Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
нарушения трудовых отношений.
Общие противопоказания к
включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания,
декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные
расстройства интеллектуально-
затрудняющие общение
и возможность активного
реабилитационном процессе.
В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной
гигиены и организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего
числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в
восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в
отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического —
21,65 на 10 000 всего
населения; в целом
в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на
10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согласно данным Н А
Шестаковой и соавторов (1980), нуждаются 14 - 15% из числа обратившихся в
поликлинику, причем около 80% из низ составляют лица с последствиями
повреждений опорно-двигательного аппарата.[2]
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно
изложены одним из ее основоположников К Ренкером (1980):
Реабилитация должна
болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество
(непрерывность и основательность).
Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её
аспектов (комплексность).
Реабилитация должна быть
(доступность).
Реабилитация должна
болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных
структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в
некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы
медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих
принципов реабилитации
комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те
учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и
профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих
мероприятий (Роговой М. А. 1982):
Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-
диагностического
и лечебно-профилактического
Физический аспект —
физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с
повышением физической работоспособности.
Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации
к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и
лечение развивающихся патологических психических изменений.
Профессиональный — у
или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление
трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности,
трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,
трудового обучения переквалификации.
Социальный аспект —
развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного
законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и
производства.
Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого
экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения,
формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-
экономических мероприятий.
Формы и методы решения
Исторически понятия «
понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы
к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с
анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности
укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если
быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид».
Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как
относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста
населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин
роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в
России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления
депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым
ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в
правильности методологии
статистического анализа
долгое время
рассматривали понятие «
преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в
основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим
социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном
показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых
экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную
деятельность
определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не
социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия
«неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем
правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план,
и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной
реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические,
образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов
традиционные принципы государственной политики, направленной на решение
проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической
ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые,
приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее
время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(Федеральный закон
«О социальной защите
Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей
социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость,
экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и
характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.
Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные
интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня
жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их
решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во
многом определяет лицо социальной политики государства.
В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях
ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов:
правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический;
производственно-экономический; анатомо-функциональный.
Правовой аспект решения проблем инвалидов.
Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей
инвалидов.
Президентом России подписан
Федеральный закон «О
инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего
общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие
законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его
права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового
государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только
приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по
предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР
был принят Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов». Но в связи
с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон
вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в
определенной доработке. Например, в части распределения полномочий между
федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но
появление такого
документа — событие
миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь
чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и
правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий
устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих
основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные
условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на
специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных
участков для
индивидуального жилищного
дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут
теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом
состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на
дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с
перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не