Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
упрощенным дизайном и предназначены, в основном, для сельских инвалидов.
Большинство водителей
на свои отечественные или перевозимые из сопредельных государств (в
основном second-hand) автомобили или используют заготовки полукустарных
частных мастерских. При этом нередко возникают сложности с их
лицензированием в органах дорожной полиции. Но с еще большими проблемами
сталкиваются тетраплегики, а также лица, страдающие миопатией, дефектами
остеогенеза (например, ломкостью костей), нанизмом, а также другие тяжелые
инвалиды. Им просто отказывают в праве вождения любого транспорта, и им
приходится добиваться получения водительской лицензии противозаконными
методами, водить машину нелегально или оформлять ее на родственников. Но
радует уже то, что сравнительно недавно было разрешено управлять
автомашиной лицам с потерей слуха.
Было бы несправедливо не
подъемниками для колясок, которые делаются в Брянске и благодаря которым
члены общественных инвалидных организаций совершают коллективные поездки на
собрания и праздничные встречи и радостные экскурсии по окрестностям своих
городов. Такие автобусы стали доступны не только для столичных отделений
Всероссийского общества инвалидов, но и для крупных региональных центров.
Надо подчеркнуть особо, что
в современной России
по материальным показателям уровня жизни достигла критического и даже
опасного контраста. То же можно отметить и в отношении обеспеченности
инвалидов основными средствами реабилитации: На фоне удручающей нищеты,
особенно в провинции, появляются обеспеченные даже по западным меркам люди,
разъезжающие на престижных иностранных автомобилях и дорогих
электроколясках,
причем далеко не всегда они заработаны
собственных трудом.
До сих пор шла речь о таких предметах первой значимости для свободы
передвижения, как автомобиль, инвалидная коляска и протез, и, как мы видим,
их производство медленно, но неуклонно идет по пути прогресса. Однако,
производство более мелких, но не менее необходимых вещей, в частности,
противопролежневых подушек для пара- и тетраплегиков, специальных
приспособлений для лиц со слабыми пальцами, современных слуховых аппаратов,
говорящих часов и звуковых сигнальных устройств для незрячих, подъемников
для ванн, современных мочеприемников для плегиков и калоприемников для
стомированных онкологических больных и др. практически стоит на месте.
Если раньше главный тормоз в реадаптации инвалидов, в том числе и
техническими средствами, крылся в пренебрежении к этой группе советских
граждан, в нежелании и неумении решать накопившиеся проблемы, то теперь все
сложности в реализации реабилитационных программ упираются в отсутствие или
нехватку средств
для этого.
Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый
человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер
жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам
инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли
дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы
сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки,
кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы,
и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это
преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него
доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он
чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в
общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям
престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических
ограничений.
В России заложена основа
созданы необходимые
предпосылки обеспечения
гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты
инвалидов и механизм
обеспечения занятости
совершенствовании. На наш взгляд, для этого необходимо предпринять
следующие действия: 1) внести в российское законодательство нормы,
направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного
отказа в приеме на работу; 2) установить повышенные гарантии и
дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе
работодателя; 3) расширить структуру и виды общественных работ, условия их
организации, проведение и финансирование с учетом привлечения к ним
инвалидов; 4) принять соответствующие нормативные акты по расчету стоимости
рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные санкции к
работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые
места; 5) развивать систему непрерывного образования, включая
внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей
самообучения; 6) формировать систему, которая сможет обеспечить
трудоустройство и социально-бытовую адаптацию инвалидов по окончании
специальных образовательных учреждений; 7) незамедлительно создать на
территории всей страны Государственную службу медико-социальной экспертизы,
что позволит инвалидам своевременно предоставлять индивидуальные программы
реабилитации, подписанные МСЭК, в органы службы занятости, быть признанными
безработными с правом получения пособия по безработице; 8) провести
техническое перевооружение
имеющихся протезно-
развивать индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 9) ввести
систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего
бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; 10) предоставить
предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы,
как и для специализированных предприятий обществ инвалидов; 11) создать
благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд
инвалидов, на региональном
уровне; 12) расширить источники
ГФЗ, ввести новый механизм перераспределения средств фонда, наиболее полно
учитывая интересы
инвалидов.
Список литературы.
1. “Основы социальной работы” Москва-98, учебник;
2. “Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов”
Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.;
3. “Социальная
работа с инвалидами” Москва-
4. “ Теория и методика социальной работы”,часть-1, Москва-94.
5. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и
службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной
защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
6. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное
обслуживание и адаптация лиц
пожилого возраста в домах-
Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).
7. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к
реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной
реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).
9. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-
методические аспекты
Социальная работа в
(Департамент проблем семьи,
общечеловеческих ценностей).
10. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.
11. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ
действии. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17
февраля 1993.
12. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального
образования в России. (Результаты исследования, как основа для
построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
13. Мудрик А.В.
Введение в социальную
14. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год.
15. Социальное
обслуживание населения и
М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы' ассоциации работников
социальных служб).
16. http://pravoved.jurfak.spb.ru/
17. http://www.zarplata.ru/
18. www.beafnd.org
19. http://www.osi.ru/
-----------------------
[1] Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под
редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 11-13.
[2] Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под
редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 13-15
[3] Дементьева Н.Ф.,
Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-
аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в
учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин
и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
[4] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об
утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".
[5] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон
от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек.
[6] Федеральная
программа профессиональной
занятости инвалидов на 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч. 2, ФСЗ
России. М., 1995. С. 489.
[7] Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской
Федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад