучение.
В Санкт-Петеpбуpге имеется
учебно-воспитательных учpеждений (школ и школ-интеpнатов) для детей-
инвалидов с pазличными видами отклонений в pазвитии: с наpушениями опоpно-
двигательного аппаpата, интеллекта, для глухих и слабослышащих, для слепых
и слабовидящих детей (всего 11). Ежегодно примерно 185 человек заканчивает
коррекционные школы. Кpоме того, небольшую часть составляют дети-инвалиды,
обучающиеся на дому пpи массовых школах (11%, что составляет около одной
тысячи человек в год). Таким образом, ежегодно вступают в трудоспособный
возраст и нуждаются в профессиональном обучении не менее 1200 - 1300 детей-
инвалидов.
В пpоцессе пpофдиагностики в
коррекционных школах гоpода
выявлено, что пpофпланы имеются только у 47% выпускников и только у 26% они
адекватны.
По данным бюро медико-социальной экспертизы Санкт-Петербурга в 1999
году из вновь освидетельствованных и переосвидетельствованных инвалидов
получили направление на профессиональное обучение в ВУЗах 14,6 %
инвалидов.
В 1999 году службами занятости гоpода заpегистpиpовано около 3000
безpаботных инвалидов. В пpоцессе пpоведения монитоpинга безpаботных
инвалидов в гоpоде выявлено, что их основную часть составляют инвалиды с
общим сpедним обpазованием без профессиональной подготовки (30,5%).
Инвалиды с начальным профессиональным образованием составляют 26,4%, со
сpедним специальным обpазованием - 19,3% и с высшим - 16,2%. Общего
среднего образования не имеют почти 20% инвалидов. Эти данные говоpят о
том, что почти тpети из них нужна пpофессиональная подготовка.
При сопоставлениии уpовня
трудойстройства безработных инвалидов выявлено следующее.
Весьма существенной является
взаимосвязь между уровнем
намерениями переобучения. Примерно половина безработных, имеющих более
высокий уровень
образования и имеющих
и сменить профессию.
У них нет негативного
более мобильны в поисках работы.
Четко прослеживается
профконсультированию от уровня образования: c pостом уpовня обpазования
безpаботные выше оценивают важность пpофконсультаций.
Также выявляется четкая связь
уровня образования и
важности трудоустройства: усиление желания трудоустроиться с повышением
уровня образования.
Получены данные о связи
в успехе трудоустройства. Можно констатировать большую уверенность в успехе
трудоустройства у безработных инвалидов с ростом их образовательного ценза,
а также можно сделать вывод о некотором росте усилий инвалидов по
трудоустройству с повышением уровня образования и росте пессимизма в
отношении трудоустройства со снижением уровня образования. Большую долю
занимающих выжидательную позицию составляют пессимисты с довольно низким
уровнем образования.
Обобщая полученные данные о влиянии уровня образования на различные
аспекты трудоустройства безработных инвалидов, можно сделать вывод о
значительности этого влияния. С ростом уровня образования растет самооценка
квалификации, готовность получить новую профессию, продолжив обучение,
положительное отношение к профконсультациям, позитивное отношение к
трудоустройству, уверенность в трудоустройстве и безработные прилагают
большие усилия для трудоустройства.
В режиме ожидания в большей степени находятся пессимисты с довольно
низким уровнем образования. Безработные инвалиды с уровнем образования ниже
9 классов имеют самые низкие показатели по всем анализируемым признакам.
Таким образом, необходимо повышать мотивацию к обучению у инвалидов,
содействовать повышению уровня их образования и получению ими высшего
образования.
5. Социальная политика в
5.1. Динамика показателей реабилитации
инвалидов
Одним из главных критериев
эффективности социальной
отношении инвалидов по идее должна быть ее ориентация на выход максимально
возможного числа лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация
означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной
реабилитации и утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс
перетекания инвалидов из группы в группу. Частичная реабилитация - переход
в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует).
Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в более тяжелую
(соответственно, для первой группы невозможен). Показатель изменчивости -
доля инвалидов, сменивших свою группу, в том числе вследствие полной
реабилитации. И, наконец, баланс - сальдо, отражающее либо преобладание
реабилитации над утяжелением инвалидности (в этом случае показатель имеет
положительное значение), либо наоборот (знак отрицателен).
"Входное" распределение
с точки зрения потенциала полной реабилитации, так как более “тяжелая” 1-я
группа в 14-17 раз меньше самой “легкой” 3-ей группы. По "баллу легкости"
структуры инвалидов по группам тяжести, который определяется как взвешенная
средняя баллов (для первой группы - балл 1, для второй - 2, для третьей -
3), можно судить о соотношении долей 1-й и 3-ей групп в распределении
инвалидов. Если их доли равны, то показатель равен 2. Если преобладают
инвалиды 3-ей группы, то показатель превышает значение 2. Следовательно,
чем он больше, тем “легче” структура. С 1992г. по 1997г. балл практически
не изменился
- с 2,33 до 2,34.
Таблица 1. Удельный показатель
стоимости льгот,
отдельным категориям инвалидов и различным группам ветеранов, за 1997г.
| | |Расчетный |Соотношение |
| | |удельный |расчетного удельного|
| | |показатель |показателя стоимости|
| |Наименование категорий |стоимости всех |всех предоставляемых|
| |граждан |предоставляемых |льгот в расчете на |
| | |льгот в расчете |одного получателя в |
| | |на одного |месяц и средней |
| | |получателя в |пенсии, % |
| | |месяц, тыс. руб. | |
|1 |Инвалиды Великой |993,5 |303 |
| |Отечественной войны | | |
|2 |Участники Великой |311,6 |95 |
| |Отечественной войны | | |
|3 |Участники Великой |993,5 |303 |
| |Отечественной войны, | | |
| |ставшие инвалидами | | |
| |вследствие общего | | |
| |заболевания, трудового | | |
| |увечья и других причин | | |
|4 |Ветераны боевых действий |214,3 |65 |
| |на территории других | | |
| |государств | | |
|5 |Инвалиды боевых действий |993,5 |303 |
| |на территории других | | |
| |государств | | |
|6 |Военнослужащие, проходящие|186,9 |57 |
| |военную службу в годы | | |
| |войны в тылу | | |
|7 |Лица, работавшие на |227,8 |69 |
| |предприятиях, в | | |
| |учреждениях
и организациях|
| |города Ленинграда в период| | |
| |блокады | | |
|8 |Лица, работавшие на |295,8 |90 |
| |предприятиях, в | | |
| |учреждениях
и организациях|
| |города Ленинграда в период| | |
| |блокады, ставшие | | |
| |инвалидами вследствие | | |
| |общего заболевания, | | |
| |трудового увечья и других | | |
| |причин | | |
|9 |Лица, работавшие в годы |159,9 |49 |
| |Великой Отечественной | | |
| |войны на объектах | | |
| |противовоздушной обороны | | |
|10|Труженики тыла в годы |152,4 |46 |
| |Великой Отечественной | | |