Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа
Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия
Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого-либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. В последнее время возросло насилие в семье, которое, как правило, проявляется как жестокое обращение с детьми и подростками.
Жестокое обращение с детьми и подростками, как правило, происходит в следующих группах семей: алкоголики и наркоманы; малообеспеченные семьи; семьи, в которых один из родителей или оба безработные. Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети.
Обращаясь к статистическим данным, видно, что в 2002 г. в результате насилия погибли 3227 детей, тяжкий вред здоровью причинен 3918 несовершеннолетним. По информации Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. 10% детей умирают от полученных побоев.
Интересно
отметить, что эффективность защиты
от насилия зависит от комплекса
различных мероприятий. В России
работа по предотвращению насилия в
семье осуществляется специализированными
службами. Например, кризисные центры,
убежища стационарного и
Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1.Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
В
последние десятилетия
Жестокое
отношение к детям и
подросткам пронизывает всю историю
развития человечества, тенденция роста
насильственных действий в отношении
ребенка отмечается и сегодня
во всем мире. Вплоть до IV века н. э. детоубийство
не считалось в обществе нарушением
правовых и моральных норм. Именно
христианство принесло в историю
человечества новое мировоззрение
и новое отношение к детям.
Умерщвление детей стало рассматриваться
европейским законом как
Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей - их убийц. Однако в христианизированной Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям и подросткам .
Тема
насилия против детей и
подростков стала активно обсуждаться
в XIX веке во время процесса индустриализации,
когда семья фактически потеряла
функцию защиты ребенка и
сама стала эксплуатировать его,
отправляя на работу , лишая образования,
нормальных условий развития и
перспектив на будущее. В то время
старшие дети были просто обречены
на добывание средств
В
1924 году Лига Наций принимает Женевскую
декларацию, призывающую мужчин и
женщин всего мира создавать ребенку
условия для его нормального
духовного и физического
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Всеобщую декларацию прав человека», провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и то, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Декларацию прав ребенка», где предусматриваются наиболее важные принципы:
- ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
-
равенство прав всех без
-
ребенок имеет права
-
ребенок «...для полного и
-
на обществе и органах публичной
власти должна лежать
Начиная со второй половины XX века появляются новые подходы к изучению данного явления. Так, в 1961 году X. Кемпе (Henry Kempe) предложил свою концепцию «синдрома битых детей », где описал педиатрические, психиатрические и правовые аспекты насилия над детьми . Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Ж. Гарверино (концепция «синдрома детей , битых в психологическом смысле») и исследованиях Е. Триве-Бекер. Важным в этих исследованиях является обращение к теме психологического насилия над детьми в семье и его последствий для дальнейшей судьбы ребенка.
Научное
изучение насилия в семье
началось в шестидесятые годы, с
концентрации внимания на проблемах
детей и подростков . Надо
отметить, что еще в 19 столетии в
США плохое обращение с детьми
было предметом общественной озабоченности.
Но большинство людей были убеждены
в том, что насилие в семье
- явление крайне редкое, характерное
для небольшой части населения
и порождается определенным психологическим
нарушением. В семидесятые годы в
Америке и Европе получили широкое
признание идеи равноправия мужчин
и женщин в браке и на работе
. В 70 -80-х годах возрастает общественная
осведомленность о семейной жестокости,
супружеское насилие и
насилие над детьми признается
недопустимым. В Канаде домашнее
насилие также «высвечивается»
на фоне общей кампании за равенство
полов. Проблема насилия в семье
постепенно открылась для канадского
общества благодаря усилиям
В Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Им занимались только криминологи и другие специалисты при изучении преступлений, совершенных в семейно-бытовой сфере. Обсуждение этой проблемы на государственном уровне было своего рода табу. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в стране, где в уголовно-правовой доктрине приоритетными объектами защиты были государственные интересы и государственная собственность.
Как правило, изучение насилия в семье сводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьями Уголовного кодекса. О многогранности этого социального явления, проявляющегося в различных формах, лишь упоминалось в контексте взаимосвязи с физическим насилием.
Публично
о насилии в семье заговорили
совсем недавно. В 1993 году по инициативе
женских общественных организаций
в печати появились первые публикации,
посвященные этой проблеме. Именно
благодаря женскому движению в России,
так же как и в других странах,
создаются первые телефоны доверия,
кризисные центры, убежища и
приюты для пострадавших от домашнего
насилия . «Завеса молчания» была
сорвана, и широкая общественность
узнала, что 30-40% всех тяжких насильственных
преступлений совершаются в семье.
Каждый год около двух миллионов
детей и подростков избиваются
родителями. Для 10% этих детей
и подростков побои заканчиваются
смертью, и две тысячи детей
и подростков кончают жизнь
самоубийством. Более 50 тысяч детей
и подростков в течение
года уходят из дома, спасаясь от родителей.
Лица, погибшие и получившие телесные
повреждения на почве семейно-бытовых
конфликтов, прочно занимают первое место
среди различных категорий
В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году (Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, № 45, 1990 г.). «Конвенция о правах ребенка» занимает особое место в силу ряда причин: