Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа
Цель данного реферата – всесторонне изучить проблему домашнего насилия над детьми и подростками.
Задачи:
1. Рассмотреть феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье.
2. Рассмотреть формы насилия над детьми и подростками.
3. Рассмотреть основные положения социальной защиты детей и подростков, подвергшихся насилию в семье.
4. Выяснить какая психосоциальная помощь оказывается детям и подросткам – жертвам насилия
Введение
1. Насилие над детьми и подростками в семье
1.1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками в семье
1.2. Формы жестокого обращения с детьми и подростками в семьях
2. Социальная работа с детьми и подростками, пережившими насилие в семье
2.1. Психосоциальная помощь детям и подросткам - жертвам домашнего насилия
2.2. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье
Заключение
Список литературы
Есть семьи, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.
1.
Страхи. Дети из семей, где
2.
Внешние проявления поведения.
Дом, в котором прибегают к
насилию, совершенно
3.
Неспособность выразить
4.
Вовлечение в борьбу родителей.
5.
Защитник матери. Многие дети
из семей, где практикуется
насилие, вовлекаются в
6.
Разочарования. Жизнь в семье,
где практикуется насилие,
7.
Чувство, "заслуженности" жестокого
обращения. Многие матери, которые
не хотят настраивать детей
против своих отцов, пытаются
найти им оправдание. Ребенок,
видит мать в синяках и со
следами побоев, и ему говорят:
"Все в порядке детка, папочка
нас действительно любит", приходит
к выводу, что быть любимым
означает испытывать
8.
Изоляция. В большинстве семей,
в которых прибегают к насилию,
Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка. [6, c. 19-21].
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
-
внешние повреждения, имеющие
специфический характер (отпечатки
пальцев, ремня, сигаретные
-
повреждения внутренних
Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
-
стремление скрыть причину
-
плаксивость, одиночество,
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
- повреждения областей половых органов;
-
заболевания, передающиеся
- беременность.
Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:
- ночные кошмары, страхи;
-
несвойственные характеру
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка;
-
проституция, беспорядочные
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К
психической форме насилия
-
открытое неприятие и
-
угрозы в адрес ребенка,
-
замечания, высказанные в
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
-
однократное грубое
Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
-
задержка физического и
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
-
различные соматические
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
-
длительно сохраняющееся
- агрессивность;
-
склонность к уединению,
- плохая успеваемость.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К
пренебрежению элементарными
-
отсутствие адекватного
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:
- утомленный, сонный вид;
-
санитарно-гигиеническая
-
отставание в физическом
-
частая вялотекущая
- задержка речевого и моторного развития.
Заброшенность
ребенка можно заподозрить при
следующем состоянии и
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требования ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость
-
агрессивность и
-
антиобщественное поведение,
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
-
наличие в семье больного
-
безработица, постоянные
-
постоянные супружеские
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.
- нежеланный ребенок;
-
умственные или физические
- “трудный” ребенок.
Любой
вид жестокого обращения с
детьми нарушает физическое и психическое
здоровье ребенка, мешает его полноценному
развитию. Статья 19 Конвенции ООН
о правах ребенка гласит: “Государства-участники
принимают все необходимые