Насилие в семье как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………….

Сущность и содержание понятий насилие и семья…………………………….

Определение термина «насилие», его формы………………………….

Определение понятия «семья»………………………………………….

Проблемы жестокого обращения внутри семьи……………………………..

Домашнее насилие – проблема общества………………………………

Истоки и причины насилия над детьми…………………………………

Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия……………………………………………………………………

Ответственность за совершение насилия в отношении
несовершеннолетнего………………………………………………………….

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….
2.1. Описание методики исследования…...……………………..………………….
2.2. Ход исследования …………………...………………………………………….
2.3 Полученные результаты и их анализ…………………………………………..
2.3.1 Анализ и описание результатов исследования………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........................

Работа содержит 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_Respubliki_Belarus.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

                                                    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………….

 

    1. Сущность  и содержание понятий насилие  и семья…………………………….

 

      1. Определение термина «насилие», его формы………………………….

 

      1. Определение понятия «семья»………………………………………….

 

    1. Проблемы  жестокого обращения внутри семьи……………………………..

 

      1. Домашнее  насилие – проблема общества………………………………

 

      1. Истоки  и причины насилия над детьми…………………………………

 

      1. Проблемы  жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия  насилия……………………………………………………………………

 

    1. Ответственность за совершение насилия в отношении 

несовершеннолетнего………………………………………………………….

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….

2.1. Описание методики исследования…...……………………..………………….

2.2. Ход исследования …………………...………………………………………….

2.3 Полученные результаты и их  анализ…………………………………………..

2.3.1 Анализ и описание результатов  исследования………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........................

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….


 

 

 

 

 

 

             

 

  

 

     

 

 

 

 

 

 

 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

                                                  

                                                    Актуальность проблемы

                           

Насилие в семье в  его различных формах приобрело  во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов  всех тяжких преступлений совершается  в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье.

Виновниками плохого обращения  являются родители (94,2%), из них 85% родные родители. Из них 60% женщины, 39% мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо  ухаживают за ребенком (88%), совершают  физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и  уходе почти в 2 раза больше, чем  отцы (75% против 41%).

Накопленный отрицательный  опыт общения переносится на отношения  подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной на окружающих людей, в том числе  на родителей, или на собственную  личность, проявляясь в склонности к суицидам.

В семье подросток усваивает  поведенческие стереотипы разрешения жизненных ситуаций и определенные ценностные представления. Например, семья, столкнувшаяся с  проблемой насилия в семье, в некоторой степени  влияет на развитие инфантильных черт личности подростка, невротические расстройства психики. Но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к противонравственным действиям.

В связи с этим, я считаю, что проблема насилия в семье, в том числе над  детьми, является актуальной проблемой в сегодняшней жизни людей. Каждый из нас может  быть участником или просто очевидцем  данной проблемы.

Объектом курсовой работы является насилие над детьми в семье, а также члены семьи, которыми совершается данное насилие.

Предметом исследования является причины, приводящие к насилию в семье, факторы, влияющие на семью в которой проявляется насилие, проблемы жестокого обращения внутри семьи

Целью курсовой работы является изучение и анализ насилия в семье, как проблемы социально-педагогического характера.

Задачи:

1) дать определение терминам «насилие» и «семья»

2)выявить и охарактеризовать такую социальную проблему как семейное насилие

3) установить проблемы жестокого обращения над детьми в семье, а также причины и последствия насилия над ребёнком

4)охарактеризовать насилие с точки зрения социальной проблемы

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

 

    1. Сущность и содержание понятий насилие и семья

 

      1. Определение термина «насилие», его формы

 

Изучение насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Законность - второе измерение, по которому различаются определения насилие. Некоторые определяют насилие только через противозаконное поведение. Другие особо подчеркивают форму  действия и его намерение. Наша современная  правовая система проводит различие между уничтожением людей или  имущества вследствие намеренного  насилия и ущербом, причиненным  по небрежности. Взяв во внимание всё  вышесказанное, можно определить насилие  как применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения  в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или  сохранения экономического и политического  господства, завоевания тех или иных прав или привилегий[22, с. 205].

Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и  интерпретации содержания насилия:

  • биологический
  • психологический
  • социологический
  • юридический

Обычно выделяется субъект, совершающий  насилие, и жертва.

Насилие — интерактивный процесс. Для объяснения его необходимо учитывать поведение обеих сторон.

Проблемы насилия тесно  связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой  тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении  или фантазировании, цель которых  заключается в том, чтобы нанести  ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д. [9, с. 423]

Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие. Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного либо непреднамеренного ущерба, вреда.

В обществе установлены  «первичные» и «вторичные» формы  контроля над проявлением насилия. «Первичный» социальный контроль имеет характер социальных и культурных норм, традиций, обычаев. Универсализированные нормы призваны обеспечить общественный порядок. «Вторичный» социальный контроль осуществляется с помощью специальных инстанций, прежде всего государственных (милиция, работники социальной сферы, учителя и др.)[23, с. 198 – 199].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.2. Определение понятия «семья»

Семья во все времена  постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных  деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему  социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Множество существующих в  литературе определений понятия  «семья» можно условно разделить на три группы:

В первой группе определений  акцент делается на то, что семья  является малой социальной группой.

«Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Согласно энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода»

В социологическом энциклопедическом  словаре под редакцией Г.В. Осипова  семья представлена как « алая группа, основанная на браке или  кровном родстве, члены которой  связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью».

Современные исследователи  изучают семью как малую группу, в которой с наибольшей естественностью  удовлетворяются многие важнейшие  личностные потребности человека.

Во второй группе определений  акцент делается на понимании семьи  как социального института, и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества. Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста

Третья группа определений  характеризует семью как целостное  образование. Аристотель видел в  семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую  для удовлетворения повседневных потребностей человека: «Так как всякая семья  составляет часть государства, а  все люди являются частями семьи  и так как добродетели отдельных  частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в  соответствующее отношение к  государственному строю; и если это  не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных  детей и достойных женщин. И  с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники  политической жизни, для которых  любовь к родине начинается с семьи».

Подобное многообразие определений свидетельствует о  сложности явления. Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом.

Семья и брак — общественные формы  регулирования отношений между  людьми, состоящими в родственных  связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественным[4, с. 9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы жестокого обращения внутри семьи

 

      1. Домашнее насилие – проблема общества

Семья обычно рассматривается  как социальный институт, в котором  изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, противоположное часто оказывается истиной. Насилие широко распространено в семьях.

Домашнее насилие –  это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны  одного члена семьи по отношению  к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей. Домашнее насилие  – это повторяющийся с увеличением  частоты цикл.

Проблема насилия в  семье долгое время была табуированной  областью, и до настоящего времени  существует сопротивление социума  обращению к этой проблеме. В общественном сознании и СМИ проблема насилия  представлена в очень усеченной  и трансформированной форме «ужасов  отдельного случая».       Существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия, таких как: насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, существует определенный внешний вид и социальное положение граждан, подвергающихся насилию, и т. п.

Информация о работе Насилие в семье как социально-педагогическая проблема