Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Постиндустриальное общество
В
ходе научно-технической революции
наука превращается в непосредственную
производительную силу, всеобщие производительные
силы становятся ведущим элементом
системы производительных сил. Если
после неолитической революции сложилась
постприсваивающая, производящая экономика,
основой которой было сельское хозяйство,
а результатом промышленной революции
стало возникновение постаграрной экономики,
основу которой составляла первоначально
легкая, а позднее тяжелая промышленность,
то в ходе НТР возникает постиндустриальная
экономика. Центр тяжести переносится
в непроизводственную сферу. В середине
80-х годов уже свыше 70% населения США было
занято в сфере услуг. Если в аграрной
экономике ведущим элементом была земля,
а в индустриальной —капитал, то в современной
—лимитирующим фактором становится информация,
накопленные знания.
Новые технологии стали результатом труда
уже не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых
интеллектуалов». Итог их деятельности
—революция в сфере телекоммуникаций.
Если вХ1Х —первой половине XX в. главной
формой коммуникации были газеты, журналы,
книги, к которым затем добавились телефон,
телеграф, радио и телевидение, то в настоящее
время все они вытесняются средствами
компьютерной связи. Знания и информация
становятся стратегическими ресурсами.
Это приводит прежде всего к существенным
изменениям в территориальном размещении
производительных сил. В доиндустриальную
эпоху города возникали на пересечениях
торговых путей, в индустриальную—вблизи
источников сырья и энергии, технополисы
постиндустриальной эпохи вырастают вокруг
научных центров и крупных исследовательских
лабораторий (Кремниевая долина в США).
В развитых странах происходит сужение
собственно материального производства
при одновременном стремительном росте
«индустрии знаний». Таким образом, предпосылки
будущего общества создаются не только
и даже не столько в материальном, сколько,
по словам К. Маркса, по ту сторону материального
производства..
Научно-техническая революция создает
предпосылки для развития отношений свободной
индивидуальности. Они знаменуют этап,
отрицающий и отношения личной зависимости,
и отношения вещной зависимости, выступающий
как отрицание отрицания. Отношения личной
зависимости существовали в условиях
господства естественных производительных
сил. Они характеризовали такой этап развития
человечества, когда индивид мог развиваться
лишь в рамках ограниченного, локального
коллектива, от которого он зависел. Отношения
личной независимости, основанной на вещной
зависимости, знаменовали такой уровень
развития, когда под влиянием общественного
разделения труда происходит обособление
производителей и они уже не нуждаются
в той или иной форме естественно сложившейся
или исторически развившейся коллективности,
перерастают ее рамки. Однако вместе со
становлением всемирных отношений и универсальных
потребностей развивается всесторонний
процесс овеществления производственных
отношений, происходит отчуждение сущностных
сил от работника, превращение их в чуждую,
господствующую над ним силу. Отношения
свободной индивидуальности знаменуют
этап гармоничного единения человека
и природы, самоконтроль человечества
и его общественных сил, интеллектуальный
прогресс мировой цивилизации.
Личность выступает как самоцель общечеловеческого
развития. Одновременно личность является
главным орудием прогресса.
Выбор цели, пути ее достижения, а также
организация непосредственного трудового
процесса в постиндустриальном обществе
становятся не технологической, а гуманитарной
задачей. Это обусловливает высокую степень
самостоятельности каждого человека,
придает труду подлинно свободное творческое
содержание. Сейчас очевидно главное:
как рыночное хозяйство выработало соответствующий
ему тип человека — «homo economicus», так и постиндустриальному
обществу будет соответствовать своя
форма социальности - свободная индивидуальность.
16) Социальные изменения как способ организации общества.
Понятием «социальные
изменения» обозначаются различные
перемены, происходящие в течение некоторого
времени внутри социальных систем и во
взаимоотношениях между ними.
1. Изменения, касающиеся структур различных
социальных образований, или структурные
социальные изменения. Такие изменения
предполагают перемены в рамках существующих
структур, а также и образование новых
социальных структур.
2. Изменения в социальных процессах. С
определенной долей условности их можно
назвать процессиальными социальными
изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем
изменения, происходящие в сфере социальных
взаимодействий и взаимоотношений между
различными общностями, общностями и институтами,
общественными структурами и личностью
и т. д.
3. Изменения, касающиеся функций различных
социальных систем, институтов, организаций.
Их можно назвать функциональными социальными
изменениями. Этот вид изменений также
включает изменения уже существующих
функций, равно как и" возникновение
новых функций каких-либо социальных субъектов.
4. Изменения в духовной сфере — сфере
мотиваций индивидуальной и коллективной
деятельности, или мотивационные социальные
изменения.
Так что изменения одного вида или в одной
сфере общества в общем и целом воздействуют
на изменения других видов или в других
сферах общества, но это воздействие не
является ни автоматическим, ни однозначно
предсказуемым. Поэтому каждая ситуация,
каждый случай общественных перемен требуют
всестороннего и детального конкретного
анализа всей совокупности взаимодействующих
факторов.
Вместе с тем следует иметь в виду, что
непосредственно социальные изменения
взаимосвязаны с другими изменениями,
происходящими в обществе, — экономическими,
политическими, технологическими и т.
д.
17) Социальная стратификация и социальная мобильность.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых. Социальная стратификация возникает по поводу общественного разделения результатов труда, т. е. социальных благ. Четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж.
Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.
Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения президента России распространяются на 150 млн. человек, а решения бригадира — на 7 — 10 человек.
Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель, престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Шкалы престижа обладают устойчивостью.
Крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли отнесли к высшей страте общества. Страта — это социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.
Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию Питирим Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий — подчиненный. У них разные социальные ранги.
В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса — рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали противоположные классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения Карла Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.
Как бы ни называли классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные. Неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
В
социальной стратификации имеет
тенденцию наследование позиций.
Действие принципа наследования позиций
приводит к тому, что далеко не все способные
и образованные индивиды имеют равные
шансы занять властные, обладающие высокими
принципами и хорошо оплачиваемые позиции.
Здесь действуют два механизма селекции:
неравный доступ к подлинно качественному
образованию; неодинаковые возможности
получения позиций в равной степени подготовленными
индивидами.
Социальная
стратификация обладает традиционным
характером. Поскольку при исторической
подвижности формы ее сущность, то
есть неравенство положения разных
групп людей, сохраняется на протяжении
всей истории цивилизации. Даже в примитивных
обществах возраст и пол в сочетании с
физической силой был важным критерием
стратификации.
Социальная мобильность.
Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.
Различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой- либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
В
целом социальная мобильность общества
– противоречивый процесс. Если сложное
общество позволяет индивидам относительно
свободно миновать барьеры между социальными
классами и слоями, то это вовсе не означает,
что всякий индивид, обладающий талантами
и мотивацией, может безболезненно и легко
двигаться по ступеням лестницы социального
восхождения. Мобильность всегда трудно
переносится всеми индивидами, так как
им приходится адаптироваться к новой
субкультуре, налаживать новые связи и
бороться со страхом потерять свой новый
статус. Вместе с тем для сложного общества
открытый путь наверх, большое число достигаемых
статусов - единственный путь развития,
ибо в противном случае возникают социальные
напряжения и конфликты.