Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
|на социальную
адаптацию
|на финансирование
общественных работ
|на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур| |
|для инвалидов
В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их
численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с
занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих -
менее 8 %.
5.4. Государственная
политика в области
Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю
нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в
том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы
определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов
в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная
подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими
аспектами их профессиональной реабилитации.
Изучение потребности
Москва, проведенное ЦИЭТИНом показало, что 62,6% инвалидов нуждаются в тех
или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в
профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и
среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7% от численности инвалидов
указанных возрастных групп. В профессиональной ориентации нуждается каждый
пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой
адаптации - 25,4% инвалидов. Выявлена высокая потребность инвалидов в
трудовом устройстве (59,5%). В данном исследовании были представлены
инвалиды, работающие как на специализированных предприятиях, так и в
системе общей занятости.
Однако, несмотря на то, что треть
обращающихся инвалидов
лица в возрасте до 45 лет, как показывает практика и результаты специальных
исследований, только 2,1% инвалидов получают рекомендации пройти
профподготовку или получить профобразование. Из-за недостатка финансовых
средств сокращаются возможности профессионального обучения инвалидов в
образовательных учреждениях профессионального образования системы
Министерства труда и социального развития РФ: в них обучается около 7 тыс.
инвалидов, в то время как МСЭК ежегодно рекомендует пройти обучение в
специальных учебных заведениях 11-12 тыс. инвалидам. Специальные учебные
заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их
конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые
заведомо оказываются невостребованными.
В значительной мере это
специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию
инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему
в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания
самих инвалидов;
инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к
приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной
профессии и условиях ее труда;
68% инвалидов считают
специальные образовательные
социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для
последующего трудоустройства;
образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи
психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений,
специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения.
Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и
субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные
учреждения;
неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений
(в России функционирует 30 таких учреждений). В результате обучение в них
связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не
всегда приемлемо.
5.5. Программы государственных
адресованные инвалидам
Объемы профессионального
посредничестве службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы
занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше,
чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное
обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по
профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7
тыс. инвалидов.
Профессиональное обучение
в основном осуществляется в рамках программ “Профессиональная реабилитация
и содействие занятости инвалидов”. Их финансирование осуществляется из
средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов,
средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна
узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах
инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности.
Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи
профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и
манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной
аппаратуры, моделирование
и конструирование изделий
др.
Служба занятости проводит
курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального
образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении
инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется
индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й
групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и
учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для
инвалидов, учебно-производственные
предприятия Всероссийских
и слепых.
Профессиональную подготовку и
профессиональное образование (
обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее
осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального образования, различных
курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у
инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов
в общество.
Другой существенный изъян
реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными
нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты
очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.
Следующая проблема
опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в
программы по реабилитации инвалидов.
В службах занятости
трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой
базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу
занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий
труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой
возможности инвалидов.
5.6. Специализированные предприятия
Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из
инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости,
являются специализированные предприятия. В России в настоящее время
существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч
рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято
инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности
работающих инвалидов. Главное, что работая на специализированных
предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.
Специализированные
категорий инвалидов со значительными потерями функций организма (слепые, с
нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Однако
трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя
рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и
как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению
занятости инвалидов.
Перемещение из специализированной в обычную форму занятости должно
являться целью политики государства в отношении к инвалидам, в
действительности это происходит крайне редко, что объясняется следующими
причинами:
инвалиды часто опасаются перемещения на основной рынок труда из-за
возможной неудачи в общем процессе занятости, после чего перед ними вновь
встанет проблема получения специализированной работы;
инвалиды могут потерять определенные льготы, которые они получают, работая
на специализированном предприятии;
руководители специализированных предприятий неохотно расстаются с
работниками, чей профессионализм и производительность возросли настолько,
что они стали важны для предприятия и для его дохода и прибыли;
целью руководителей специализированных предприятий может являться
достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения
определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в