Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 08:26, реферат
Исторический взгляд на брак.
Классификация семейно-брачных отношений.
Социальная сущность и функции семьи.
Кризис семьи и её будущее.
Проблемы семьи
Введение.
Проблемы семьи
изучаются особой областью социологии.
Проблематика исследований обширна
и разнообразна. Процессы распада
и формирования семьи, характер выполнения
ее основных функций, особенности взаимоотношений
супругов и причины семейных конфликтов
в семье, социальные и экономические
факторы, определяющие ее образ жизни,
- вот далеко не полный перечень лишь
основных вопросов, к которым обращаются
социологи.
Социология семьи
– одна из наиболее развитых областей
социологического знания. Только в
нашей стране библиография работ
по социологии семьи насчитывает
более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи
этой отрасли социологии – Э.К. Васильев,
А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С.
Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г.
Харчев и многие другие. Зарубежная
социология имеет давние традиции изучения
семьи. Наиболее известными специалистами
в данной области являются И. Най,
И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо,
А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция)
и др.
Семья – неотъемлемая
ячейка общества, и невозможно уменьшить
ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь
цивилизованное общество не обходились
без семьи. Обозримое будущее
общества также не мыслится без семьи.
Для каждого человека семья –
начало начал. Понятие счастья почти
каждый человек связывает, прежде всего,
с семьей: счастлив тот, кто счастлив
в своем доме.
Классическое
определение семьи гласит, что
семья - это малая социальная группа,
члены которой связаны браком,
родительством и родством, общностью
быта, общим бюджетом и взаимной
моральной ответственностью. Однако
всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Почему люди
живут семьями?
Семья – это
личное дело каждого или она как-то
связана с обществом?
Влияет ли семья
на общество или общество оказывает
“давление” на семью?
Всегда ли существовала
семья?
Сохранится ли
семья в будущем?
Выдержит ли
семья суровые испытания, которые
переживает наше общество сегодня?
Ведь сегодня
по статистике Россия по количеству разводов
стоит на первом месте (совсем недавно
обогнав США). Но на место разрушенных
браков вновь и вновь создаются
новые. Почему люди женятся и выходят
замуж? Чтобы ответить на эти вопросы,
рассмотрим семью как социальный
институт, социальную общность и малую
группу. И начнем, пожалуй, с экскурса
в историю, так как именно в
истории необходимо искать ответы на
волнующие вопросы.
Исторический
взгляд на брак.
Семья один из самых
древних социальных институтов. Она
возникла намного раньше религии, государства,
армии, образования, рынка.
К определению
природы и сущности семьи мыслители
прошлого подходили по-разному. Одна
из первых попыток определить характер
брачно-семейных отношений принадлежит
древнегреческому философу Платону. Патриархальную
семью он считал неизменной, исходной
общественной ячейкой: государства
возникают в результате объединения
семей. Однако Платон не был последователен
во взглядах на семью. В проектах “Идеального
государства” в целях достижения
сплоченности общества он предлагал
введение общности жен, детей и имущества.
Эта идея была не нова. Древнегреческий
историк Геродот в своей
Аристотель, критикуя
проекты “идеального
Подобная точка
зрения на семью господствовала продолжительное
время. Французский просветитель Жан-Жак
Руссо писал: “Самое древнее из всех
обществ и единственно
Философы античности,
средневековья и отчасти даже
нового времени выводят общественные
отношения из семейных отношений, обращают
основное внимание на отношение семьи
к государству, а не на характеристику
ее как особого социального
Семья представляет
собой более сложную систему
отношений, чем брак, поскольку она,
как правило, объединяет не только супругов,
но и их детей, а также других родственников
или просто близких супругам и
необходимых им людей.
У истоков утверждения
исторического взгляда на брак и
семью стоит швейцарский ученый
И. Бахофен (1816--1887), автор работы “Материнское
право”. Крупнейшей вехой на пути обоснования
эволюционных идей был труд американского
ученого Л. Моргана (1818-1881) “Древнее
общество”. Позднее обоснование
происхождения, и развития семьи
дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они
утверждали, что экономические отношения,
составляющие основу общественно-экономических
формаций, являются в то же время
и основой семьи. К. Маркс отмечал,
что “семья должна развиваться по
мере того, как развивается общество,
и должна изменяться по мере того, как
изменяется общество”. Энгельс показал,
что вместе с развитием общества
и семья, как его важнейшая
ячейка, под влиянием социально-экономических
условий переходит из низшей формы
в высшую. В. И. Ленин, также отметил,
что в развитии семьи определяющим
фактором были и будут социально-
Методологической
основой понимания причин, побуждающих
людей объединяться в семейные группы,
создавать устойчивые связи и
взаимодействия, выступают потребности
человека.
Классификация
семейно-брачных отношений.
В истории человечества
сменилось немало форм общественного
регулирования отношений между
полами. Одни из этих форм были характерны
для отдельных племенных
Обуздание полового
инстинкта началось с установления
первобытной общиной половых
табу – запретов, которые помогали
держать инстинкт в определенных
рамках.
Важным шагом
в регулировании половых
Эту санкцию
можно считать исторической границей
между добрачным состоянием общества,
когда половая жизнь людей
определялась только лишь их природой,
и браком как социально регулируемым
отношением между полами. С появлением
рода возникает и групповой брак.
Для ранней стадии первобытного строя
характерным считается дуально-
она возникла в
силу того, что от браков между кровными
родственниками рождались неполноценные
дети;
жизнь требовала
расширить социальные контакты, иметь
связь с другими человеческими
объединениями;
таким путем
можно было достичь внутри рода социального
мира, так как половые отношения
и сопровождающие их конфликты выносились
за его пределы.
Наиболее вероятной
причиной возникновения экзогамии
представляется сочетание всех этих
обстоятельств.
К групповому браку
относят и полигамию (многобрачие),
которая включает полигинию (многоженство)
и полиандрию (многомужество).
Полигиния –
мужчина состоит одновременно в
нескольких брачных союзах с несколькими
женщинами. Она была свойственна
преимущественно патриархату. Многоженство
в форме семьи гаремного типа
в ряде мусульманских стран (Пакистан,
Египет и др.) существуют и до сих
пор.
Полиандрия –
женщина состоит одновременно в
нескольких брачных союзах с разными
мужчинами.
Социальная сущность
и функции семьи.
Как уже выяснилось,
причиной, побуждающей людей объединяться
в семейные группы, выступают потребности
человека. Структура потребностей человека,
согласно модели американского психолога
А. Маслоу, делится на: 1) физиологические
и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные
потребности в безопасности своего
существования; 3) социальные потребности
в общении; 4) престижные потребности
в признании; 5) духовные потребности
в самореализации.
Используя объяснительные
возможности представленной структуры
потребностей, попробуем разобраться
в природе и социальных функциях
семьи.
В литературе времен
“застоя” принято считать, что основное
назначение семьи – удовлетворение
общественных, групповых и индивидуальных
потребностей. Являясь социальной ячейкой
общества, семья удовлетворяет ряд
его важнейших потребностей, в
том числе и в воспроизводстве
населения. В то же время она удовлетворяет
личностные потребности каждого
своего члена, а также общесемейные
(групповые) потребности. Из этого и
вытекают основные функции социалистической
семьи: репродуктивная, экономическая,
воспитательная, коммуникативная, организации
досуга и отдыха. Между ними существует
тесная взаимосвязь, взаимопроникновение
и взаимодополняемость.
Как нам кажется,
этого не достаточно, поэтому мы
обратимся к зарубежным социологам.
Сущность семьи
рассматривается, прежде всего, через
ее функции. Понятие “функции семьи”
отражает систему взаимодействия семьи
и общества, а также семьи и
личности. Под функциями семьи
понимается способ проявления активности
жизнедеятельности семьи и ее
членов.
1. Начнем с
репродуктивной функции семьи.
Эта функция выполняет две
задачи: общественную - биологическое
воспроизводство населения, и индивидуальную
- удовлетворение потребности в детях.
В ее основе - удовлетворение физиологических
и сексуальных потребностей, побуждающих
людей противоположных полов объединяться
в семейный союз. Противоположность полов,
по мнению Э. Дюркгейма, - это не только
базисное основание, на котором строится
брачный союз, но и основная причина нравственной
близости в семье. По мощности воздействия
на стабильность семейно-брачных отношений
она сильнее даже такого фактора, как кровное
родство. “Мужчина и женщина страстно
ищут друг друга именно потому, что они
различаются”. Э. Дюркгейм анализирует
отношения полов с позиций разделения
труда. Ограниченное вначале только сексуальными
функциями, оно постепенно распространилось
на многие Другие.
Функции женщины
и функции мужчины настолько
специализировались, что женщины
стали вести существование