Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Нередко социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т. е. Играют позитивную роль. Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К. Ф. Германа (1824). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа «Социальная физика» (1835) франко-бельгийского ученого - математика-статистика Л. А. Кетле, который, опираясь на статистический анализ, пришел к выводу в том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступление, обусловленные его организацией.
Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. В 30-е гг. исследования, проведенные представителями Чикагской школы социологии, обнаружили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самыми преступными оказались районы, характеризуемые высокой степенью социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.
Преступность - отражение пороков человечества, и до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Поэтому необходимо сосредоточиться на реальной задаче - снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.
Алкоголизм. Опьяняющие напитки известны человечеству с давних пор. Они изготавливались из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепких спиртных напитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после открытия промышленного способа получения этилового спирта. Именно это сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России стала быстро входить в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации - проблему алкоголизма.
Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, способов времяпрепровождения и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связаны с пьянством.
Изучение
различных аспектов потребления
алкоголя и его последствий представляет
большую сложность. При анализе
алкогольной ситуации и ее динамики,
как правило, используют три группы
социологических показателей
·
уровень употребления алкоголя на душу
населения и структура
· характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного;
· ущерб, причиняемый пьянством экономике и обществу.
В модели алкогольного потребления учитываются следующие характеристики:
· показатель уровня потребления алкоголя в сочетании с данными о структуре потребления;
· регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи;
· численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно;
·
распределение потребления
· поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения в социокультурных и этнических группах.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления:
1.
ограничение доступности
2.
усилия, направленные на уменьшение
потребности в алкоголе, улучшение
социальных и экономических
Крайний вариант первого направления - попытки введения «сухого закона» на территории некоторых стран (Англия, США, Финляндия, Россия), но они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя - не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Успешное решение проблемы преодоления пьянства и алкоголизма требует учета экономического, социального, культурного, психологического, демографического, юридического и медицинского аспектов.
Наркомания (от греч. narke - оцепенение и mania - бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненным к ним веществ без медицинских показаний; злоупотреблением наркотиков и болезненным (привычным) их потреблением. Международная Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматривает вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушение моторных функций, мышления, поведения, восприятия, галлюцинации или изменение настроения. Наркомания - это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные» наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.
Суицид - намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.
В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали, самоубийство - тяжкий грех), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии (обычай сати) или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что суицидное поведение провоцирует специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.
Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы: весенне-летний пик и осенне-зимний спад (отмечены еще Э. Дюркгеймом); рост количества самоубийств во вторник и снижение в среду - четверг; конец недели больше опасен для мужчин. Соотношение между самоубийцами мужчинами и женщинами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы; так, самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.
Европейский тип объясняется неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городов по числу самоубийств лидируют малые и средние.
Азиатский тип определяется национально-религиозными традициями, особенностями межличностных отношений, большим количеством многодетных семей, урбанизацией.
Наконец,
несомненна связь суицидного поведения
с другими формами социальных
отклонений, например с пьянством. Судебными
экспертами установлено, что 68 % мужчин
и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь
в состоянии алкогольного опьянения. На
учете, как хронические алкоголики, состояли
12 % совершивших самоубийство мужчин и
20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь.
24)
Социальные и нравственные
проблемы формирования
личности в российской
семье.
Ребенок
обычно довольно точное отражение той
семьи, в которой он растет и развивается.
Семья во многом определяет круг его
интересов и потребностей, взглядов
и ценностных ориентации. Семья предоставляет
условия для развития природных задатков.
Нравственные и социальные качества личности
также закладываются в семье.
Любая деформация семьи приводит к негативным
последствиям в развитии личности ребенка.
Можно выделить два типа деформации семьи:
структурную и социальную.
Структурная
деформация семьи есть не что иное,
как нарушение ее структурной
целостности, что в настоящее
время связывается с
В ходе проведенного
в марте 2005 года в г. Курске социологического
исследования было установлено, что для
нормального социального развития ребенка
необходимо, чтобы он в непосредственной
близости видел примеры жизненной роли
- мужской и женской. Это обязательное
условие мужской идентификации у мальчиков
и женской у девочек, которая наступает
позже. И если отец (или мать) воспитывают
ребенка в одиночку, то он (или она) должен
дать сыну или дочери достаточно стимулов,
как из мужского, так и из женского мира,
для чего одинокому родителю придется
перешагнуть границы своей половой принадлежности,
то есть выступать сразу в двух лицах или
двух ролях, что сделать очень сложно.
В неполной семье сложнее сформировать
у ребенка правильную социально-половую
идентификацию. Модели для такой идентификации
ребенок вынужден искать вне семьи, и сложность
в том, есть ли она поблизости и какого
качества.
Несомненной является
На основании данных исследования можно
заключить, что к числу наиболее важных
факторов формирования гармоничной личности,
по нашему мнению, относятся:
1) внутрисемейные отношения (между супругами,
родителями и детьми);
2) нравственный пример родителей;
3) организация жизнедеятельности семьи;
4) уровень культуры родителей и их образования;
5) степень ответственности родителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что
в условиях социально-экономического
кризиса и ухудшения жизни населения проблемы
формирования личности ребёнка в семье
достигли предельной остроты, и их решение
стало жизненно необходимым.
25)
Личность как объект
и субъект общественных
отношений.
В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом она же является создателем своих собственных условий существования, т. е. социальным субъектом.
Что касается потребностей, то сам по себе принцип выделения здесь низших и высших уровней общепризнан. Вопрос в том, как именно структурируются эти уровни. В рамках нашего подхода к личности как объекту и субъекту социальных отношений мы примем за основание иерархизации потребностей принцип включения человека в расширяющиеся сферы социальной деятельности. К. Маркс отмечал, что сам процесс удовлетворения потребностей есть в сущности процесс присвоения человеком той или иной формы деятельности, определяемой общественным развитием.
Уровни присвоения человеком различных форм социального общения можно структурировать как первичное включение в ближайшее семейное окружение, далее — в многочисленные контактные коллективы или малые группы, в ту или иную сферу трудовой деятельности, наконец, включение через все эти каналы в целостную социальную систему, приобщение к социально-политическим и культурным ценностям общества. Основанием классификации является здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, источник которой со стороны субъекта — потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.