Проблема насилия в истории философской мысли

Автор: w************@qq.com, 24 Ноября 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного основания. Знание этого свойства позволяет давать описание свойств внешнего мира и с помощью этого изменять природу, общество и мышление. Это позволяет понять явление, то есть узнать то общее, что образует данное множество явлений, и как это общее организует бытие каждого проявления этого явления.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………3
2.Понятие насилия …………………………………………………..4
3. Структура насилия………………………………………………...7
4. Диалектика насилия…………………………………………………8
5. Проблема насилия…………………………………………………..9
6.Список литературы ……………………………………………13

Работа содержит 1 файл

реферат по фил.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
реферат на тему : «Проблема насилия в истории  философской мысли » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                        Выполнила :  
                                                                 Проверила :  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 
2011

    СОДЕРЖАНИЕ 
    1.Введение……………………………………………………………3 
    2.Понятие насилия …………………………………………………..4

    3. Структура насилия………………………………………………...7 
    4.
    Диалектика насилия…………………………………………………8 
    5.
    Проблема насилия…………………………………………………..9

    6.Список  литературы ……………………………………………13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение. 

     Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного основания. Знание этого свойства позволяет  давать описание свойств внешнего мира и с помощью этого изменять природу, общество и мышление. Это позволяет понять явление, то есть узнать то общее, что образует данное множество явлений, и как это общее организует бытие каждого проявления этого явления.

     Так как философия доводит анализ любого явления до обнаружения предельно  широких множеств, это множества объективного и субъективного, т.е. любую проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и субъективного в пределах существования данного явления. Таким образом, мы должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из предельно широких множеств: материального или идеального.

     Также мы можем сформировать определение  понятия явления, исходя из определения  общества и человека.

     Кроме того, мы имеем возможность представить  структуру явления, исходя из определения структуры.

     Также, философия даёт нам аппараты исследования – с помощью диалектического  и метафизического подходов.

И наконец, полученные знания формируют и изменяют наше мировоззрение и методы исследования и преобразования мира. 
 

1.Понятие  насилия . 

Слово насилие  однокоренное со словом сила. Насилие  и есть факт наличия и применения или проявления силы. И если на вопрос — как вы относитесь к насилию? — в общем-то, напрашивается отрицательный  ответ, то на вопрос — как вы относитесь к силе? — ответ видится не таким уж однозначным. Ибо силе противоположно бессилие, а не мораль или добро. И если сила есть зло, то уж и бессилие не есть ценность положительная. 
В определении понятия насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским, другой — прагматическим.

Согласно первому, понятие насилия несет четко  выраженную негативную оценочную нагрузку, которую, впрочем, это слово имеет  уже в естественном языке; оно, кроме  того, употребляется в очень широком  значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, как ложь, ненависть, лицемерие и т. д. Насилие, по сути дела, прямо отождествляется (во всех его многообразных проявлениях) со злом вообще. При таком подходе возникают, как минимум, две трудности: во-первых, снимается проблема оправдания насилия, возможности его конструктивного использования; само понятие как бы предрешает проблему, с самого начала содержит в себе ответ на вопрос, который подлежит обсуждению. Во-вторых, отрицание насилия выглядит как сугубо моральная программа, вступающая в непримиримую конфронтацию с реальной жизнью. Не случайно, например, Л. Н. Толстой, который наиболее последовательно придерживался этой интеллектуально-духовной традиции, вкладывая в понятие насилия сугубо негативный и предельно широкий смысл, был одновременно радикальным критиком современной цивилизации, всех свойственных ей форм эгоизма и принуждения; для него, в частности, в плане отношения к насилию не было большого различия между разбойниками с большой дороги и законными монархами, а если и было, то никак не в пользу вторых.

Прагматический  подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу; насилием считается то, что, очевидно, является насилием — убийство, ограбление и пр. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.

Обычный довод  состоит в том, что насилие  оправдано в сравнительно малых  дозах,— в тех случаях, когда  оно предотвращает большее насилие, которое к тому же никаким иным способом предотвратить невозможно. На это следует прежде всего заметить, что не существует единицы измерения насилия. Проблема становится особенно безнадежной, когда речь идет об упреждении насилия. Толстой говорил: пока насилие не совершено, никогда нельзя с абсолютной достоверностью утверждать, что оно будет совершено и потому попытки оправдать одно насилие необходимостью предотвращения другого всегда будут логически уязвимыми и нравственно сомнительными. Насилие невозможно сосчитать, измерить, даже если его можно было бы охватить чисто внешним образом. На самом деле насилие не сводится к внешним своим проявлениям. Обозначить эту разницу, оставаясь в пределах строго объективистского определения, нельзя. Проблема отношения к насилию тем самым теряет нравственную напряженность.

Трудности, связанные  с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей власто-волевых отношений между людьми. Кант в «Критике способности суждения» определял силу как «способность преодолеть большие препятствия. Та же сила называется властью (Gewalt), если она может преодолеть сопротивление того, что само обладает силой». По-другому , власть в человеческих взаимоотношениях можно было бы определить как принятие решения за другого, умножение, усиление одной воли за счет другой. Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными: а) некое реальное превосходство в состоянии воли : типичный случай — патерналистская власть, власть отца; б) предварительный взаимный договор : типичный случай — власть закона и законных правителей; в) насилие : типичный случай — власть оккупанта, завоевателя, насильника. Так вот, насилие — не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Насилие есть узурпация свободной воли. Оно есть посягательство на свободу человеческой воли.

При таком понимании  понятие насилия приобретает  более конкретный и строгий смысл, чем если просто отождествлять его  с властью или трактовать как  вообще разрушительную силу. Оно позволяет  насилие как определенную форму общественного отношения отличать, с одной стороны, от инстинктивных природных свойств человека: агрессивности, воинственности, плотоядности, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и правового. Вместе с тем преодолевается свойственная этическому абсолютизму аксиологическая ловушка и вопрос об оправданности насилия остается открытым для рационально аргументированного обсуждения.

Проблема оправданности  насилия связана не вообще со свободой воли, а с ее нравственной определенностью, с ее конкретно-содержательной характеристикой в качестве доброй или злой воли. Когда говорят об оправданности насилия, то обычно рассматривают только один аспект — против кого оно направлено. Но не менее важна и другая сторона — кто бы мог, имея достаточные основания, осуществить насилие, если бы мы признали, что в каких-то случаях оно вполне оправданно. Ведь недостаточно решить, кто может стать жертвой. Надо еще ответить, кто достоин стать судьей. Вообще надо заметить, что самый сильный и никем до настоящего времени не опровергнутый аргумент против насилия заключен в евангельском рассказе о женщине, подлежащей избиению камнями. Кто, какой святой может назвать нам преступников, подлежащих уничтожению? И если кто-то берет на себя это право судить, то что мешает другим объявить преступниками их самих? Ведь вся проблема возникает из-за того, что люди не могут прийти к согласию по вопросу о том, что считать злом, а что — добром, не могут выработать безусловные, всеми признаваемые критерии зла. И в этой ситуации нет другого позитивного, сохраняющего жизнь выхода, кроме как признать абсолютной ценностью самою жизнь человека и вообще отказаться от насилия. В свое время Эрнст Геккель, основываясь на естественных законах борьбы за существование, пытался обосновать справедливость и благотворность смертной казни, как он выражался, «неисправимых преступников и негодяев». Возражая ему, Л. Н. Толстой спрашивал: «Если убивать дурных полезно, то кто решит: кто вредный. Я, например, считаю, что хуже и вреднее г-на Геккеля я не знаю никого, неужели мне и людям одних со мною убеждений приговорить г-на Геккеля к повешению?» 
 
 
 

2.Структура  насилия. 

     Анализ  структуры явления начнем, прежде всего, с соотнесения материальной и идеальной сферы его существования.

     Насилие – явление материальное, т. к. носителем насилия является человек. Взаимодействие конкретных объектов окружающего мира (людей) происходит посредством этого явления. Насилие идеально в том смысле, что оно мешает пониманию, сужает возможности отражения конкретного человека.

     На  основе взаимодействия материального  и идеального аспектов насилия проанализируем структуру насилия.

     Выделим субъект и объект насилия, т.е. носителя насилия и то, на что оно направлено. Субъектом насилия является человек, который его совершает.

     Объектом  насилия является другой человек, а  как результат насилия – помеха для вложения вклада этого человека в общественное производство жизни.

     Теперь  выделим взаимосвязь элементов. Взаимодействие между субъектом  явления насилия и объектом есть реакция этого объекта на субъект.

     Структура явлений психологического и физического  насилия незначительно различается.

     Таким образом, структура явления:

     Человек А совершает насилие над человеком  B.

     Человек В делает меньший вклад в общественное производство жизни.

     С развитием общества происходит изменение  структуры насилия: преобладающая  роль переходит к психологическому насилию. В настоящее время мы наблюдаем именно это: масс-медиа старается создать информационный хаос, скрывая от нас объективную действительность.

     Насилие в человеческом существовании –  явление временное, т. к. если это не так, то в конце концов любое общество исчезнет, а чтобы выжить каждый в обществе должен быть человеком и делать как можно больший сознательный вклад в общественное производство жизни. 

     3.Диалектика насилия 

     Диалектика  – это наука о наиболее общих  законах развития и основанного  на этом метод познания и преобразования внешнего мира, т.е. диалектика – это наука о развитии. Подход к изучению явления диалектика выражает как его рассмотрение с точки зрения борьбы и единства противоположных сторон, т.е. явление есть результат взаимосвязи противоположностей.

     Форма насилия постоянно менялась – от первобытного до нашего времени. Другое дело форма насилия в разных социальных группах, будь то семья или школа. В явлении насилия можно найти то исходное свойство, которое будет выстраивать взаимосвязь остальных.

     Рассмотрим  с точки зрения взаимосвязи противоположностей.

     Основное  противоречие содержится во взаимодействии. Исходя из определения, данного нами, то противоречием в явлении является взаимодействие того, что помогает делать человеку сознательный вклад  в общественное производство жизни, и тем, что мешает делать ему этот вклад. Это противоречие до сих пор движет развитием насилия.

Информация о работе Проблема насилия в истории философской мысли