Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Относительно
времени появления человека современного
существует множество версий. По одной
из них, анатомически современный человек
возник примерно 200 тысяч лет назад,
а поведенчески современный человек
– около 50 тысяч лет. Отталкиваясь от
этих и других данных, возьмём за точку
отсчёта существования человеческих обществ
50-40 тысяч лет назад. Сначала (первые три-четыре
десятка тысячелетий) это были простые
общества первобытных людей, основанные
на их кровно - родственных связях и родоплеменной
организации общества, без имущественного
расслоения, без классов и государства.
Позднее,
Помимо простого
и сложного социологи выделяют целый
ряд других типов общества. Так, к
примеру, по наличию письменности различают
дописьменные и письменные общества.
По демократичности социально-политических
отношений и открытости внешнему миру
– открытые и закрытые. По виду господствующей
религии – общества исламские,
православные, католические и т.п. Однако
наибольший интерес социологов вызывает
различие общества по социально-экономическим
признакам. Здесь популярны два подхода,
или две системы: марксистская (так называемый
формационный подход) и теория трёх
стадий современных западных социологов
(цивилизационный
подход).
B. Система общественно-экономических формаций (формационный подход).
Ключевые критерии (признак, на основании которого что-либо оценивается. Или классифицируется, мерило) формационной системы марксистов – форма собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, типов обществ.
Собственность на средства производства | Общественно-экономическая формация | Основные классы |
Общая | Коммунистическая:
Коммунизм Социализм |
Без классов Рабочие и крестьяне |
Частная | Капиталистическая | Капиталисты и рабочие |
Частная | Феодальная | Феодалы и крестьяне |
Частная | Рабовладельческая | Рабовладельцы и рабы |
Общая | Певыбытно-общинная | Без классов |
При
этом рабовладельческое, феодальное и
капиталистическое общества рассматриваются
как классово-
С. Теория трёх стадий.
Она выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл, Уолт Ростоу, француз Раймон Арон, и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества:
Отличительные признаки | Стадии общественного развития | ||
Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное | |
Период возникновения | 6 тыс. лет назад | 250 лет назад | Последняя четверть XX в. |
Ключевая сфера экономики | Сельское хозяйство | промышленность | сфера услуг (прежде всего наука и образование) |
Организационно-технические характеристики экономики | Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники | Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий | Высокоразвитая
рыночная экономика, эффективно использующая
НТР, автоматизацию и информационно- |
Основы развития | традиции | Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии | Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия |
Ведущую роль в обществе играют | Церковь и армия | Промышленно-финансовые корпорации | Университеты как центры научных знаний |
Ведущие социальные группы | Священники и феодалы | бизнесмены | Научно-технические специалисты |
Наиболее
продолжительной в истории
XVIII век считают отправной точкой промышленной революции (экономич. революция: великая индустриальная революция в Англии и политич. -– великая Французская революция), изменивший экономической облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещике, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаёмных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наёмных работников на одном предприятии. Индустриальное общество сменило доиндустриальное.
Для индустриального общества характерен процесс урбанизации – расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения. Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяговые животные.
Переход
от индустриального к
Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.
Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:
Реально процесс глобализации можно видеть в том, что границы становятся всё более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети – промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зелёных» и движения в защиту прав человека – способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы.
Например, это облик мира, как единой системы потребления, мира, закусывающего в кафе «Макдональдс»; мира, который носит одежду MEXX или Sela; мир, который ездит на Mersedes или Toyota и т.п.
В силу действия этих факторов, поколебалось традиционное для XX века восприятие мира разделённым на пространственные, территориальные и идеологические блоки.
Глобализация представляет собой факт современного существования. Это – необратимый процесс, неотвратимая участь мирового развития, глобализация не может быть ни плохой, ни хорошей.
Элементы
общества:
Первым необходимым элементом социальной
деятельности являются живые человеческие
индивиды субъекты деятельности, с которыми
связаны её пусковые и регуляторные механизмы.
Несмотря на то, что человек представляет
целый и целостный “микрокосмос”, он
является элементом деятельности, т.е.
её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной
деятельности. Объекты социальной деятельности
можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди
оказывают воздействие на окружающий
их реальный мир. С помощью этих вещей
люди осуществляют адаптивную деятельность,
приспосабливаясь к среде путем её вещественно
энергетической переделки, целенаправленного
преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы
служат не непосредственному изменению
реальности, а изменению наших представлений
о мире. Они воздействуют на наше сознание,
стремления, цели, и через них, опосредованно,
воздействуют на отличную от сознания
реальность. Функция символов воплощать
в себе особым образом закодированную
информацию, служить средством её хранения,
накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной
деятельности. Необходимость символов
связана с тем, что любые идеи, образы,
чувства, призванные повлиять на поведение
людей, могут сделать это, и лишь в том
случае обретут некоторую “телесную оболочку”
становясь материальными проводниками,
“перевозчи ками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации,
то символы обеспечивают целенаправленность
человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов
не создаёт целостное системное образование–общество.
Для его существования необходима сложная
совокупность внутренних связей между
всеми классами социальных предметов.
Устойчивые, воспроизводимые связи между
совместно действующими людьми называются
общественными отношениями. Эти отношения
связывают людей как в процессе общественной
деятельности на основе разделения функций,
так и при разделении совместно созданных
результатов труда: готовых продуктов
труда и средств их создания. Подобные
отношения владельцами земли, станков
и пр. и людьми лишенных необходимых средств
труда, К. Маркс называл производственно–экономическими
отношениями, отводя им важнейшую роль
в организации общественной жизни людей.
Социальная
система – это
Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Нет и не может быть общества без тех или иных групп, объединений людей, также как и без отдельных индивидов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов», «первокирпичиков» социального бытия. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество — явления разные, они далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.
Таким образом, соииальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:
1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,
2)
совокупность взаимодействий, связей,
отношений между людьми и
Конечно, два указанных