Реабилитация инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62

Работа содержит 1 файл

Реабилитация инвалидов.doc

— 520.00 Кб (Скачать)

платы за каждого  нетрудоустроенного в рамках квоты  инвалида в случае

невозможности ее выполнения, фактически является скрытой  формой

дополнительного целевого “налога” на работодателя.

      Однако собранные от этого  “налога” средства в соответствие  с законом

могут быть направлены только на создание новых рабочих  мест у работодателя,

трудоустраивающего  инвалидов сверх установленной  квоты или на создание

специализированных  предприятий (цехов, участков) общественных объединений

инвалидов. Это  положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства

инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные,

средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога”

не могут быть направлены на проведение мероприятий  по профессиональному

обучению или  переобучению инвалидов, на адаптацию  рабочих мест для

инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их

занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и

реабилитационным  центрам, способствующим преодолению  препятствий на пути к

трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это  в значительной

степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов.

Средства, поступившие  в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть

использованы на усиление процесса реабилитации и решение  проблемы занятости

инвалидов.

      В большинстве развитых стран  мирового сообщества политика  занятости в

отношении инвалидов  строится в соответствии с концепцией включения

инвалидов в процесс  общей занятости. При этом следует  иметь в виду, что

социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже

несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о

квотировании рабочих  мест для инвалидов. В разных странах  это

законодательство  имело свои специфические национальные особенности. В

Великобритании  такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире

происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении

инвалидов к концепции  равных возможностей, закрепленной в

антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого

ряд стран отказывается от практики квотирования. 
 

                 6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском 

                             федеральном округе. 
 

      Сегодня в Уральском федеральном  округе остро стоит вопрос  занятости

инвалидов.

      Целью государственной политики  в отношении инвалидов является

обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации

гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

      Однако в стране еще не создана  полноценная система удовлетворения

специфических потребностей населения, возникающих в связи  с инвалидностью.

Это, в конечном итоге, приводит к вытеснению инвалидов  из различных сфер

деятельности и  к их самоизоляции.

      По оценочным данным, в УрФО  имеют работу лишь 15 процентов  инвалидов

трудоспособного возраста. Около 20 тысяч инвалидов  нуждаются в автономных

средствах передвижения. В минимальных объемах удовлетворяются  потребности

инвалидов в технических  средствах, облегчающих их труд и  быт. Не лучшим

образом обстоит  дело с профессиональной подготовкой  инвалидов. Не более 20

процентов инвалидов  могут удовлетворить свои потребности в профессиональном

обучении.

      Потребность в получении высшего  образования среди инвалидов  возрастной

группы (15-25 лет) –  более 16%, но на сегодняшний день реализована  только у

5% инвалидов. Около  2% инвалидов занимаются предпринимательской

деятельностью. В  связи с внесением изменений  в Налоговый кодекс Российской

Федерации сложные  времена наступили для специализированных предприятий

общественных организаций  инвалидов. Для них эти предприятия  – одна из

наиболее активных форм трудоустройства. 

                   7. Программы трудоустройства инвалидов 

                            Правительства Москвы 
 

             Одним из критериев оценки  цивилизованности общества может

служить отношение  к людям с ограниченными физическими возможностями. К

сожалению, нам  похвалиться особо нечем: даже люди, пострадавшие на поле

брани, защищая  Отечество, не окружены тем вниманием  и заботой, которых они

безусловно заслуживают.

            Контингент людей с ограниченными  возможностями в обществе

достаточно значителен, он составляет примерно 10% всего населения. Так,

например, в Москве на 8,5 миллионов жителей приходится более 960 тысяч

инвалидов. Из них  практически каждый пятый, то есть не менее 180 тысяч

человек - люди трудоспособного  возраста. Задачей является оказание

содействия в  трудоустройстве этим людям, создание условий их

профессиональной  реабилитации.

           В соответствии с федеральным  законом "О социальной защите

инвалидов" в  июне 1999 года вышло постановление  Правительства Москвы "О

создании Государственной  службы реабилитации инвалидов г. Москвы", в

котором регламентируется порядок деятельности всех заинтересованных и

ответственных государственных  служб, призванных обеспечивать комплексную

реабилитацию инвалидов  с целью максимальной интеграции их в общественную

жизнь города. Комплексная  реабилитация инвалидов включает в  себя три части:

медицинскую, за которую  несет ответственность Комитет  здравоохранения,

социальную - Комитет  социальной защиты населения совместно  с Комитетом по

культуре и Комитетом  физкультуры и спорта и профессиональную - Комитет

труда и занятости  совместно с Комитетом образования  Москвы.

      Комплексная реабилитация инвалидов  воплощена в индивидуальную

программу реабилитации. Государственную помощь по всем трем направлениям

человек может  получить после специального освидетельствования, в ходе

которого устанавливается  его группа инвалидности. Такие освидетельствования

проводят Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) - бывшие ВТЭК. Там же

вырабатывается  индивидуальная программа реабилитации инвалида при его

непосредственном  участии. В индивидуальной программе  реабилитации

указывается характер заболевания, группа инвалидности, а  также медицинские

показания для  трудоустройства каждого гражданина. В зависимости от этого

обстоятельства  программа может содержать либо два раздела (медицинский и

социальный), либо три (добавляется еще профессиональный). Индивидуальная

программа реабилитации предоставляет инвалиду возможность  трудится, но

отнюдь не обязывает  его к этому. С другой стороны, программа не лишает

возможности посильной  работы инвалидов I и II группы, для них  сняты

категоричные запреты  типа "Без права работы".

            Теперь для инвалида возможны  два варианта пути.

      Первый - трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы

занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому. И второй -

трудоустройство на специализированном предприятии, изначально

ориентированном на использование труда инвалидов. Таких предприятий на

сегодня в Москве насчитывает около сорока. По решению городских властей

специализированным  предприятиям могут предоставляться  налоговые льготы,

другие формы  финансовой поддержки. Комитетом труда  и занятости проводится

ежегодный конкурс  по отбору проектов по созданию и сохранению рабочих мест

для инвалидов. При  этом Комитет берет на себя половину затрат по реализации

проекта, представленного  предприятием и одобренного конкурсной комиссией.

Другую половину средств предприятие вкладывает самостоятельно.

      Например, ТОО "Сезам и Ко", производящее дверные замки, широко

использует труд инвалидов. Продукция этой фирмы  пользуется хорошим спросом.

На ООО "Арт  Лайн" при активном участии инвалидов  выпускают очень красивые,

нарядные светильники - торшеры, бра, настольные лампы. Это  предприятие

также вполне конкурентоспособно. Нельзя не отметить Российский центр

компьютерных технологий, где трудятся около 70 инвалидов по зрению, а

возглавляет предприятие  ослепший в детстве кандидат экономических  наук

Сергей Ваньшин.

       Еще одну возможность для трудоустройства инвалидов представляют

специализированные  рабочие места для людей с  ограниченными возможностями на

обычных предприятиях. В настоящее время Комитетом  проводится серьезная

работа по организации  создания таких специализированных рабочих мест.

Приходится подчас преодолевать значительное сопротивление  со стороны

отдельных работодателей, предпочитающих перечислить деньги в Фонд

занятости, чем  оборудовать на собственном предприятии  рабочие места для

инвалидов. Однако закон - на стороне последних. В 1999 году усилиями

Комитета создано 800 специализированных рабочих мест для инвалидов.

            Далеко не каждый нуждающийся  в трудоустройстве инвалид владеет

специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае

требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная

подготовка осуществляется за счет средств Фонда занятости, также как и

выплата стипендий  на время учебы. Среди людей с  ограниченными

возможностями, трудоустроенных  с помощью Комитета, имеются программисты,

юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты

высокой квалификации. Понятно, что реализация программы  по их

профессиональной  подготовке требует немалых сил  и средств.

      В службу занятости столицы  обратилось около 4-х тысяч инвалидов с

трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам  человек удалось

оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой

группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности

Информация о работе Реабилитация инвалидов