Ответы по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 60 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на билеты по социологии.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

18) Социально – классовая  структура общества.

    В социологической науке существует два подхода к изучению социальной структуры: классовый и стратификационный. С позиций первого, присущего в основном марксистскому обществоведению, центральное место в социальной структуре занимают классы, обусловленные общественным разделением труда и производственными отношениями. Согласно марксизму, классы - это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства (т.е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т.е. по характеру и содержанию труда); по способу получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в общественном хозяйстве.

    В рамках такого подхода марксизм выделяет в обществе два основных класса: класс имущих, т.е. тех, кто владеет  собственностью на средства производства и является экономически (а в силу этого и политически) господствующим классом. И класс неимущих, т.е. тех, кто лишен собственности на средства производства и подвергается эксплуатации со стороны имущих. Эти два класса взаимодействуют друг с другом как классы-антагонисты и находятся в состоянии перманентного противостояния и борьбы. Все другие “классоподобные” общности относятся к разряду промежуточных. Главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные). Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

       Помимо основных и неосновных  классов структурным элементом  общества являются социальные  слои. Социальные слои – это  промежуточные или переходные  социальные группы, не имеющие  ярко выраженного отношения к  средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция). 

    19) Социальная структура  общества: типы и  основные элементы. 

    Социальная  структура - анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято  понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного общества различается очень сильно.

      Один из основателей социологии Макс Вебер (1864 - 1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй - называть его социальным. Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

    Социальный  статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" имеет смысл только по отношению к статусу "ученик", но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них - просто индивид.

    Социальные  статусы взаимосвязаны друг с  другом, но не взаимодействуют между  собой.

    Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

    В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.  

    Социальные  отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов. 

    Один  человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве  групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

    Совокупность  всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

    В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей  воле, над которым индивид не имеет  контроля. В отличие от него достигаемый  статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

            Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе  или обществе. Поэтому существуют  личные и социальные статусы.  Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.

    Социальная  роль - модель поведения, ориентированная  на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

    От  банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова "динамическая", "поведение", "норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

    Социальные  роли и социальные нормы относятся  к социальному взаимодействию

    Социальные  статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся  к социальным отношениям.

    Социальное  взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

    Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой  комплекс), ассоциируемый с одним  статусом.

    Социальные  институты классика социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.

    Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются. 

ПРИЗНАКИ  ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

ИНСТИТУТЫ СИМВОЛЫ ОСНОВНЫЕ  РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ  ЧЕРТЫ КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
ИНСТИТУТ  СЕМЬИ кольца, обручение, контракт отец, мать, ребенок дом, квартира, мебель семейные запреты  и допущения
ИНСТИТУТ  ПОЛИТИКИ флаг, гимн, герб законодатель, судья, избиратель общественные  здания конституция, законы
ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ фабричная марка, деньги работодатель, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин контракты, лицензии
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ диплом, степень учитель, ученик школа, библиотека, стадион правила учащихся
ИНСТИТУТ  РЕЛИГИИ крест, алтарь, библия пастор, прихожанин собор, церковь вера, заповеди, посты
 

    20) Понятие личности. Социологическая  концепция личности. 

   Человек – это основной элемент социальной структуры, без которого не может быть ни социальных взаимодействий, ни социальных общностей, ни социальных институтов.

   Проблемы  человека и личности являются в системе  современного социологического знания одними из важнейших. Разумеется, у  социологии нет монополии ни изучению и интерпретацию данных проблем (различные науки, религия, искусство, художественная литература).

   Не  касаясь специально проблем человека в искусстве и религии, обратимся  к сфере научного знания. Обращаясь  к проблеме человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, что способствует их взаимообогащению. И раскрыть богатство понимания  вопросов, связанных с «человеком» возможно только на основе целого ряда категорий, таких как, «человек», «индивид» или «индивидуальность», «личность».

   Человек отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно (понятие) включает и биологическую, и социальную характеристики.

   Индивид – это отдельный человек, единица человеческого рода, выполняющий характерные признаки целого рода. Понятие «индивидуальность» означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других (включая как унаследованные, так и выработанные особенности).

   Личность  представляет собой устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.

      Это понятие акцентирует внимание на определённой целостности его внутренних соц-псих. качеств, характеризующих  особенности его субъективного  отношениях к миру. Именно эта сторона отображена в термине германских и романских языков «persona», т.е. роль, которую индивид должен играть в «социальной драме».

   В социологии понятие личности используется в двух значениях:

  • Во-первых, личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам (стереотип поведения: коллективизм, деловитость, весёлый нрав и т.п.).
  • Во-вторых, личность – это член социальной группы, общества, коллектива, т.е. посредством своей деятельности, включённый в различные виды социальных систем.

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из тех или иных социальных факторов Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.

В работах Ч.Х.Кули (1864-1929),Дж.Мида (1863-1931)нашла отражение  теория зеркального "Я", в которой  личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.

Я.Л.Морено (1892-1974),Т.Парсонс (1902-1979),Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция  от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.

Значителен вклад  в социологию личности сторонников  статусной теории.

В отечественной  социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так  и в советский период.

Информация о работе Ответы по социологии