Реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

|на социальную  адаптацию                                  |7,05        |

|на финансирование  общественных работ                     |0,52        |

|на содержание  и оснащение проф. реабилитационных  структур|            |

|для инвалидов                                            |15,07       | 

      В настоящее время удельный  вес работающих инвалидов в  общей их

численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с

занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих -

менее 8 %. 
 

     5.4. Государственная  политика в области профессиональной  подготовки

                                  инвалидов 
 

      Законодательство в отношении  инвалидов не учитывает, что  работодателю

нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в

том, чтобы сделать  из инвалида работника. Однако для этого  необходимы

определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов

в работников, а  затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная

подготовка и  профессиональное образование инвалидов  являются важнейшими

аспектами их профессиональной реабилитации.

      Изучение потребности инвалидов  в различных видах реабилитации  в г.

Москва, проведенное  ЦИЭТИНом показало, что 62,6% инвалидов нуждаются в тех

или иных мерах  профессиональной реабилитации. Потребность  в

профессиональной  реабилитации особенно высока у инвалидов  молодого и

среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7% от численности  инвалидов

указанных возрастных групп. В профессиональной ориентации нуждается каждый

пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в  трудовой

адаптации - 25,4% инвалидов. Выявлена высокая потребность инвалидов  в

трудовом устройстве (59,5%). В данном исследовании были представлены

инвалиды, работающие как на специализированных предприятиях, так и в

системе общей  занятости.

      Однако, несмотря на то, что треть  обращающихся инвалидов составляют

лица в возрасте до 45 лет, как показывает практика и  результаты специальных

исследований, только 2,1% инвалидов получают рекомендации пройти

профподготовку  или получить профобразование. Из-за недостатка финансовых

средств сокращаются  возможности профессионального  обучения инвалидов в

образовательных учреждениях профессионального  образования системы

Министерства труда  и социального развития РФ: в них  обучается около 7 тыс.

инвалидов, в то время как МСЭК ежегодно рекомендует  пройти обучение в

специальных учебных  заведениях 11-12 тыс. инвалидам. Специальные  учебные

заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их

конкурентоспособность, а некоторые из них готовят  специалистов, которые

заведомо оказываются  невостребованными.

      В значительной мере это обусловлено  следующими причинами:

специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию

инвалидов, не владеют  информацией о показаниях и противопоказаниях  к приему

в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания

самих инвалидов;

инвалиды не имеют  доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к

приему в образовательные  учреждения: 98% из них мало что знают  о выбранной

профессии и условиях ее труда;

68% инвалидов считают  специальные образовательные учреждения  системы

социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для

последующего трудоустройства;

образовательные учреждения не приспособлены для  инвалидов, чьи

психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений,

специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения.

Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены  инвалиды, сужается и

субъективно формируются  противопоказания для приема в образовательные

учреждения;

неразвитость региональной сети профессиональных образовательных  учреждений

(в России функционирует  30 таких учреждений). В результате  обучение в них

связано для инвалида с переездом из места постоянного  жительства, что не

всегда приемлемо. 
 

               5.5. Программы государственных служб  занятости, 

                           адресованные инвалидам 
 

      Объемы профессионального обучения  безработных инвалидов при

посредничестве  службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы

занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше,

чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших  профессиональное

обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по

профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7

тыс. инвалидов.

      Профессиональное обучение безработных  инвалидов на региональном уровне

в основном осуществляется в рамках программ “Профессиональная  реабилитация

и содействие занятости  инвалидов”. Их финансирование осуществляется из

средств государственного фонда занятости населения, местных  бюджетов,

средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна

узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах

инвалидов обучают  по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности.

Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи

профессии, доступные  для большей части инвалидов: наладчик станков и

манипуляторов с  программным управлением, монтажник радиоэлектронной

аппаратуры, моделирование  и конструирование изделий народного  потребления и

др.

      Служба занятости проводит профессиональное  обучение инвалидов в учебно-

курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального

образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении

инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется

индивидуальный  метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й

групп, то оно преимущественно  проводится специализированными учебными и

учебно-производственными  учреждениями: профтехучилище-интернат для

инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ  глухих

и слепых.

      Профессиональную подготовку и  профессиональное образование (включая

обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее

осуществлять не в специальных, а в обычных  образовательных учреждениях

начального, среднего и высшего профессионального  образования, различных

курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у

инвалидов и предоставит  возможность более полноценной  интеграции инвалидов

в общество.

      Другой существенный изъян состоит  в том, что большинство

реабилитационных  мероприятий адресованы лишь инвалидам  с незначительными

нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты

очевиден: видимость  успеха создается быстро и эффективно.

      Следующая проблема заключается  в том, что многие инвалиды  не имеют

опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в

программы по реабилитации инвалидов.

      В службах занятости отсутствует  какой-либо существенный опыт  по

трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного  на нормативно-правовой

базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу

занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий

труда, которые  являются, скорее, определением предположительной  трудовой

возможности инвалидов. 
 

                     5.6. Специализированные предприятия 
 

      Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из

инвалидов, кто  не способен участвовать в основном процессе занятости,

являются специализированные предприятия. В России в настоящее  время

существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч

рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих  мест на них занято

инвалидами, что  обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности

работающих инвалидов. Главное, что работая на специализированных

предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.

      Специализированные предприятия  обычно предназначены для определенных

категорий инвалидов  со значительными потерями функций  организма (слепые, с

нарушениями умственного  развития и двигательного аппарата). Однако

трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия  нельзя

рассматривать как  исключительную форму обеспечения  занятости инвалидов и

как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению

занятости инвалидов.

      Перемещение из специализированной в обычную форму занятости должно

являться целью  политики государства в отношении  к инвалидам, в

действительности  это происходит крайне редко, что  объясняется следующими

причинами:

инвалиды часто  опасаются перемещения на основной рынок труда из-за

возможной неудачи  в общем процессе занятости, после  чего перед ними вновь

встанет проблема получения специализированной работы;

инвалиды могут  потерять определенные льготы, которые  они получают, работая

на специализированном предприятии;

руководители специализированных предприятий неохотно расстаются с

работниками, чей профессионализм и производительность возросли настолько,

что они стали  важны для предприятия и для  его дохода и прибыли;

целью руководителей  специализированных предприятий может  являться

достижение определенного  уровня занятости инвалидов с  целью получения

определенных налоговых  и других льгот, таким образом, они  заинтересованы в

Информация о работе Реабилитация инвалидов