Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
работодателей по оплате труда инвалидов на договорной основе.
На основании предварительного
согласия инвалида на
соответствующий орган службы занятости направляет его на собеседование с
работодателем. В случае подтверждения работодателем возможности
трудоустройства на условиях частичной компенсации его расходов по оплате
труда инвалида орган службы занятости заключает с организацией договор на
выделение финансовых средств по каждому конкретному инвалиду.
Продолжительность периода предоставления финансовых средств на частичную
компенсацию расходов работодателя по оплате труда инвалида устанавливается
сроком на шесть месяцев.
В зависимости от степени утраты инвалидом трудоспособности
продолжительность периода предоставления финансовых средств может
продлеваться органами службы занятости дополнительно на шесть месяцев.
Перечисление финансовых средств на частичную компенсацию расходов
работодателя по оплате труда инвалидов производится в размере 50 % от
фактически начисленных сумм по оплате труда каждого инвалида в месяц, но не
может превышать уровня средней заработной платы, сложившегося в Российской
Федерации (республике, крае, области, Москве и Санкт-Петербурге, автономной
области, автономном округе). Уровень средней заработной платы уточняется
ежемесячно. Но поскольку
указанное положение
инвалидов на предприятие сверх установленной квоты, а экономическое
состояние многих предприятий нестабильно, то работодатели зачастую
отказывают инвалидам в приеме на работу.
На стимулирование
Федеральной программой занятости на 1996—1997 гг. предполагалось
израсходовать 160 млрд руб., чтобы трудоустроить более 40 тыс.
инвалидов.[17]
Федеральный закон «О
создание в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида. Так, для инвалидов I и II групп
устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более
35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение к
сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается
только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по
состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется
календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели. При этом не
допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых
договорах условий труда инвалидов, ухудшающих их положение, по сравнению с
другими работниками.
Организация и развитие
деятельности инвалидов также содействует увеличению их занятости. В этих
целях осуществляются меры, включающие следующее: 1) организацию овладения
инвалидами смежных специальностей; 2) определение видов деятельности,
нормативно предназначенных
для преимущественного
3) обучение их основам предпринимательства в сферах, наиболее подходящих
для различных категорий инвалидов; 4) предоставление таким инвалидам
льготной финансовой поддержки за счет средств ГФЗ и других фондов;
5) создание в
ряде городов «инвабизнес-
инвалидам, начинающим
предпринимательскую
Порядок организации обучения
незанятого населения
определен рядом
нормативных актов о
предпринимательства.[18] Обучение инвалидов основам предпринимательской
деятельности является составной частью действующей в России
профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки
незанятого населения и рассматривается как один из видов дополнительного
профессионального образования. Как правило, такому обучению предшествуют
услуги по профориентации. Федеральной программой содействия занятости
населения на 1996—1997 гг. намечалось, что расходы средств из ГФЗ на эти
цели составят 1,5 млрд руб. и планировалось вовлечь в сферу трудовых
отношений более 10 тыс. инвалидов.[19] Но профессиональная реабилитация
инвалидов — проблема многоаспектная, на уровень их занятости влияет широкий
спектр факторов.
Так, очень важны лечение и
протезирование инвалидов. В
настоящее время насчитывается около 700 тыс. инвалидов, нуждающихся в
протезах, из них примерно 220 тыс. — инвалиды с полным или частичным
отсутствием нижних конечностей.[20] Без протезов они беспомощны, и не то
что работать, но даже передвигаться по квартире становится для них
невозможным. В связи с этим Федеральным законом «О федеральном бюджете на
1997 г.» на финансирование
расходов по обеспечению
ортопедическими изделиями предусмотрено 238,6 млн руб., но так как реально
профинансировано лишь около 8 % годовой суммы,[21] то во многих регионах
это привело практически к прекращению оказания протезно-ортопедической
помощи инвалидам, приостановке деятельности протезно-ортопедических
предприятий.
Проанализировав эффективность мероприятий, направленных на повышение
конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, можно прийти к
неутешительному выводу: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» не работает. В условиях экономического кризиса не
удалось обеспечить приемлемого уровня финансирования мероприятий,
предусмотренных как указанным законом, так и федеральной комплексной
программой «Социальная поддержка инвалидов». Ситуация с обеспечением
социальных гарантий инвалидам не улучшается, реализация Федерального закона
сдерживается как на федеральном, так и на региональном уровнях, имеют место
многочисленные
факты прямого нарушения
дискриминация, необоснованный отказ в приеме на работу.
Следовало бы повысить
работодателя, как, например, в Республике Саха (Якутия). В ст. 15 Закона «О
социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)»[22] установлено,
что увольнение инвалидов, родителей, опекунов детей-инвалидов, в том числе
и по сокращению численности или штата работников, за исключением увольнения
за виновные действия, не допускается без согласия общественных организаций
инвалидов. Кроме того, инвалиды пользуются преимущественным правом на
оставление на работе при сокращении численности или штата работников
предприятий, учреждений, в то время, как согласно ст. 34 КЗоТ РФ
преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности
или штата работников предоставляется лишь инвалидам войны и инвалидам, в
отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с
радиационным заражением.
Существенным препятствием в
обеспечении социальных
является недостаточное финансирование расходов на реализацию мероприятий,
предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»,
а поэтому следует более четко закрепить механизм финансирования за счет
средств, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации,
местных бюджетов, фондов предприятий, общественных организаций,
благотворительных фондов.
Проблема реализации
остается актуальной,
что требует дальнейшего
обслуживания и
трудоустройства.
4. Потребности инвалидов в
СПбНИИЭТИН провел анализ
профессиональном образовании путем изучения пожеланий родителей и мнения
экспертов (по уровням и формам получения профессиональной подготовки).
По мнению экспертов большей части подростков-инвалидов целесообразно
обучение в специализированных профессиональных училищах и техникумах
Минтруда - 46,1%; в ПУ, техникумах и ВУЗах общего типа - 23,3%. Надомное
профессиональное обучение (в том числе дистанционное) рекомендовано 7,3%
подростков, в основном,
имеющим ограничения в
болезни. Невозможность профессионального обучения из-за необучаемости и
нетрудоспособности определена у 5,5% подростков-инвалидов этого возраста.
Родители детей-инвалидов, в основном, хотели бы видеть своих детей в
ВУЗах (49,3%), остальные хотят, чтобы их дети получили профессиональную
подготовку в специализированных ПУ и техникумах Минтруда (13,7%), в ПУ и
техникумах общего типа (12,6%). На дому изъявили желание обучать своих
детей только 2,7% родителей. О дистанционных формах обучения пока мало кто
знает.
В результате проделанного
- необходимо
максимально включать детей-
учебно-воспитательные учреждения с созданием необходимых для этого условий
и повышать уровень надомного обучения в целях подготовки к получению
высшего образования;
- ввиду того, что достаточно большая доля инвалидов может и
даже обучается в учебных заведениях общего типа необходимо создавать
соответствующие условия для обучения (индивидуальный режим, социально-
психологическая поддержка, медицинская помощь, индивидуальный подход,
приспособление учебной среды, учебные материалы для студентов с нарушением
зрения и слуха и др.);
- необходимо развивать такую перспективную форму