Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом
исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи,
философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают
различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии,
факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты.
Введение. 3
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. 5
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 19
3. Занятость инвалидов. 23
4. Потребности инвалидов в высшем образовании 31
5. Социальная политика в отношении инвалидов. 34
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов 34
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
39
5.3. Динамика занятости инвалидов 39
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки
инвалидов 43
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
44
5.6. Специализированные предприятия 45
5.7. Оплата труда инвалидов 47
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. 48
5.9. Квотирование рабочих мест 48
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. 51
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы 52
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России 55
Заключение. 60
Список литературы. 62
стремятся 65-70% инвалидов трудоспособного возраста, то есть 120-130 тысяч
москвичей. На сегодняшний день трудоустроено более 60 тысяч. Это означает,
что около половины претендующих на трудоустройство столичных инвалидов
нуждаются в нашей помощи и поддержке. Люди, готовые к преодолению своих
недугов, имеют
право на полноценную работу по избранной
специальности.
8. Технические средства
В памяти старшего поколения
еще живы времена, когда
фронтов Второй мировой войны искалеченным ветеранам разрешалось
передвигаться по городам и селам только на открытых велоколясках с
двухтактным одноцилиндровым двигателем, называемых по городу-производителю
“Киевлянками”, хотя, по слухам, их конструкция и даже комплектующие части
были заимствованы у проигравших войну немцев. Лишь десятилетие спустя
инвалиды войны добились разрешения устанавливать ручное управление на
обычные автомобили и получать лицензии на право их вождение.
Внутри старого жилья
поселков, в сельских деревянных избах и позже в новых “малогабаритных”
квартирах в пятиэтажных домах без лифтов, подаренных населению Никитой
Хрущевым, безногие и парализованные инвалиды, прежде всего инвалиды с
детства, передвигались в худшем случае ползком или на низких тележках-
платформочках, отталкиваясь от пола деревянными “утюгами”, а в лучшем - в
громоздких креслах, сделанных из грубого железа, фанеры, заменителя кожи и
ваты. На улицах российских городов, на рынках и около церквей часто можно
было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках времен Русско-
японской 1905 г. и Первой мировой 1914 г. войн. Их называли “крокодилами”
то ли за архаичность, то ли за грязно-зеленую окраску. Удивительно, но они
встречаются в глухой провинции и до сих пор.
Обстановка стала изменяться в 60-ых годах, когда главным коммунистом
Хрущевым была провозглашена задача построить к 1980 г. материальную базу
коммунизма. Инвалидам, прошедшим строгую медицинскую комиссию, разрешалось
приобретать автомобили с ручным управлением. Основным транспортным
средством, выдаваемым ветеранам с затруднениями в ходьбе бесплатно, а
прочим с существенной скидкой и главное без очереди (обычные граждане, не
герои труда, дожидались своей очереди на любой автомобиль, на дефицитные
запасные части и даже на шины в течение 5-10 лет), был 30-сильный
малолитражный украинский автомобиль с воздушным охлаждением "Запорожец".
Известны две его модификации: более раннюю, похожую на старый Fiat-600,
окрестили “Горбатым”, а более современную из-за выступающих
воздухозаборников “Ушастым”. Офицеры-инвалиды и более состоятельные
граждане, получившие трудовое увечье, могли рассчитывать на получение или
оплату по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами ручного
управления. Инвалиды с детства, как правило, довольствовались двухместной и
очень ненадежной, а скорее, и просто опасной во многих отношениях, но зато
бесплатной мотоколяской
second-hand, достававшейся после
ветераном войны. Эти коляски “Серпуховки” начали выпускаться еще раньше
Запорожцев по специальному заказу командующего бронетанковыми войсками, и
для их рамы первоначально использовались прочные детали от оставшихся после
войны минометов.
Протезная промышленность в
в каждой из более чем 100 областей Советского Союза. Протезы выпускались из
липы и металлических узлов. Шинно-гильзовые аппараты для парализованных
конечностей спинальников
и лиц с последствиями
продолжают делаться, также из кожи и металла. Полимерные материалы не
применялись и практически не применяются по сей день. Россия - страна
лесов, поэтому костыли и трости изготавливались тоже из дерева. Для
современного европейского или американского читателя эти изделия могут
показаться верхом гигиенического и экологического совершенства, так же, как
нижнее белье из хлопка по сравнению с синтетикой, но они были, тем не
менее, тяжелы, громоздки и, главное, непрочны. Слуховые аппараты были
крайне несовершенны акустически и неудобны в ношении.
