Реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

потребностей с  учетом резервных возможностей инвалида.

      В отличие от пожилых людей  с относительно ограниченными  потребностями,

среди которых  преобладают витальные и связанные  с продлением активного

образа жизни, молодые  инвалиды имеют потребности в  получении образования и

трудоустройстве, в реализации желаний в области  развлекательного досуга и

спорта, в создании семьи и др.

      В условиях  дома- интерната при  отсутствии в штате специальных

работников, которые  могли бы изучить потребности  молодых инвалидов, и при

отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной

напряженности, неудовлетворенности  желаний. Молодые инвалиды, по существу

находятся в условиях социальной депривации, они постоянно  испытывают

дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование

хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых  инвалидов.

Среди пожеланий  доминируют запросы в отношении  культурно- массовой работы

(у 418% молодых  инвалидов).

      Роль социального работника состоит  в том, чтобы создать особую среду в

доме - интернате  и особенно в тех отделениях, где  проживают молодые

инвалиды. Терапия  средой занимает ведущее место в  организации образа жизни

инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание

активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых

инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих

настроений и  гиперопеки.

      Для реализации идеи активизации  среды можно использовать занятость

трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность,

спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга,

обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне  должен осуществляться

только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был

ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся

молодые инвалиды. В связи с этим, социальному  работнику необходимо владение

методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов  в домах-

интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать

функциональные  обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он

должен уметь  выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это

для создания терапевтической  среды.

      Для создания положительной терапевтической  среды социальному работнику

необходимы знания не только психолого-педагогического  плана. Нередко

приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового

регулирования, имущественные  и др.). Решение или содействие в решении этих

вопросов будет  способствовать социальной адаптации, нормализации

взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и  их социальной интеграции.

      При работе с молодыми инвалидами  важно выявление лидеров из

контингента лиц  с положительной социальной направленностью. Опосредованное

влияние через  них на группу способствует формированию общих целей,

сплочению инвалидов  в ходе деятельности, их полноценному общению.

      Общение, как один из факторов  социальной активности, реализуется  в

ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых

инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат,

не способствует формированию навыков общения. Оно  носит преимущественно

ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

      Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах-

 интернатах  в значительной мере определяется  их отношением к своей болезни.

Оно проявляется  либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к

заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний  вариант выражается в

появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе

от реальных событии  и интересов. В этих случаях важна  роль социального

работника как  психотерапевта, который использует различные методы

отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает

его на обыденные  интересы, ориентирует на положительную  перспективу.

      Роль социального работника состоит  в том, чтобы с учетом возрастных

интересов, личностно- характерологических особенностей обеих категорий

проживающих, организовать социально- бытовую и социально- психологическую

адаптацию молодых  инвалидов.

      Оказание содействия в поступлении  инвалидов в учебное заведение

является одной  из важных функций участия социального  работника в

реабилитации этой категории лиц.

      Важным разделом деятельности  социального работника является

трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с

рекомендациями  врачебно- трудовой экспертизы) либо в  условиях обычного

производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных

условиях.

      При этом социальный работник  должен руководствоваться нормативными

актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов  и др. и

оказывать им действенную  помощь.

      При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем

более живущих  одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая

поддержка этой категории  лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье,

лишение любимой  работы, разрыв привычных связей, ухудшение  материального

положения - вот  далеко неполный перечень проблем, которые  могут

дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться

фактором, осложняющим  собственно весь процесс  реабилитации. Роль

социального работника  состоит в соучастии, в проникновении в сущность

психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить  или хотя бы смягчить

воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник

должен, в связи  с этим, обладать определенными личностными  качествами и

владеть основами психотерапии.

      Таким образом, участие социального  работника в реабилитации инвалидов

носит многоаспектный характер, который предполагает не только

разностороннее  образование, осведомленность в  законодательстве, но и

наличие соответствующих  личностных особенностей, позволяющих инвалиду

доверительно относиться к этой категории работников. 
 

                           3. Занятость инвалидов. 
 

      До 1995 г. практически отсутствовал  комплексный подход к социальной

защите инвалидов. Постановлением от 16 января 1995 г. Правительство РФ

утвердило федеральную  комплексную программу «Социальная  поддержка

инвалидов», включающую пять целевых подпрограмм. в ноябре 1995 г. утвержден

Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации»

(далее — закон).[5]  В нем заложены основы правовой базы социальной защиты

инвалидов, определены цели государственной политики в  данной сфере

(обеспечение инвалидам  равных с другими гражданами  возможностей в

реализации гражданских, политических, экономических, социальных и других

прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ) с  учетом принципов и норм

международного  права, принятых в отношении лиц  с ограниченными

возможностями.

      Система мер социальной защиты, установленная законом, создает

предпосылки для социальной адаптации инвалидов и интеграции их в обществе.

В законе определено, что инвалид — это лицо, которое  имеет нарушение

здоровья со стойким  расстройством функций организма, обусловленном

заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящими к ограничению

жизнедеятельности и вызывающими необходимость  его социальной защиты.

Признание лица инвалидом  осуществляется Государственной службой  медико-

социальной экспертизы.

      В Российской Федерации около  9 млн человек получают пенсии  по

инвалидности. Около 70 % из них — инвалиды I и II групп.[6]  Наблюдается

рост числа инвалидов  с детства. Если в 1986 г. таких детей  в возрасте до 16

лет было 91 тыс. (6,2 на 10 тыс. детей), то в 1995 г. — 399 тыс. человек

(11,5 — на 10 тыс.  детей).[7]  По-видимому, тенденция увеличения числа

детей-инвалидов  сохранится и в будущем, хотя в  связи с сокращением

рождаемости темпы  роста численности детей-инвалидов  в некоторой степени

замедлятся.

      Инвалиды от трудового увечья  или профессионального заболевания  на

1 января 1995 г. составили 0,272 % от трудоспособного населения страны. По

прогнозам, число  инвалидов этой группы также будет  расти: если в 1996 г.

зарегистрировано 229,6 тыс. человек, то в 2006 г. оно увеличится до

245,3 тыс. человек.[8]  Это связано с ухудшением или консервацией условий

труда.

      Инвалидов войны и приравненных  к ним инвалидов на 1 января 1995 г.

насчитывалось 782 тыс. человек, из них 732 тыс. — инвалиды Великой

Отечественной войны.

      Пенсионеры по инвалидности от  общего заболевания на 1 января 1995 г.

составили 2,4 % от общей  численности населения; в 1996 г. — 3547,5 тыс.

человек, к 2006 г. ожидается  количество 3428,1 тыс. человек.  Снижение

числа инвалидов  по общему заболеванию связано с  сокращением численности

населения.

      Уровень занятости инвалидов в общественном производстве неуклонно

снижается и за 1980—1994 гг. упал с 45 % до 17 %. Причем, только 30 %

инвалидов трудоспособного  возраста имеют работу. В то же время  численность

неработающих инвалидов, имеющих рекомендации службы медико-социальной

экспертизы о  показанных режиме и характере труда, составляет более 3,5 млн

человек. При этом около 30 % из них желают трудиться.[9]  Однако

повысившиеся требования работодателей к качеству рабочей  силы, сокращение

производственных  мощностей, миграционные процессы усилили сложности с

Информация о работе Реабилитация инвалидов