Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
косвенное основание для того, чтобы считать такую гипотезу правдоподобной.
Возможно, что высокий уровень реабилитации в последующие два года есть
следствие 1995г., ибо довольно трудно представить, что ввод нового
положения о критериях инвалидности, в которых впервые инвалидность
рассматривается в социальном контексте, выразился в повышении
реабилитируемости
неработающих инвалидов.
5.2. Профессиональная
и трудовая реабилитация (инвалиды на
рынке труда)
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является
профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью
государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия,
услуги и технические средства:
профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор;
профподбор);
психологическая
поддержка профессионального
обучение (переобучение) по программам основного общего образования,
среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего
профессионального образования;
повышение квалификации;
содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные
работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);
квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов;
профессионально-
Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим
трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства,
вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде
налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В
случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной
деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в
еще большем размере.
5.3. Динамика занятости инвалидов
Сужение экономических
постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия
документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда,
обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости
инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов
- за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов
трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля
трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной
численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства
инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех
инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что
трудоустройство бывает формальным.
Наиболее драматичные события развивались в 1996-98гг. в связи с
введением нового порядка признания инвалидов, обратившихся в службу
занятости, безработными. Этот порядок регламентируется Законом Российской
Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и
изменениями и дополнениями к Закону “О занятости населения в Российской
Федерации”.
Таблица 3. Численность инвалидов в общей численности граждан, ищущих
работу и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы
занятости населения
|
|Численность пенсионеров по | | | | | |
|инвалидности, обратившихся в органы |26,6 |52,9 |71,3 |70,5 |62,1|
|службы занятости, тыс. чел. | | | | | |
|Доля пенсионеров по инвалидности в | | | | | |
|общей численности граждан, ищущих |1,16 |1,43 |1,39 |1,34 |2,80|
|работу и зарегистрированных в службе | | | | | |
|занятости, % | | | | | |
|Численность безработных,
|зарегистрированных в органах службы |835,5 |1636,8|2327,0|2506,0|1998|
|занятости, тыс. чел. | | | | |,7 |
| в том числе инвалиды, тыс. чел. |Н.д. |31,7 |48,8 |48,0 |48,0|
|Доля инвалидов в общей численности | | | | | |
|безработных,
|органах службы
занятости, %
| | |
| | |
Из общей численности
в 1996г. было трудоустроено 21,6 тыс. пенсионеров по инвалидности и 2,8
тыс. инвалидов оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных
инвалидов (около 30%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о
том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке
труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий,
банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к
худшему.
К началу 1997г. безработные инвалиды составляли 48,0 тыс. человек
(1,9% от общего
числа зарегистрированных
инвалидов (87,7%) назначено пособие по безработице. В 1997г. в органы
службы занятости
по вопросу трудоустройства
из них было трудоустроено 23,12 тыс. чел. (37,4 %), оформлено на досрочную
пенсию 1,0 тыс. чел. В связи с тем, что инвалиды являются наименее
конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в
органах федеральной государственной службы занятости и признанных
безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по
сравнению с другими
категориями граждан.
Таблица 4. Распределение инвалидов, состоящих на учете в органах
службы занятости по продолжительности безработицы
| |1996г. |1997 г |
|до 1 месяца |7,0 % |6,4 % |
|1 - 4 |19,0 % |22,2 % |
|4 - 8 |18,5 % |22,9 % |
|8 - 12 |26,6 % |15,2 % |
|более 1 года
|28,9 %
|33,4 %
|
В большинстве регионов
программы “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”,
мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе
по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части
профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству. В рамках данных
программ направлено на обучение в 1997г. 2471 инвалид и закончили обучение
1639 инвалидов.
Финансирование программ
фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости),
местных бюджетов, средств работодателей. В бюджете Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации на 1997г. планировалось выделить
66,1 млрд. руб. на
трудовую реабилитацию
выделено 51,9 млрд. руб. Затраты фонда занятости на трудовую реабилитацию
одного инвалида в 1997г. фактически в среднем составили 0,5 млн. рублей,
данный показатель в 1998г. планируется довести до 0,6 тыс. рублей.
При этом 57% расходов по данной статье исполнено Москвой (29,5 млрд.
руб.). Основную часть расходов фонда занятости на реабилитацию безработных
инвалидов (64 %) составляют расходы 8 регионов с развитой системой
профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов,
осуществляющие полный комплекс услуг (профессиональную диагностику,
реабилитацию, обучение, создание специальных условий для трудоустройства
инвалидов и др. меры). К ним относятся - города Москва и Санкт-Петербург,
Воронежская, Липецкая, Волгоградская, Саратовская, Челябинская и Тюменская
области.
Таблица 5. Затраты Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов
млн. руб.
| |1996 |1997 |1998 |1999 |
|План |- |66100,0 |65,0 |143,9 |
|Факт
|29805,3 |51882,6
|Н/д |Н/д
|
Таблица 6. Финансирование политики социальной защиты инвалидов из
средств Государственного
фонда занятости населения
1997г.
млрд. рублей
|Статьи расходов
|Израсходовано средств фонда занятости на финансирование | |
|мероприятий по
содействию занятости
|в том числе:
|на поддержание
доходов
|в том числе:
|на выплату
пособий
|на выплату
материальной помощи и иной
|помощи |0,77 |
|на проф. подготовку,
переподготовку и
|из них на
выплату стипендий
|на финансовую
поддержку
|в том числе:
|на сохранение
рабочих мест
|на создание
дополнительных рабочих мест
|на субсидии для организации собственного дела |0,37 |