Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа
Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия
Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы
В конце 1960-х, в ответ на возрастающее национальное внимание к проблеме насилия над детьми, все штаты приняли законодательство, защищающее детей от произвола родителей. Такие законы требуют от профессионалов (типа врачей, социальных работников, адвокатов, администраторов больниц, школьных администраторов, медсестер и дантистов) сообщать о случаях насилия над детьми в определенные агентства, например, в полицию или службу социальной помощи.
Истинные масштабы насилия над
детьми неизвестны. Точные данные
получить трудно, по крайней мере,
по двум причинам: отказ граждан
и профессионалов сообщать о
таких случаях и нежелание
пострадавших детей говорить
об этом. Многие избитые дети,
полагая, что их наказание
Драматический результат
Заброшенность детей. В отличие от насилия над детьми, пренебрежение родительскими обязанностями это, скорее, проблема упущений. Специфические типы пренебрежения к детям включают следующее: 1) отказ от детей; 2) отсутствие внимания к детям, даже если они живут в грязи, без необходимой одежды и пищи, предоставлены сами себе; 3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях ; и 4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания. Заброшенным детям уделяется гораздо меньше внимания со стороны общества, чем детям, подвергающимся насилию. Часто родителями заброшенных детей бывают люди с отклонениями в психике или образе жизни, социально изолированные, представители бедных слоев населения или маргиналы.
Влияние домашнего насилия на судьбу ребенка трагично.
Одна из тенденций текущего столетия - неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. Основной причиной возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», эмоциональное перенапряжение - стресс.
Среди
наиболее уязвимых в этом отношении
возрастных групп на первое место
уверенно выходят дети и подростки.
Именно они в первую очередь страдают
от неблагоприятного состояния семей
(частота систематически конфликтующих
и разведенных родителей, отсутствие
или крайняя недостаточность
семейных традиций, осознанная или
вынужденная эмансипация
В последние годы особое внимание стало уделяться последствиям сексуального насилия, совершаемого родителями над своими детьми. Этот феномен (инцест), как и жестокое обращение с детьми, известен в международной литературе под обобщенным названием «притеснение». Так, по данным статистики, в 1993 году в норвежских школах от притеснения страдали 15% детей, в Англии - 23%, в США - около 25%. Во всех этих случаях были выявлены психогенные расстройства. Распространенность этих состояний среди школьников в разных регионах России, обследованных сплошным (эпидемиологическим) методом, составляет около 34,04%. При этом подавляющее большинство составляют невротические реакции. [6, c. 25].
Спектр
клинических форм этих расстройств
в детском и подростковом возрасте
очень широк, разнообразен, но далеко
не все формы хорошо известны даже
специалистам. Важным обстоятельством,
заставляющим обращаться к этой теме,
является значительное возрастное своеобразие
клиники этих болезненных состояний,
незнание которой приводит к диагностическим
ошибкам. Здесь необходимо подчеркнуть,
что для рассматриваемого возраста
характерны особые клинические формы,
присущие только этому периоду. Как
пишет семейный психолог С.Ю. Прохоров,
это маскированные (скрытые) состояния
или расстройства, проявляющиеся
внешне как соматические заболевания.
Большинство авторов
2.1.Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия.
В случаях, когда жертвой
Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе. Поэтому необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.
Важная особенность концепции помощи жертвам насилия: «Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все участники которого — жертвы в настоящем или прошлом». Такой подход позволяет работать недирективными методами, формируя мотивацию. Ни законодательство, ни общественное мнение не , обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. Родители часто не осознают факт жестокого обращения с ребенком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы как ребенка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Работа выполняется командой специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы, — сотрудниками психолого-меди-ко-социального центра, с привлечением социальных работников школы и муниципалитета.
Работа с родителями по поводу жестокого обращения с детьми. Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.
Изучение детского опыта этих родителей, как правило, выявляет серьезные проблемы в их собственном детстве. Они также испытывали моральное или физическое насилие со стороны своих родителей, и в общении со своим ребенком они снова и снова воссоздают ситуацию своего детства, не умея расстаться с ней. Вторая особенность этих родителей является прямым следствием вышеизложенного. Они не умеют быть «хорошими родителями», то есть не понимают своих детей, эмоционально отстранены, не знают, как выразить позитивные чувства, и имеют бедный поведенческий репертуар. Третья особенность — они не имеют позитивных целей воспитания ребенка, их действия непоследовательны, хаотичны. Таким образом, имеется следующий набор нарушений в семье, с которыми необходимо работать для прекращения насилия:
-травматический опыт родителей в детстве;
- отсутствие четких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего;
- преобладание деструктивных паттернов общения в семье;
- отсутствие навыков конструктивного взаимодействия;
- внутриличностные нарушения ребенка.
Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:
-
с учетом информации, выявленной
на первичном приеме, определяются
такие цели терапии, как
- на основании вышеописанного составляются следующие блоки программы.
а ) установление доверия с матерью и, опосредованно, с ее родителями;
б)
формирование у них ожидания позитивных
перемен в результате психологической
работы с ребенком, то есть мотивации
на то, чтобы они привозили его
в кризисный центр в течение
длительного времени и
2. Расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога. Мать может обратится за помощью к свекрови.
3. Психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.
5. Индивидуальная психотерапия матери. [7, c.115-117].
Если семья обратилась по поводу учебных проблем ребенка или направлена социальными работниками школы или муниципалитета, подозревающими факт жестокого обращения, то как правило, родители, которых пытается обязать явиться муниципальный отдел охраны прав ребенка по статье о пренебрежении родительскими обязанностями, не приходят к социальному работнику кризисного центра. Поэтому работа с такой семьей иногда начинается с совещания между социальными работниками муниципалитета школы, где учится ребенок, и с социальным педагогом. Анализируется имеющаяся информация о ребенке и семье и вырабатывается формулировка проблемы, которая может мотивировать семью начать работу. Психосоциальная помощь может осуществляться в соответствии со следующими этапами:
1. Первичный прием социального педагога кризисного центра. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей первичной мотивации для психологических изменений, долгосрочной работы с консультантами, психологическая поддержка ребенка.
2. Совещание специалистов центра и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.
3. Индивидуальная психотерапия ребенка. Проработка травматических переживаний, работа с посттравматическими расстройствами, формирование позитивной Я-концепции, коррекция в эмоциональной и потребностно-мотивационной сферах.
4. Индивидуальная психотерапия родителей. Проработка травматических детских впечатлений, формирование позитивной Я-концепции.
5. Групповая психотерапия родителей. Формирование позитивных целей.
6.
Тренинги с детьми. Дальнейшая
эмоциональная коррекция.
7. Тренинг для родителей. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.
На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью. Подбадривают, мотивируют, настаивают, интересуются состоянием дел ребенка и родителя, подчеркивая интерес и уважение к личности (но не к проблемному поведению) и веру в существование ресурсов семьи. Устраиваются совещания специалистов Центра с привлечением социальных педагогов школы и муниципалитета для отслеживания динамики изменений и поддержки ребенка в его реальной малой группе. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом, стойкие изменения формируются за полтора-два года работы. По истечении этого периода семье удается мобилизовать собственные ресурсы и достичь позитивных изменений.[7, c.120-121].
Эффективность проведенной работы оценивается по следующим
критериям:
А. Сравнение данных психодиагностического обследования ребенка до и после работы:
1. Наличие адекватной самооценки.
2. Снижение уровня тревоги.
3.
Улучшение социометричского
Б. Сравнение данных психодиагностического обследования детско-родительских отношений до и после работы: