Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа
Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………….
Сущность и содержание понятий насилие и семья…………………………….
Определение термина «насилие», его формы………………………….
Определение понятия «семья»………………………………………….
Проблемы жестокого обращения внутри семьи……………………………..
Домашнее насилие – проблема общества………………………………
Истоки и причины насилия над детьми…………………………………
Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия……………………………………………………………………
Ответственность за совершение насилия в отношении
несовершеннолетнего………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….
2.1. Описание методики исследования…...……………………..………………….
2.2. Ход исследования …………………...………………………………………….
2.3 Полученные результаты и их анализ…………………………………………..
2.3.1 Анализ и описание результатов исследования………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........................
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
несовершеннолетнего……………………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….
2.1. Описание методики |
2.2. Ход исследования …………………...……… |
2.3 Полученные результаты и их анализ………………………………………….. |
2.3.1 Анализ и описание результатов исследования……………………………… |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….......... |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье.
Виновниками плохого обращения являются родители (94,2%), из них 85% родные родители. Из них 60% женщины, 39% мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).
Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.
В семье подросток усваивает поведенческие стереотипы разрешения жизненных ситуаций и определенные ценностные представления. Например, семья, столкнувшаяся с проблемой насилия в семье, в некоторой степени влияет на развитие инфантильных черт личности подростка, невротические расстройства психики. Но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к противонравственным действиям.
В связи с этим, я считаю, что проблема насилия в семье, в том числе над детьми, является актуальной проблемой в сегодняшней жизни людей. Каждый из нас может быть участником или просто очевидцем данной проблемы.
Объектом курсовой работы является насилие над детьми в семье, а также члены семьи, которыми совершается данное насилие.
Предметом исследования является причины, приводящие к насилию в семье, факторы, влияющие на семью в которой проявляется насилие, проблемы жестокого обращения внутри семьи
Целью курсовой работы является изучение и анализ насилия в семье, как проблемы социально-педагогического характера.
Задачи:
1) дать определение терминам «насилие» и «семья»
2)выявить и охарактеризовать такую социальную проблему как семейное насилие
3) установить проблемы жестокого обращения над детьми в семье, а также причины и последствия насилия над ребёнком
4)охарактеризовать насилие с точки зрения социальной проблемы
ГЛАВА 1.
Изучение насилия было
и остается областью, насыщенной полемикой.
Законность - второе измерение, по которому
различаются определения
Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания насилия:
Обычно выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва.
Насилие — интерактивный процесс. Для объяснения его необходимо учитывать поведение обеих сторон.
Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д. [9, с. 423]
Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие. Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного либо непреднамеренного ущерба, вреда.
В обществе установлены
«первичные» и «вторичные»
1.1.2. Определение понятия «семья»
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.
Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Множество существующих в литературе определений понятия «семья» можно условно разделить на три группы:
В первой группе определений акцент делается на то, что семья является малой социальной группой.
«Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Согласно энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода»
В социологическом
Современные исследователи
изучают семью как малую
Во второй группе определений акцент делается на понимании семьи как социального института, и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества. Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста
Третья группа определений
характеризует семью как
Подобное многообразие определений свидетельствует о сложности явления. Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом.
Семья и брак — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественным[4, с. 9].
Семья обычно рассматривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, противоположное часто оказывается истиной. Насилие широко распространено в семьях.
Домашнее насилие –
это реальное действие или угроза
умышленного физического, сексуального,
психологического или экономического
воздействия, принуждения со стороны
одного члена семьи по отношению
к другому с целью контроля,
запугивания или удовлетворения
своих потребностей. Домашнее насилие
– это повторяющийся с
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью, и до настоящего времени существует сопротивление социума обращению к этой проблеме. В общественном сознании и СМИ проблема насилия представлена в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая». Существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия, таких как: насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, существует определенный внешний вид и социальное положение граждан, подвергающихся насилию, и т. п.
Информация о работе Насилие в семье как социально-педагогическая проблема