Переворот в производстве
гг., когда один
из заводских цехов в центрально-
ее древней столицы Владимира, согласно решению Правительства, стал
выпускать по лицензии германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну
модель прогулочной (рычажной) колясок и быстро довел свою
производительность почти до 30 тысяч колясок в год. И хотя немцы продали
морально устаревшие и тяжелые образцы, благодаря их возможности
складываться десятки тысяч инвалидов могли теперь не только спускаться по
лестницам и выезжать в открытый мир своих городов, но и путешествовать с
ними в машинах и лечиться на курортах. Эти коляски выдавались по
рекомендации медицинских комиссий местными комитетами Министерства
социального обеспечения бесплатно: комнатная коляска на 7 лет, прогулочная
на 5 лет. Кстати, эти коляски являются до сих пор самыми популярными и
дешевыми (около 200 долларов США) и поставляются во многие регионы России,
причем сроки пользования ими сохранены вплоть до настоящего времени.
Ситуация в стране резко
которой связаны открытость в сторону остального мира и информированность о
технических возможностях других стран во всесторонней реабилитации
инвалидов. В крупных городах, в основном благодаря деятельности
благотворительных организаций, стали появляться современные коляски,
слуховые аппараты и другие изделия. В России обосновались представительства
ведущих западных фирм-производителей протезов и реабилитационной техники,
которая, будучи недоступной по ценам для рядовых граждан, заказывается и
закупается состоятельными семьями или чаще богатыми предприятиями, где
раньше работали или продолжают работать инвалиды с трудовым увечьем.
В начале 90-х годов в Москве, а затем в Петербурге появились
мастерские, в которых по западным, в основном шведским, образцам стали
конструироваться и собираться новые для России компактные легкие инвалидные
коляски из титана и алюминия для активного образа жизни. Характерно, что
руководителями этих небольших предприятий (“Преодоление”, “Катаржина”,
“Люкор”), а также дизайнерами и рабочими являются сами инвалиды, в основном
пара- и тетраплегики. Их коляски вполне сопоставимы по основным параметрам
с западными аналогами, но в три-четыре раза дешевле их (около 400 долларов
США). Несмотря на это приобретать их могут далеко не все региональные
комитеты социальной защиты, которые имеют свой самостоятельный и очень
ограниченный бюджет, и тем более покупать на свои деньги сами инвалиды,
социальные пенсии которых в среднем в 25 раз меньше стоимости таких
колясок.
Сейчас мощности трех крупных
заводов-производителей
в Уфе (столица Башкирской республики в Предуралье), Петербурге и
Владимирской области вполне могли бы обеспечить потребность страны, в
которой проживают около 40 тысяч инвалидов-колясочников. Проблема в другом:
После децентрализации федерального бюджета комитеты социальной защиты
населения во многих дотационных регионах не имеют собственных средств на
закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на
получения бесплатных
колясок в них поэтому
Вторая проблема - малый ассортимент продукции: Вряд ли количество всех
моделей отечественных колясок превысит 3 десятка. Очень мало колясок для
детей и практически
не выпускаются коляски с
если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к
стандартным комнатным коляскам.
Примерно такая же ситуация с многолетними очередями сложилась в России
и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но
нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах
решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным
социальным категориям инвалидов. Главной инвалидной автомашиной в России
стала двухцилиндровая микролитражка “Ока”, габаритами напоминающая “Fiat-
Uno” и стоящая около 1500 долларов США (около 90 месячных пенсий среднего
инвалида). Она выпускается в подмосковном городе Серпухове в трех
модификациях: для лиц с одной ногой и с полным ручным управлением включая
автоматический электровакуумный привод сцепления. В ряде регионов она
выдается бесплатно взамен недавно снятой с производства мотоколяски, в
других, в частности в Москве, инвалид оплачивает примерно половину ее
стоимости. Столичные власти также компенсируют затраты на горючее в размере
около 170 литров в год (около 3 тысяч километров пробега или 25% реального
годового пробега инвалида-жителя Москвы).
Вторая более вместительная
оснащенная старомодным рычажным ручным управлением, “Москвич” производится
на Московском Автозаводе имени Ленинского Комсомола, прежнее полное
названии которого стыдливо спрятано в нынешнюю пост-коммунистическую эпоху
в форме аббревиатуры АЗЛК. В Москве эта машина предоставляется безвозмездно
ветеранам Второй мировой войны и инвалидам всех недавних вооруженных
конфликтов.
К сожалению, адаптированное
обеих рук в России перестало выпускаться вовсе.
В последний год появились небольшие партии автомобилей “Кинешма” с
мотоциклетным двигателем. Они характеризуются повышенной проходимостью и