Реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

уборке квартиры, прикреплении к центрам социального  обслуживания.

Невостребованность  морально-психологической поддержки  семей объясняется

несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и

сложившимися национальными  традициями в России, с другой. Оба  эти фактора

взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности социального

работника. Помимо тех обязанностей, которые изложены в нормативных

документах, квалификационной характеристике, с учетом современной  ситуации

важно не только выполнение организационных, посреднических функций.

Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди

которых: информированность  населения о возможности более широкого

пользования услугами социального работника, формирование потребностей

населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и  интересов

нетрудоспособных  граждан, реализация морально-психологической  поддержки

семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимодействии с

семьей, имеющей  инвалида либо пожилого человека, имеет  много аспектов и

может быть представлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы

с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого "объекта"

воздействия социального  работника. С целью полного охвата семей с пожилым

человеком и инвалидом, нуждающихся в помощи социального  работника,

необходимо использовать специально разработанную методику.

      Психологический аспект.

      Психологический аспект отражает как личностно-психологическую

ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое  восприятие

проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся  к

категории так  называемого маломобильного населения и являются наименее

защищенной, социально  уязвимой частью общества. Это связано  прежде всего с

дефектами их физического  состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к

инвалидности, а  также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической

патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для

большинства представителей старших возрастов. Кроме того, в  значительной

степени социальная незащищенность этих групп населения  связана с наличием

психологического  фактора, формирующего их отношение  к обществу и

затрудняющего адекватный контакт с ним. Психологические  проблемы возникают

при изолированности  инвалидов от внешнего мира, как  вследствие имеющихся

недугов, так и  в результате неприспособленности  окружающей среды для

инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с

выходом на пенсию, при наступлении одиночества  в результате потери супруга,

при заострении характерологических  особенностей в результате развития

склеротического процесса, характерного для пожилых  людей. Все это ведет к

возникновению эмоционально-волевых  расстройств, развитию депрессии,

изменениям поведения.

       Старость — особый период в  жизни человека, когда либо вовсе  не

строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются

витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих

недугов, которые  обусловлены не только, а может  быть и не столько наличием

хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в

основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется

психологическим фактором — пессимистической оценкой  будущего,

бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ,

присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее  психологическая

перестройка. На состояние  жизненного тонуса оказывает влияние и способ

реагирования на соматические ощущения, которые также  связаны с

особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в  этом возрасте

"уход в болезнь". При подходе к процессам старения  и старости

рассматриваются две стороны этой проблемы: — особенности психической

деятельности, обусловленные  возрастными изменениями мозговой деятельности,

то есть биологическими процессами старения; — психологические  феномены,

представляющие  собой реакции стареющего человека на эти изменения или на

новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся  под влиянием

биологических и  социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в

области психической  сферы, наблюдаются на различных  уровнях: личностном,

функциональном, органическом. Знание этих особенностей очень важно для

социальных работников, так как позволяет им оценить  ситуацию общения с

пожилыми людьми, скорректировать свои психологические  реакции и

прогнозировать  ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые

как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и

заострении прежних  свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих,

собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений

проявляется в  том, что, например, бережливый становится скупым,

недоверчивый —  подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений

выражается в  появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении

всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к

нравоучительству, ранимости, обидчивости. Старческим изменениям личности

присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью

суждений наблюдается  повышенная внушаемость и легковерие, наряду со

снижением эмоциональности  и отзывчивости — повышенная сентиментальность,

слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства

одиночества —  нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных

изменений, связанных  с процессами старения, важно также иметь в виду

изменения психических  функций. К ним относятся нарушения  памяти, внимания,

эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом —

нарушение адаптационных  механизмов. Особую значимость при  общении с лицами

старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей

расстройств памяти. При относительной сохранности  памяти на события

многолетней давности в старости страдает память на недавние события,

нарушается кратковременная  память. Это может негативным образом отразиться

на отношениях пожилого человека с обслуживающим  его социальным работником,

когда возникают  претензии к качеству услуг, длительности и количеству

посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется

неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает

сниженный фон  настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости,

фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов

психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена

способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма,

свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых  условиях (при смене

места жительства, привычного окружения, при необходимости  осуществления

контактов в непривычной  обстановке и т.д.). При этом возникают  реакции

дезадаптации, которые  имеют различную степень выраженности — от личностных

до клинически очерченных. Психические изменения  в пожилом возрасте,

связанные с патологическими  процессами, проявляются в различных

(нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого  и старческого

возраста. К ним  относятся клинические проявления деменций, бредовых и

аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой

врача. Роль социального  работника, имеющего постоянный контакт  с пожилыми

людьми, состоит  в том, чтобы, будучи элементарно  информированными о таких

состояниях, уметь  выявить признаки заболеваний и  организовать помощь

специалиста.

      Общественно - идеологический аспект.

      Общественно-идеологический аспект  определяет содержание практической

деятельности государственных  институтов и формирования государственной

политики в отношении  инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо

отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя

здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности

социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во

взаимодействии  инвалида и общества.

       Развитие социальной помощи на  дому является не единственной  формой

социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали

создаваться так  называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в

состав которых  помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно

новые структурные  подразделения — отделения дневного пребывания. Целью

организации таких  отделений было создание своеобразных центров досуга для

пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.

Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а

вечером возвращаться домой; в течение дня они будут  иметь возможность

находиться в  уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время,

участвовать в  различных культурно-массовых мероприятиях, получать

одноразовое горячее  питание и при необходимости  доврачебную медицинскую

помощь. Основной задачей деятельности таких отделений  является помощь

пожилым людям  в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни,

наполнение существования  новым смыслом, формирование активного  образа

жизни, частично утраченного  в связи с выходом на пенсию.

       Исследование мотивов посещения  отделения дневного пребывания

показало, что ведущим  для подавляющего большинства лиц  является желание

общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность  получения

бесплатного или  по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим  в иерархии

мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие

мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления  пищи (29%) и

неудовлетворительная  материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего

Информация о работе Реабилитация инвалидов