Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
18) Социально – классовая структура общества.
В социологической науке существует два подхода к изучению социальной структуры: классовый и стратификационный. С позиций первого, присущего в основном марксистскому обществоведению, центральное место в социальной структуре занимают классы, обусловленные общественным разделением труда и производственными отношениями. Согласно марксизму, классы - это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства (т.е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т.е. по характеру и содержанию труда); по способу получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в общественном хозяйстве.
В рамках такого подхода марксизм выделяет в обществе два основных класса: класс имущих, т.е. тех, кто владеет собственностью на средства производства и является экономически (а в силу этого и политически) господствующим классом. И класс неимущих, т.е. тех, кто лишен собственности на средства производства и подвергается эксплуатации со стороны имущих. Эти два класса взаимодействуют друг с другом как классы-антагонисты и находятся в состоянии перманентного противостояния и борьбы. Все другие “классоподобные” общности относятся к разряду промежуточных. Главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.
Помимо основных и неосновных
классов структурным элементом
общества являются социальные
слои. Социальные слои – это
промежуточные или переходные
социальные группы, не имеющие
ярко выраженного отношения к
средствам производства и, следовательно,
не обладающие всеми признаками класса
(например, интеллигенция).
19)
Социальная структура
общества: типы и
основные элементы.
Социальная структура - анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного общества различается очень сильно.
Один из основателей социологии Макс Вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" имеет смысл только по отношению к статусу "ученик", но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них - просто индивид.
Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.
В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.
Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.
От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова "динамическая", "поведение", "норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:
Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.
Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.
Социальные институты классика социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.
Институты
появляются в обществе как продукты социальной
жизни. Как же это происходит? Люди в социальных
группах пытаются реализовать свои потребности
сообща и ищут для этого различные способы.
В ходе общественной практики они находят
различные приемлемые образцы, шаблоны
поведения, которые постепенно через повторение
и оценку превращаются в стандартизированные
обычаи и привычки. Спустя некоторое время
эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются
общественным мнением, принимаются и узакониваются.
На этой основе разрабатывается система
санкций. Так, обычай назначать свидание,
будучи элементом института ухаживания,
развивались как средство выбора партнёра.
Банки – элемент института бизнеса развивались
как потребность в накоплении, перемещении,
займах и откладывании денег и в результате
превратились в самостоятельный институт.
Время от времени члены общества или социальной
группы могут собирать, систематизировать
и давать легальное подтверждение этим
практическим навыкам и образцам, в результате
чего институты изменяются и развиваются.
ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ИНСТИТУТЫ | СИМВОЛЫ | ОСНОВНЫЕ РОЛИ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ | КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ | кольца, обручение, контракт | отец, мать, ребенок | дом, квартира, мебель | семейные запреты и допущения |
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ | флаг, гимн, герб | законодатель, судья, избиратель | общественные здания | конституция, законы |
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ | фабричная марка, деньги | работодатель, покупатель, продавец | фабрика, офис, магазин | контракты, лицензии |
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ | диплом, степень | учитель, ученик | школа, библиотека, стадион | правила учащихся |
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ | крест, алтарь, библия | пастор, прихожанин | собор, церковь | вера, заповеди, посты |
20)
Понятие личности.
Социологическая
концепция личности.
Человек – это основной элемент социальной структуры, без которого не может быть ни социальных взаимодействий, ни социальных общностей, ни социальных институтов.
Проблемы человека и личности являются в системе современного социологического знания одними из важнейших. Разумеется, у социологии нет монополии ни изучению и интерпретацию данных проблем (различные науки, религия, искусство, художественная литература).
Не касаясь специально проблем человека в искусстве и религии, обратимся к сфере научного знания. Обращаясь к проблеме человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, что способствует их взаимообогащению. И раскрыть богатство понимания вопросов, связанных с «человеком» возможно только на основе целого ряда категорий, таких как, «человек», «индивид» или «индивидуальность», «личность».
Человек отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно (понятие) включает и биологическую, и социальную характеристики.
Индивид – это отдельный человек, единица человеческого рода, выполняющий характерные признаки целого рода. Понятие «индивидуальность» означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других (включая как унаследованные, так и выработанные особенности).
Личность представляет собой устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.
Это понятие акцентирует внимание на определённой целостности его внутренних соц-псих. качеств, характеризующих особенности его субъективного отношениях к миру. Именно эта сторона отображена в термине германских и романских языков «persona», т.е. роль, которую индивид должен играть в «социальной драме».
В социологии понятие личности используется в двух значениях:
Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.
В работах Ч.Х.Кули (1864-1929),Дж.Мида (1863-1931)нашла отражение теория зеркального "Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.
Я.Л.Морено (1892-1974),Т.Парсонс (1902-1979),Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.
Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период.