Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае
невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой
дополнительного целевого “налога” на работодателя.
Однако собранные от этого
“налога” средства в
могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя,
трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание
специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений
инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства
инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные,
средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога”
не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному
обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для
инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их
занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и
реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к
трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной
степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов.
Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть
использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости
инвалидов.
В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в
отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения
инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что
социальная политика
в отношении инвалидов в
несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о
квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это
законодательство имело свои специфические национальные особенности. В
Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире
происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении
инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в
антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого
ряд стран отказывается
от практики квотирования.
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском
федеральном округе.
Сегодня в Уральском
инвалидов.
Целью государственной
обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации
гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Однако в стране еще не
специфических потребностей населения, возникающих в связи с инвалидностью.
Это, в конечном итоге, приводит к вытеснению инвалидов из различных сфер
деятельности и к их самоизоляции.
По оценочным данным, в УрФО имеют работу лишь 15 процентов инвалидов
трудоспособного возраста. Около 20 тысяч инвалидов нуждаются в автономных
средствах передвижения.
В минимальных объемах
инвалидов в технических средствах, облегчающих их труд и быт. Не лучшим
образом обстоит дело с профессиональной подготовкой инвалидов. Не более 20
процентов инвалидов могут удовлетворить свои потребности в профессиональном
обучении.
Потребность в получении
группы (15-25 лет) – более 16%, но на сегодняшний день реализована только у
5% инвалидов. Около 2% инвалидов занимаются предпринимательской
деятельностью. В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации сложные
времена наступили для
общественных организаций инвалидов. Для них эти предприятия – одна из
наиболее активных
форм трудоустройства.
7. Программы трудоустройства
Правительства Москвы
Одним из критериев оценки
цивилизованности общества
служить отношение
к людям с ограниченными
сожалению, нам похвалиться особо нечем: даже люди, пострадавшие на поле
брани, защищая Отечество, не окружены тем вниманием и заботой, которых они
безусловно заслуживают.
Контингент людей с
достаточно значителен, он составляет примерно 10% всего населения. Так,
например, в Москве на 8,5 миллионов жителей приходится более 960 тысяч
инвалидов. Из них практически каждый пятый, то есть не менее 180 тысяч
человек - люди трудоспособного возраста. Задачей является оказание
содействия в трудоустройстве этим людям, создание условий их
профессиональной реабилитации.
В соответствии с федеральным законом "О социальной защите
инвалидов" в июне 1999 года вышло постановление Правительства Москвы "О
создании Государственной службы реабилитации инвалидов г. Москвы", в
котором регламентируется порядок деятельности всех заинтересованных и
ответственных государственных служб, призванных обеспечивать комплексную
реабилитацию инвалидов с целью максимальной интеграции их в общественную
жизнь города. Комплексная реабилитация инвалидов включает в себя три части:
медицинскую, за которую несет ответственность Комитет здравоохранения,
социальную - Комитет социальной защиты населения совместно с Комитетом по
культуре и Комитетом физкультуры и спорта и профессиональную - Комитет
труда и занятости
совместно с Комитетом
Комплексная реабилитация
программу реабилитации. Государственную помощь по всем трем направлениям
человек может получить после специального освидетельствования, в ходе
которого устанавливается его группа инвалидности. Такие освидетельствования
проводят Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) - бывшие ВТЭК. Там же
вырабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида при его
непосредственном участии. В индивидуальной программе реабилитации
указывается характер заболевания, группа инвалидности, а также медицинские
показания для
трудоустройства каждого
обстоятельства программа может содержать либо два раздела (медицинский и
социальный), либо
три (добавляется еще
программа реабилитации предоставляет инвалиду возможность трудится, но
отнюдь не обязывает его к этому. С другой стороны, программа не лишает
возможности посильной работы инвалидов I и II группы, для них сняты
категоричные запреты типа "Без права работы".
Теперь для инвалида возможны два варианта пути.
Первый - трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы
занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому. И второй -
трудоустройство на специализированном предприятии, изначально
ориентированном на использование труда инвалидов. Таких предприятий на
сегодня в Москве насчитывает около сорока. По решению городских властей
специализированным предприятиям могут предоставляться налоговые льготы,
другие формы финансовой поддержки. Комитетом труда и занятости проводится
ежегодный конкурс по отбору проектов по созданию и сохранению рабочих мест
для инвалидов. При этом Комитет берет на себя половину затрат по реализации
проекта, представленного предприятием и одобренного конкурсной комиссией.
Другую половину средств предприятие вкладывает самостоятельно.
Например, ТОО "Сезам и Ко", производящее дверные замки, широко
использует труд инвалидов. Продукция этой фирмы пользуется хорошим спросом.
На ООО "Арт Лайн" при активном участии инвалидов выпускают очень красивые,
нарядные светильники - торшеры, бра, настольные лампы. Это предприятие
также вполне конкурентоспособно. Нельзя не отметить Российский центр
компьютерных технологий, где трудятся около 70 инвалидов по зрению, а
возглавляет предприятие ослепший в детстве кандидат экономических наук
Сергей Ваньшин.
Еще одну возможность для трудоустройства инвалидов представляют
специализированные рабочие места для людей с ограниченными возможностями на
обычных предприятиях. В настоящее время Комитетом проводится серьезная
работа по организации создания таких специализированных рабочих мест.
Приходится подчас преодолевать значительное сопротивление со стороны
отдельных работодателей, предпочитающих перечислить деньги в Фонд
занятости, чем оборудовать на собственном предприятии рабочие места для
инвалидов. Однако закон - на стороне последних. В 1999 году усилиями
Комитета создано 800 специализированных рабочих мест для инвалидов.
Далеко не каждый нуждающийся
в трудоустройстве инвалид
специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае
требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная
подготовка осуществляется за счет средств Фонда занятости, также как и
выплата стипендий на время учебы. Среди людей с ограниченными
возможностями, трудоустроенных с помощью Комитета, имеются программисты,
юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты
высокой квалификации. Понятно, что реализация программы по их
профессиональной подготовке требует немалых сил и средств.
В службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с
трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам человек удалось
оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой
группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности