Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
трудоустройством
инвалидов и вызвали
мер, направленных на содействие их профессиональной реабилитации и
трудоустройству.
В соответствии со ст. 10 закона основой создаваемой системы социальной
защиты инвалидов является федеральная базовая программа реабилитации
инвалидов. Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации
инвалида, утвержденным 14 декабря 1996 г. Министерством труда и социального
развития РФ,[10] определено, что индивидуальная программа реабилитации
инвалида (ИПР) — это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на
восстановление способности инвалида к бытовой, общественной,
профессиональной деятельности в соответствии со структурой его
потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого
уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости,
социального статуса и реальных возможностей социально-средовой
инфраструктуры. В случае согласия на проведение реабилитационных
мероприятий инвалид (или его законный представитель) подает заявление на
имя руководителя учреждения Государственной службы медико-социальной
экспертизы с просьбой о разработке ИПР, которая должна быть сформирована не
позднее месячного срока после подачи указанного заявления.
Реализацию ИПР осуществляют
организации, предприятия,
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные
реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Реабилитационные
мероприятия должны предоставляться инвалиду как бесплатно в соответствии с
федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и с оплатой с
участием самого инвалида либо других лиц или организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности. Однако неотработанность
механизма взаимодействия федерального бюджета и бюджетов субъектов
федерации при обеспечении реабилитационных мероприятий тормозят исполнение
ст. 11 закона и других нормативных актов о порядке разработки и реализации
индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Для инвалидов, желающих
инвалид перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и
иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и,
что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, с
целью обеспечения возможности реализации права на труд, инвалидам
предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости как федеральными
органами государственной власти, так и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных
мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке
труда: 1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении
специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий,
учреждений, организаций общественных объединений инвалидов; 2) установление
в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального
количества специальных рабочих мест для них; резервирование рабочих мест по
профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3) стимулирование
создания предприятиями,
дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства
инвалидов; 4) создание инвалидам условий труда в соответствии с их
индивидуальными программами реабилитации; 5) создание условий для
предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым
профессиям.
Рассмотрим, насколько эффективны данные мероприятия.
В настоящее время
(слепых, глухих) полностью освобождены от уплаты налогов и платежей в
пенсионный фонд, в фонды занятости, социального и медицинского страхования.
Но, на наш взгляд, такие же льготы можно было бы предоставить всем
предприятиям, использующим труд инвалидов, если их удельный вес в общей
численности работающих, предположим, 50 %. Кроме того, создание
благоприятных экономических условий для предприятий, применяющих труд
инвалидов, можно сделать и на уровне регионов, например, в Москве и
Московской области предприятия, на которых работают инвалиды, освобождены
от налога на прибыль, на имущество, от транспортного налога и налога на
содержание образовательных учреждений, платы за землю.
Организациям, независимо от организационно-
собственности, где численность работников составляет более 30 чел.,
устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к
среднесписочной численности работников (но не менее 3 %).
Органы исполнительной власти
субъектов Российской
устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места производится работодателем по
направлению государственной службы занятости населения. В Приморском крае,
например, в 1996 г. на предприятиях для инвалидов было заквотировано 100
рабочих мест,[11] но уже в 1997 г. — 596.[12]
В Федеральной программе
1996—1997 гг. указано,
что введение федеральной
инвалидов, а также резервирование отдельных видов работ и профессий для них
позволит обеспечить занятость более 50 тыс. инвалидов.[13] Однако
трудоустроить инвалидов на квотируемые рабочие места практически очень
трудно. Одна из причин отказа работодателей в приеме на работу инвалидов —
невозможность использовать их труд по имеющимся на предприятиях вакансиям
ввиду их физических недостатков, отсутствия свободных рабочих мест.
Законом «О занятости
ответственность работодателей за невыполнение или невозможность выполнения
квоты для приема на работу инвалидов. В этих случаях работодатели
ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого
нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида. Но до настоящего времени не
разработаны нормативные документы по расчету стоимости рабочих мест, а
отсутствие таких документов не позволяет применять штрафные санкции к
работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые
рабочие места. Кроме того, для трудоустройства инвалидов должны создаваться
специальные рабочие места, которые требуют дополнительных мер по
организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного
оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного
оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом
индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за
счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации (далее —
ГФЗ), за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье
или профессиональное заболевание. Но механизм обеспечения занятости
инвалидов, включающий создание минимального количества специальных рабочих
мест, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для
трудоустройства инвалидов, до настоящего времени также не заработал из-за
отсутствия необходимой нормативной базы.
Чтобы сохранить и создать
рабочие места, ГФЗ часть
на финансирование мероприятий, стимулирующих работодателей к их созданию и
сохранению. Однако критерии выделения средств на эти цели в федеральном
законодательстве отсутствовали и размеры их определялись на основе
внутренних документов
Федеральной государственной
Так, 25 июля 1994 г. Федеральной государственной службой занятости
России был утвержден «Порядок оказания финансовой помощи работодателям на
организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и
занятости безработных граждан».[14] Порядок определил условия и формы
предоставления органами Федеральной государственной службы занятости на
конкурсной основе финансовой помощи за счет средств ГФЗ работодателям
(независимо от
их организационно-правовых
организующим дополнительные рабочие места по договорам, заключаемым с
органами службы занятости.
Данным Порядком выделение
предусматривалось. Но 23 мая 1996 г. Указом Президента РФ утверждена
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на
1996—2000 гг., которая
предусматривает
средств ГФЗ к созданию и сохранению действующих рабочих мест для
неконкурентоспособных граждан.[15] Однако в связи с остановкой работы
многих предприятий, сокращением численности работников весьма ограничены
возможности не только в создании новых рабочих мест, но и в сохранении
имеющихся.
С целью оказания инвалидам
дополнительных услуг для
обычные рабочие места (т. е. не требующие дополнительного оснащения и
обеспечения техническими средствами с учетом индивидуальных возможностей
инвалида) Федеральная государственная служба занятости России приказом от
1 ноября 1995 г. утвердила
«Временное положение о
выделения финансовых
средств для частичной
работодателей по оплате труда инвалидов».[16] Данным положением
определено, что органы службы занятости могут за счет средств ГФЗ выделять
организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности финансовые средства для частичной компенсации расходов