Реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

      нарушения трудовых отношений.

            Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий

включают сопутствующие  острые воспалительные и инфекционные заболевания,

декомпенсированные  соматические и онкологические заболевания, выраженные

расстройства интеллектуально-мнестической сферы и психические заболевания,

затрудняющие общение  и возможность активного участия  больного в

реабилитационном  процессе.

            В нашей стране, по материалам  Всесоюзного НИИ социальной

гигиены и организации  здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего

числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в

восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего  населения, в

отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического —

21,65 на 10 000 всего  населения; в целом долечиванию  подлежат от 20 до 30%

в зависимости  от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на

10000 населения.  В амбулаторной реабилитации, согласно  данным Н А

Шестаковой и  соавторов (1980), нуждаются 14 - 15% из числа  обратившихся в

поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями

повреждений опорно-двигательного  аппарата.[2]

            Основные принципы медицинской  реабилитации наиболее полно

изложены одним  из ее основоположников К Ренкером (1980):

      Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения

болезни или травмы и вплоть до полного возвращения  человека в общество

(непрерывность  и основательность).

      Проблема реабилитации должна  решаться комплексно, с учётом  всех её

аспектов (комплексность).

      Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается

(доступность).

      Реабилитация должна приспосабливаться  к постоянно меняющейся структуре

болезней, а также  учитывать технический прогресс и изменения социальных

структур (гибкость).

            С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в

некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и  санаторный этапы

медицинской реабилитации.

            Поскольку одним из ведущих  принципов реабилитации является

комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те

учреждения, в которых  проводится комплекс медико-социальных и

профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты  этих

мероприятий (Роговой  М. А. 1982):

      Медицинский аспект — включает  вопросы лечебного, лечебно-

диагностического  и лечебно-профилактического плана.

      Физический аспект — охватывает  все вопросы связанные с применением

физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с

повышением физической работоспособности.

      Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации

к изменившейся в  результате болезни жизненной ситуации, профилактика и

лечение развивающихся  патологических психических изменений.

      Профессиональный — у работающих  лиц — профилактика возможного  снижения

или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление

трудоспособности; сюда входят вопросы определения  трудоспособности,

трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,

трудового обучения переквалификации.

      Социальный аспект — охватывает  вопросы влияния социальных факторов  на

развитие и течение  болезни, социального обеспечения  трудового и пенсионного

законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и

производства.

      Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого

экономического  эффекта при различных способах восстановительного лечения,

формах и методах  реабилитации для планирования медицинских  и социально-

экономических мероприятий.

      Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

      Исторически понятия «инвалидность»  и «инвалид» в России связывались  с

понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы

к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с

анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности

укладывались в  традиционные схемы «здоровье —  заболеваемость» (хотя, если

быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид».

Последствия таких  подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как

относительные показатели инвалидности на фоне естественного  прироста

населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин

роста абсолютного  числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в

России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления

депопуляции нации  приобрели отчетливый характер, сопровождаясь  устойчивым

ухудшением показателей  инвалидности, возникли серьезные сомнения в

правильности методологии  статистического анализа инвалидности. Специалисты

долгое время  рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь

преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в

основном как  следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим

социальная сторона  проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном

показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых

экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную

деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может  —

определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не

социально-биологических  критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия

«неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем

правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план,

и понятие «инвалид»  не рассматривалось с точки зрения многопрофильной

реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические,

образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов

традиционные принципы государственной политики, направленной на решение

проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной  социально-экономической

ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые,

приводить их в  соответствие с нормами международного права. В настоящее

время инвалид  характеризуется как лицо, которое  имеет нарушение здоровья со

стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями,

последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению

жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты

(Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов  в Российской

Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей

социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость,

экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и

характеризует нарушение  взаимосвязей человеком-инвалидом  и обществом.

Учитывая тот  факт, что проблемы инвалидов затрагивают  не только их личные

интересы, но и  в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня

жизни населения  и других социальных факторов, можно  констатировать, что их

решение лежит  в общенациональной, а не узковедомственной  плоскости и во

многом определяет лицо социальной политики государства.

      В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях

ограниченной свободы  выбора, включает в себя несколько  основных аспектов:

правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический;

производственно-экономический; анатомо-функциональный.

      Правовой аспект решения проблем инвалидов.

      Правовой аспект предполагает  обеспечение прав, свобод и обязанностей

инвалидов.

      Президентом России подписан  Федеральный закон «О социальной  защите

инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего

общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие

законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его

права и обязанности  являются необходимыми атрибутами любого правового

государства. Поэтому  вступление в силу этого Закона надо только

приветствовать. История  его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по

предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР

был принят Закон  «Об основах социальной защищенности инвалидов». Но в связи

с распадом Союза  ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон

вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности  и нуждается в

определенной доработке. Например, в части распределения  полномочий между

федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но

появление такого документа — событие значительное, и прежде всего для

миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь

чтобы выжить, они  должны располагать экономическими, социальными и

правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий

устанавливает. Следует  отметить три принципиальных положения, составляющих

основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов  особых прав на определенные

условия для получения  образования; обеспечение средствами передвижения; на

специализированные  жилищные условия; первоочередное получение  земельных

участков для  индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и

дачного хозяйства  и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут

теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом

состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют  право на

дополнительную  жилплощадь в виде отдельной комнаты  в соответствии с

перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не

Информация о работе Реабилитация инвалидов