Ответы по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 60 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на билеты по социологии.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

    На  третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры и сталинской тирании, социология была практически ликвидирована. Тоталитарный режим коммунистов не нуждался в правдивой информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма».

    Так, что со смертью Сталина, с началом  разоблачений культа его личности и  наступлением «хрущёвской оттепели», начался  новый, четвёртый этап в жизни отечественной социологии – этап её постепенного и трудного возрождения.  В Советском Союзе начали появляться специализированные социологические учреждения (Санкт-Петербург, Ростов, Сибирь), объединения учёных, социологические журналы, вузовские кафедры, лаборатории и т.д.

Социология в  России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Однако в нашей стране эта наука  приобрела некоторое своеобразие, состоящее в следующем:

1) большинство  теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность – они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий;

2) их создатели  стремились осмыслить и теоретически обосновать социокультурное своеобразие России.

Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина основывается на идее свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными институтами. М. Бакунин полагал, что свобода имеет социальный характер – она может быть осуществлена только через общество при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми. Он сформулировал "Теорию социализма и федерализма", согласно которой 1) социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций; 2) государство должно быть устранено; 3) отношения между субъектами должны строиться на принципах федерализма (их свободного и равного союза).

П. Кропоткин  разработал теорию "анархического  коммунизма", который, по его мнению, мог возникнуть на основе личной и коллективной свободы трудящихся, общества равных между собой людей, целиком основанного на самоуправлении. Идеология анархизма не выдержала проверки временем, однако его центральные представления о справедливости, равенстве, свободе личности, самоуправлении и федерализме в общественной жизни и сегодня имеют немало сторонников и последователей.

Социология  народничества представлена трудами П. Лаврова и Н. Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. Их исследования основывались на субъективном методе, суть которого сводится к изучению "критической мысли в человечестве", а также субъективной позиции самого социолога.

Развитием идеи о субъективном методе стало учение о двуединой правде: правде-истине, представляющей собой объективный анализ явлений общественной жизни, и правде-справедливости – субъективном анализе общественной жизни, открывающем путь к гармоническому сочетанию интересов всех людей.

П. Лавров сформулировал  теорию солидарности, которая, по его мнению, представляет собой общность интересов, убеждений и привычек людей, осознание ими того, что личный интерес совпадает с общественным. Из этого следует задача социологии – изучить и понять формы солидарности, условия ее упрочения или ослабления при разном уровне развития людей и различных формах их общежития.

Н. Михайловский плодотворно исследовал проблемы взаимодействия личности и общества, героя и толпы. Он разработал "Теорию общественного прогресса", движущими силами которого, по его мнению, являются: 1) разделение труда; 2) борьба нового уклада общественной жизни со старым; 3) борьба передовых и реакционных идей; 4) борьба передовых и реакционных общественных идеалов.

Психологическая социология в России представлена работами Е. Де Роберти и Н. Кареева. Эти исследователи подходили к изучению общественных процессов с позиций психологического детерминизма, который опирается на следующие принципы:

1) проблемы общественного  развития основываются на индивидуальной и групповой психологии людей;

2)общественные  явления всегда имеют психологическую основу;

3) психические взаимодействия индивидов являются основой всей общественной жизни;

4) общество есть  система психических и практических взаимодействий индивидов.

Е. Де Роберти  разработал концепцию, получившую название "робертизма". Суть концепции сводится к следующему:

1) социология  должна быть тесно связана с психологией;

2) психическая  деятельность людей развивается  под воздействием биологических факторов и социальной деятельности;

3) существует  индивидуальная и коллективная психика (причем, последняя, воплощаясь в групповом поведении людей, проявляется в морали, нравственных нормах и принципах).

Н. Кареев сформулировал  представление о трех основных сторонах духовного бытия людей:

1) интеллектуальной (ум); 2) эмоциональной (чувства); 3) волевой.

Плюралистическая  социология М. Ковалевского основана на представлении о том, что

1) не следует придавать постоянного определяющего значения тем или иным факторам общественного развития (экономическим, политическим, культурным и т.д.) – каждый из них в зависимости от ситуации может стать решающим на протяжении какого-то времени;

2) для объяснения  фактов социальной реальности  желательно использовать различные теории и подходы: позитивный, историко-сравнительный, органический, психологический и т.д.

М. Ковалевский  разработал "Теорию общественного  прогресса", согласно которой основным законом социологии является закон прогресса, а задача социолога состоит в выявлении причин, которыми обусловлен прогресс и сущности перемен, им вызываемых. По мнению исследователя, участие всех народов планеты в мировом прогрессе в конце концов приведет их к объединению в "мировое солидарное общество".

Социологический неопозитивизм П. Сорокина основывается на следующих основополагающих принципах:

1) социология  как наука должна строиться  по образцу естественных наук;

2) социология должна изучать мир таким, каков он есть (субъективизм в науке недопустим);

3) социология должна изучать только такие взаимодействия людей, которые доступны для объективного измерения;

4) социологическое  исследование не допускает умозрительных, не доказанных наукой построений;

5) социологический  плюрализм (любое социальное явление или процесс детерминируются не каким-либо одним, а многими факторами).

П. Сорокин разделил социологию на теоретическую (включает социальную аналитику, изучающую структуру социального явления, социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей, социальную генетику, изучающую развитие социальной жизни) и практическую (прикладную дисциплину, опирающуюся на выводы и законы теоретической социологии). Наиболее значительный вклад в современную социологию внесли разработанные П. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобильности. 

  1. Понятие общества. Типы и  структура общества.

   Итак, ключевым понятием социологии является общество. Однако в повседневной жизни  это понятие используется широко и многозначно. Под ним могут подразумевать и (1) небольшой круг людей (например, «избранное общество), и (2) общество любителей театра, и (3) российское общество в целом, и (4) даже всё человечество. Социология чаще всего имеет дело с третьим из приведённых примеров.

  • Общество – это люди (т.е. не один человек, а многие);
  • Люди эти чем-то связаны, объединены, и это нечто позволяет отличать «наших» людей от «не наших»;
  • Человеку необходимо жить в обществе; причём общество воздействует на человека мистически, принудительно и тотально, а человек на общество -–практически, избирательно и локально.

В отечественной  науке сложились две традиции к пониманию общества: узкий социологический  и широкий философский. Они оба  по своему правы и каждый из них  даёт что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их надо различать, т.к. разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Коснёмся вначале узкосоциологического подхода.

В узком смысле под обществом понимают:

  • Определённую группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
  • Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;
  • Сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

Для того чтобы  правильно представлять себе такое сложное явление, каковым считается общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

Страна  – часть света или территории, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом.

 Государство – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру управления (правительство, парламент).

Общество  – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Общество –  это социальная организация страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда чётких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народа и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Т.о., страна – результат территориального разделения мира.

Однако общество существовало и в ту далёкую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо  к любой исторической эпохе, к  любому по численности объединению  людей.

Учёными были выделены условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

  • Постоянная территория – например, Россия в своих государственных границах;
  • Пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
  • Высокоразвитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
  • Политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.
 

 Мы будем определять общество как:самая крупная совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой. 

Типы обществ: 

  Общество  можно рассматривать под  разными  углами зрения, например, его можно  свести к совокупности всех групп, входящих в него и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди по критерию богатства и объёму власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, всё общество разделить на четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную, подобно тому, как в географии существуют четыре части света. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

   Сферы общества можно расположить на плоскости  таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе.

   А. По уровню сложности. (Это наиболее распространённое деление общества)

   
                                                      общество
Простое
  • ·         Кровно-родственные связи
  • ·         Родоплеменная организация общества
  • ·         Нет имущественного расслоения в обществе
  • ·         Нет классов и государств
Сложное
  • ·         Широкие и разнообразные связи между людьми
  • ·         Социальное расслоение (классы, слои, имущие – неимущие, управляющие – управляемые
  • ·         Многоуровневое управление обществом через государство)
Возникло 50-40 тыс. лет назад Возникло 10-6 тыс. лет  назад

Информация о работе Ответы по социологии