Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа
Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия
Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы
-
во-первых, ее основные положения
касаются общечеловеческих
-
во-вторых, она имеет особое значение
для России - позволяет возродить
понимание семьи как
-
в-третьих, принципиальные
-
в-четвертых, юридическая
Даже
такой краткий экскурс в
Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства.
Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха - таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой:
- огромное число детей-сирот;
-
массовую беспризорность и
- еще более жестокое обращение с детьми и подростками.
В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и патологии. Российскими учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л. С. Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребенк а в семье, детском доме, школе, детском саду.
В
настоящее время в мировой
литературе опубликованы статьи, монографии,
руководства по тем разделам медицины,
социологии, юриспруденции, которые
отражают специфику проблемы насилия
и жестокого обращения с
ребенком . С 1970-х годов появились
специальные научные
Обобщая сложившиеся в настоящее время подходы к определению этого понятия в цивилизованном мире, можно сказать, что жестокое обращение с детьми и подростками происходит там и тогда, где и когда детям и подросткам фактически причиняется умышленное или неосторожное обращение, действие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других людей, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка , либо угрожают их правам и благополучию. [5, c. 30-31].
Насилие чаще всего
К факторам риска (обстоятельствам, ситуациям), способствующим жестокому обращению с детьми и подростками в семьях, можно отнести:
-
неполные или многодетные
- семьи с приемными детьми;
-
наличие в семье больного
- социальная изоляция семьи;
- специфические культурные или религиозные факторы;
-
стрессы, ставшие следствием
- использование физического и психического насилия в качестве наказания;
- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
К
отклонениям в состоянии
-
психические заболевания (
-
критические состояния (
- умственная отсталость;
-
недостаточный самоконтроль
- наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми , инцеста, привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
-
родители, будучи детьми , сами подвергались
жестокому обращению,
К факторам риска, которые характеризуют особенности детей и подростков – жертв насилия, относят:
- нежеланный ребенок ;
- нелюбимый ребенок в семье;
- наличие у ребенка физических и умственных недостатков, врожденных уродств;
-
сходство с нелюбимым
-
нарушения в поведении
- «трудный» ребенок;
- высокоодаренный или талантливый ребенок.
Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми и подростками, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми и подростками следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением. [3, c.153-155].
При анализе насилия в семье возникает ряд трудностей:
1.
Насилие в семье отличается
высокой степенью латентности.
Это объясняется, с одной
С другой стороны, латентность насилия объясняется нежеланием и отчасти неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших. Нередки случаи сокрытия обращений о фактах насилия в семье самими правоохранительными органами.
2.
В современной России нет
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
Формы насилия, причиняемого детям, являются негативным свидетельством изощренности и больного воображения взрослого человека. Большее количество увечий наносится детям различными приспособлениями и предметами. Расческа, например, широко распространенное средство, используемое для битья детей. Тяжелые увечья наносятся детям голыми руками, ремнем, электрошнурами, телевизионными антеннами, веревками, бутылками, ножками столов и т.д. Распространенным является и битье ногами.
Особое
внимание социальных работников привлекают
семьи, где имело место кровосмешение.
Сексуальное насилие над детьми
включает все виды половой связи,
как нормальной, так и извращенной.
Зачастую насилие совершается над
ребенком в возрасте, когда он не
в состоянии понять природу имеющего
место акта, не обладает эмоциональными,
познавательными и физическими
возможностями противостоят такому
поведению. В США по крайней мере
44% виновных в кровосмешении мужчин
совершают насилие над
Удовлетворение
потребности ребенка в любви
и привязанности настолько же
важно для нормального роста
и развития, как и для удовлетворения
его физических потребностей. В некоторых
семьях о детях хорошо заботятся
физически, но при этом они страдают
от эмоционального пренебрежения. Между
тем эмоциональное
Не менее широко
Были выявлены следующие факторы, связанные с родителями, которые подвергают своих детей насилию: некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные теплые отношения в своей семье; часто один ребенок в семье выбирается объектом для насилия, этот ребенок может рассматриваться как умственно отсталый, также он может быть выбран в качестве жертвы из-за сходства с нелюбимым супругом или из-за того, что он появился в результате нежелательной беременности; в некоторых случаях дети сами вносят вклад в данный процесс, например, когда ребенок имеет проблемы с аппетитом, с речью или не слушается; ребенок, который является жертвой в разрушенной семье может быть необходим для сохранения стабильности этой семьи, ребенок выступает в роли «мальчика для битья»; некоторые родители склоны к жесткой дисциплине и считают неправильное поведение своих детей преднамеренным, сознательным оскорблением, так же они характеризуются высокими требованиями к своим детям и т.д. [3,с.158].
Отрицательные последствия
Необходимо отметить, что истинная распространенность детского насилия неизвестна. Это происходит из-за нежелания граждан сообщать подозрительные случаи ( а в России вообще практически нет такого опыта) и из-за того, что сами дети хранят молчание, при этом у них развивается негативный Я - образ.