Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания.
Невостребованность
морально-психологической
несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и
сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора
взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального
работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных
документах, квалификационной характеристике, с учетом современной ситуации
важно не только выполнение организационных, посреднических функций.
Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди
которых: информированность населения о возможности более широкого
пользования услугами социального работника, формирование потребностей
населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов
нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки
семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимодействии с
семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, имеет много аспектов и
может быть представлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы
с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого "объекта"
воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с пожилым
человеком и инвалидом, нуждающихся в помощи социального работника,
необходимо использовать специально разработанную методику.
Психологический аспект.
Психологический аспект отражает как личностно-психологическую
ориентацию самого
инвалида, так и эмоционально-
проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к
категории так называемого маломобильного населения и являются наименее
защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с
дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к
инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической
патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для
большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в значительной
степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием
психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и
затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические проблемы возникают
при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся
недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для
инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с
выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга,
при заострении характерологических особенностей в результате развития
склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к
возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,
изменениям поведения.
Старость — особый период в жизни человека, когда либо вовсе не
строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются
витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих
недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием
хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в
основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется
психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего,
бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ,
присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая
перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ
реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с
особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте
"уход в болезнь".
При подходе к процессам
рассматриваются две стороны этой проблемы: — особенности психической
деятельности, обусловленные
возрастными изменениями
то есть биологическими процессами старения; — психологические феномены,
представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на
новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием
биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в
области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях: личностном,
функциональном, органическом. Знание этих особенностей очень важно для
социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с
пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и
прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые
как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и
заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих,
собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений
проявляется в том, что, например, бережливый становится скупым,
недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений
выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении
всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к
нравоучительству, ранимости, обидчивости. Старческим изменениям личности
присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью
суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со
снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность,
слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства
одиночества — нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных
изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду
изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания,
эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом —
нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами
старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей
расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события
многолетней давности в старости страдает память на недавние события,
нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться
на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником,
когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству
посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется
неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает
сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости,
фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов
психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена
способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма,
свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене
места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления
контактов в непривычной обстановке и т.д.). При этом возникают реакции
дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных
до клинически очерченных. Психические изменения в пожилом возрасте,
связанные с патологическими процессами, проявляются в различных
(нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого
возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и
аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой
врача. Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми
людьми, состоит в том, чтобы, будучи элементарно информированными о таких
состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь
специалиста.
Общественно - идеологический аспект.
Общественно-идеологический
деятельности государственных институтов и формирования государственной
политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо
отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя
здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности
социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во
взаимодействии инвалида и общества.
Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой
социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали
создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в
состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно
новые структурные
подразделения — отделения
организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для
пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.
Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а
вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность
находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время,
участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать
одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую
помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь
пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни,
наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа
жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Исследование мотивов
показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание
общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения
бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии
мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие
мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и
неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего