Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти
у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в
отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их
"быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом",
"позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение
отделения способствовало
существенному улучшению
(урежение приступов
бронхиальной астмы,
Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная
обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в
любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
В последние годы в ряде
Центров социального
новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она
предназначена для оказания неотложной помощи разового характера,
направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в
социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением
социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением
большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей,
а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам,
оказавшимся в
экстремальных ситуациях в
т.д. В соответствии с нормативным документом[4], Служба срочной социальной
помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все
виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения
предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора
лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной
доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями
деятельности Службы являются: — предоставление необходимой информации и
консультаций по вопросам социальной помощи; — обеспечение бесплатным
горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном
предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно
посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий
потерпевшего сроком на месяц); — предоставление одежды, обуви и других
предметов первой необходимости; — оказание материальной помощи; —
содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с
иммиграционной службой); — направление граждан в соответствующие органы и
службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; — оказание
экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия"; —
оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в
том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов,
не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).
Анатомо-функциональный аспект.
Анатомо-функциональный аспект
такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая
выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию
реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного
понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой
проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление
его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной
акцент при решении
проблем инвалидов и
реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы
компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов
заключается в
комплексном многопрофильном
способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной
деятельности на
уровне, соответствующем его
социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального
окружения. Конечной
целью комплексной
процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими
дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями
возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения
реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и
выполняет профилактическую
функцию по отношению к инвалидности.
2. Роль социальных работников
в реабилитации
Инвалиды как социальная
здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной
защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством ,
соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями,
известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты
касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая
направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление
материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь,
которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы
развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной
жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную
деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым
окружением, государственными учреждениями различного профиля,
общественными организациями и управленческими структурами. По существу,
речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной
целью реабилитации.
По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2
категории:
- находящихся в домах-
- проживающих в семьях.
Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как
формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим
фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.
Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в
соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии
взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в
психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно
отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального
патологии у инвалида
и соотносится с его
осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-
интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих
учреждений.
Дома- интернаты общего типа
обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет,
мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие
трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Задачами этого дома- интерната являются:
- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
- организация ухода за
организация содержательного досуга;
- организация трудовой
В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:
- активное содействие в
- бытовое устройство, обеспечивая
поступивших благоустроенным
инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
- диспансеризацию и лечение
медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные
учреждения;
- обеспечение нуждающихся
ортопедическими изделиями и кресло-колясками;
- в соответствии с медицинскими
рекомендациями организацию
занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.
В домах- интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста(
от 18 до 44 лет).Они составляют около 10% всего контингента проживающих.
Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего
заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их
отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание
инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями
поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского
церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и
др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.
Следствием различной степени нарушений функции опорно- двигательного
аппарата является ограничение двигательной активности инвалидов. В связи с
этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью
костылей или кресло- колясок и только 41,5% - самостоятельно.
Характер патологи сказывается
и на способности молодых
самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают
себя частично, 55,7% - полностью.
Как видно из приведенной
тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной
адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В
связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную
адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий,
способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных