Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа
Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1.	Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2.	Рассмотреть формы насилия над детьми  и подростками.
3.	Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4.	Выяснить какая психосоциальная  помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия
Введение
1.	Насилие над детьми и подростками в  семье
1.1.	Феномен насилия  и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2.	Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2.	Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1.	Психосоциальная помощь  детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2.	Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы
Есть семьи, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.
       1. 
Страхи. Дети из семей, где 
       2. 
Внешние проявления поведения. 
Дом, в котором прибегают к 
насилию, совершенно 
       3. 
Неспособность выразить 
       4. 
Вовлечение в борьбу родителей.
       5. 
Защитник матери. Многие дети 
из семей, где практикуется 
насилие, вовлекаются в 
       6. 
Разочарования. Жизнь в семье, 
где практикуется насилие, 
       7. 
Чувство, "заслуженности" жестокого 
обращения. Многие матери, которые 
не хотят настраивать детей 
против своих отцов, пытаются 
найти им оправдание. Ребенок, 
видит мать в синяках и со 
следами побоев, и ему говорят: 
"Все в порядке детка, папочка 
нас действительно любит", приходит 
к выводу, что быть любимым 
означает испытывать 
       8. 
Изоляция. В большинстве семей, 
в которых прибегают к насилию,
Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка. [6, c. 19-21].
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
       - 
внешние повреждения, имеющие 
специфический характер (отпечатки 
пальцев, ремня, сигаретные 
       - 
повреждения внутренних 
Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
       - 
стремление скрыть причину 
       - 
плаксивость, одиночество, 
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
- повреждения областей половых органов;
       - 
заболевания, передающиеся 
- беременность.
Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:
- ночные кошмары, страхи;
       - 
несвойственные характеру 
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка;
       - 
проституция, беспорядочные 
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
       К 
психической форме насилия 
       - 
открытое неприятие и 
       - 
угрозы в адрес ребенка, 
       - 
замечания, высказанные в 
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
       - 
однократное грубое 
Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
       - 
задержка физического и 
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
       - 
различные соматические 
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
       - 
длительно сохраняющееся 
- агрессивность;
       - 
склонность к уединению, 
- плохая успеваемость.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
       К 
пренебрежению элементарными 
       - 
отсутствие адекватного 
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:
- утомленный, сонный вид;
       - 
санитарно-гигиеническая 
       - 
отставание в физическом 
       - 
частая вялотекущая 
- задержка речевого и моторного развития.
       Заброшенность 
ребенка можно заподозрить при 
следующем состоянии и 
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требования ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость
       - 
агрессивность и 
       - 
антиобщественное поведение, 
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
       - 
наличие в семье больного 
       - 
безработица, постоянные 
       - 
постоянные супружеские 
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.
- нежеланный ребенок;
       - 
умственные или физические 
- “трудный” ребенок.
       Любой 
вид жестокого обращения с 
детьми нарушает физическое и психическое 
здоровье ребенка, мешает его полноценному 
развитию. Статья 19 Конвенции ООН 
о правах ребенка гласит: “Государства-участники 
принимают все необходимые