Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего:
1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается;
2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей;
3) каковы субъективные мотивы их деятельности.
Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется:
1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения;
2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию.
М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия:
1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели;
2) ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия;
3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме;
4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.
Важнейшими
направлениями социологии конца XIX – начала
XX вв. были: биологическое (органическое),
психологическое, эмпирическое,
технологическое, механическое,
формалистическое, культурологическое
и др.
1. Органическое
направление наиболее ярко представлено
английским социологом Гербертом
Спенсером (1820-1903). Социологическое учение
Спенсера носит название «органической
теории». Сущность ее: рассмотрение
общества как гармонически развивающегося
живого организма, который функционирует
в силу взаимодействия его составных частей.
Идеальным состоянием общества является
равновесие. Вся деятельность в обществе
должна содействовать сохранению равновесия.
Спенсер развивал идею естественного
эволюционного развития общества. Поведение
людей развивается в направлении к более
совершенному приспособлению, отвечающему
наилучшему сохранению индивида и вида.
В ходе этого приспособления у общества
специализируются особые органы – «институты»,
которые делятся на 3 вида:
1) продолжающие род человечества (брак, семья);
2) распределительные (экономические);
3)
регулирующие (религия, политическая
система).
Лишь путем изучения этих институтов можно
познать основную ячейку общества – индивида.
В целом социологическое учение Спенсера
увековечивает эксплуатацию человека
человеком, противоречит революционному
развитию общества. В научном отношении
оно идеалистично отрицает объективные
законы развития общества
2. Второе направление – психологическое.
Данное направление характеризуется тем,
что проблемы социального развития рассматриваются
с позиций социальной психологии. Наиболее
крупными представителями данного направления
являются американский социолог Лестер
Уорд и француз Габриель
Тард. Первоначальной социальной силой,
основой всех действий, по Уорду, есть
желание. Желания движут миром. Благодаря
желаниям человек нарушает существующие
законы. В этом виновата внутренняя природа
человека, а с ней ничего не поделаешь.
Доказывается неизбежность пороков заключенных
не в обществе, а в самом человеке.
По Тарду, источник действия людей – это
стремление к изобретению и подражанию.
Общество является общностью людей либо
подражающих друг другу, либо ищущих образец
для подражания. Все это происходит в силу
того, что в сознании людей происходят
различные процессы, вызванные общением
с другими людьми, оказавшими на них психологическое
воздействие. Тард провозглашает существование
«социального закона подражания».
Объявив «социальный
закон подражания» движущей силой истории,
Тард отвергает объективные законы развития
общества, роль общественного сознания.
Он абсолютизировал роль психологического
фактора в социальной жизни, ушел от материальных
причин общественного развития.
3. Третье направление социологии – эмпирическое.
Данное направление получило такое название
в силу того, что социологи перешли от
чистого академизма к социальной действительности,
стали исследовать реальные социальные
процессы. Основоположником эмпирического
направления является французский социолог
Ле Пле (1806-1882). Он считал, что социология
не должна быть связана с философией, она
призвана накапливать факты, изучать их,
добиваться достоверности данных. Исследование
фактов поможет исследовать устройство
человеческих обществ и основные законы,
нарушение которых ведет к разложению
общества.
Важнейшей задачей социологии Ле Пле считал
изучение проблемы процветания народов,
которую возможно выяснить через исследование
семьи.
Говоря о французской школе эмпирической
социологии, нельзя обойти такую фигуру,
как Эмиль Дюркгейм
(1858-1917). Он полагал, что социология нуждается
в собственной методологии, которую надо
разработать. В ходе изучения общественных
событий необходимо учитывать специфичность
общества, выделяя в нем «социальный факт»,
который и является предметом социологии.
Социологию он называл наукой о социальных
фактах.
Разработке этого понятия Дюркгейм уделял
много внимания. Под социальным фактом
он понимал все, что является продуктом
«коллективного сознания», - образ мыслей,
действий и чувствований. Социальные факты
действуют вне индивида, они вынуждают
воспринимать их, являются самостоятельной
силой.
В определении «социального факта», данного
Дюркгеймом, заключено отрицание его материального
источника. «Коллективное представление»,
«совокупность идей», которые Дюркгейм
называет социальными фактами, действительно
имеют место. Общественные представления
тоже существуют объективно. Но что является
их источником? Общественное бытие и нечто
другое. Дюркгейм же источник возникновения
и существования социальных фактов выводит
из общественного сознания. Социальный
факт у него равен коллективному сознанию.
А как же сознание рабочих, служащих и
т.п.?
4. Механическое
направление. В идейном отношении оно
заимствовало некоторые идеи у древних
мыслителей (Демокрита, Лукреция), а также
у представителей естественных наук предыдущих
веков, например у Ньютона.
Представителем этого направления является
американский социолог Г.К.Керри (1793-1879).
В основу социологии он кладет исходное
положение механического монизма, согласно
которому вся Вселенная имеет одно начало
– замкнутую механическую систему, состоящую
из неизменных элементов, движение которых
определяется законами классической механики.
Человек для Керри является общественной
молекулой, которая существует в соответствии
с законом молекулярной гравитации. Согласно
этому закону, люди тянутся к своим близким,
следовательно, гравитация в обществе,
как и везде в материальном мире, пропорциональна
массе и обратно пропорциональна расстоянию.
Концентрация и разрозненность личности,
централизация и децентрализация организации
в обществе являются результатом действия
центростремительных и центробежных сил,
действующих в соответствии с законами
механики. Между двумя телами с разными
температурами происходит притяжение
или отталкивание. То же происходит и между
людьми.
Еще более ненаучное механическое толкование
процессов общественной жизни дал немецкий
химик В.Освальд. Он предложил концепцию
энергетической культуры общества. Ее
основные положения: каждое общественное
явление и каждое историческое изменение
есть не что иное, как только изменение
энергии. Утверждение культуры есть преобразование
природной энергии в управляемую энергию.
Чем больше использовалась сумма энергии,
которой располагает человек, тем выше
уровень культуры.
Человек в представлении Освальда является
механизмом, преобразующим различные
формы энергии. Общество представляет
собой целостность, состоящую из личностей,
осуществляющих общую цель, а, следовательно,
оно является механизмом, служащим для
лучшего использования и превращения
энергии.
В обществе, где отношения не урегулированы,
имеет место расточительство энергии,
а, следовательно, нет прогресса. Прогресс
имеет место там, где умело используется
энергия, достигается максимальное превращение
неуправляемой энергии в управляемую.
Целью общества является получение максимума
полезной энергии.
Право, государство, торговля, язык – все,
что есть в обществе, лишь облегчает процесс
превращения неуправляемой энергии в
управляемую.
Богатство, деньги – выражение концентрации
в обществе полезной энергии.
Как видим, Освальд в своей концепции общественные
силы развития заменил техническими.
5. Технократическое
направление, ос6новные идеи которого
заключаются в том, что на смену политическим
в управлении обществом должны придти
инженеры (американский социолог Т.Веблен
(1857-1929), англичанин С.Чейз).
Рабочий класс, другие классы не могут
управлять обществом.
6. Демографическое
направление. Утверждается, что основными
причинами определяющими развитие общества,
тип общественного строя, его культуру,
всегда являются численность и плотность
населения (француз Адольф Кост, итальянец
Коррадо Гини).
Так, русский социолог М.Ковалевский
(1851-1916) пытался объяснить хозяйственное
развитие России ростом населения. Прирост
населения, утверждал он, влечет за собой
разделение труда, а затем углубление
различий в социальных слоях, классах,
что вызывает развитие орудий труда и
различия в организации хозяйства. В этой
концепции причина и следствие поменялись
местами. Дело в том, что ль орудий труда,
уровня развития производительных сил,
классовых отношений, культуры зависят
темпы роста населения, а не наоборот.
7. Географическое направление (англичанин
Г.Бокль (1821-1862)).
Попытки объяснить общественную жизнь
природными условиями, климатом имеют
давнюю историю. Они были возведены в ранг
определенных концепций, ведущее место
среди которых занимает географический
детерминизм.
Эта история абсолютизирует географическую
среду и приписывает ей определяющее влияние
на общественную и индивидуальную жизнь.
Природные факторы влияют, конечно, на
жизнь общества, но не являются главными.
8. Формалистическая социология. Приверженцы
этого направления рассматривали социологические
проблемы вне социальной действительности,
отвергая объективное содержание категорий
и законов (немцы М.Вебер
(1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд
Теннис (1855-1936), Леопольд
дон Визе (1876-1968)).
Макс Вебер – родоначальник немецкой
школы – уделял серьезное внимание выработке
собственной концепции на социологию,
заложил основы так называемой понимающей
социологии.
Общая социологическая концепция Вебера
выгляди так: предметом социологических
исследований являются социальные действия
людей; эти действия сознательные; выявить
их можно в том случае, если схвачен субъективный
смысл, который придают люди своим действиям,
для выяснения этого смысла социолог создает
«идеальный тип» хода действий и затем,
сравнивая реальные действия с идеальным
типом, открывает мотивы, ведущие к отклонению
реального действия от типа идеального;
методика идеальных типов дает возможность
выяснить социальные действия через уяснения
их смысла.
Согласно Веберу, никакой объективной
детерминации человеческих действий нет,
а детерминизм состоит лишь в связи индивидуальных
побудительных мотивов друг с другом.
Учение об «идеальных
типах» явилось исходным для формирования
понимающей социологии, которая в истории
общества видела лишь идеальные построения,
предлагала изучать их как историю «чистой»
человеческой мысли. Понять культурные
ценности прошлого, писал Вебер, можно,
если отбросить все попытки истолковать
их в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Чтобы исследовать культуру, надо «вжиться»
в идеи о культуре, проникнуть в их внутреннюю
логику и на основе собственной интуиции
воспроизвести исторический процесс.
Таким образом, Вебер, заложив основы социологии
идейного моделирования социальных явлений,
уводил ее от социальной действительности.
Подводя итог сказанному о социологии
XIX и начала XX века, следует подчеркнуть,
что она не знала законов развития общества.
Большинство ее направлений пытались
применить законы той или иной естественной
науки для объяснения социальных процессов.
Поэтому их общая черта – натурализм.
Второе, что характерно для социологии
того времени – это эволюционизм, основы
которого были заложены еще Контом. Рассмотрение
общественного развития происходило с
точки зрения эволюции, но ни в коем случае
не с позиций революции.
В-третьих, структурно-функциональный
анализ, предложенный Контом и развитый
Спенсером, оставался ведущим для анализа
общественных явлений. Исторический подход,
историзм, как один из важнейших научных
методов исследования социальных явлений
забывается.
Четвертой чертой социологии рассматриваемого
периода является постепенный переход
от чистого академизма к практике жизни.
Пятая черта – это господство идеалистической
методологии. Психологический принцип
решения важнейших социальных проблем
является исходным. Господствующая идеологическая
философия налагала свой отпечаток на
развитие всей социологии.
В России из-за большевистской революций (1917 г.), идеологических запретов и ограничений со стороны коммунистов социология в XX в. развивалась крайне неравномерно. В целом в её Российской истории можно выделить четыре основных периода.
Этапы |
Примерные рамки |
Основные характеристики |
1-ый период | Середина XIXв. – начало 1920 -х | Возникновение и многостороннее развитие социологии как полноценной части общемировой социологической науки |
2-ой период | Начало 1920 –х – начало 1930-х | Развитие социологии в русле марксистко-ленинской идеологии, в интересах социализма и мирового коммунистического движения |
3-ий период | 1930-е годы – конец 1950-х | Практическая ликвидация социологии; полная идеологизация всей общественной жизни страны |
4-й период | С конца 1950-х (особенно с конца 1980-х) | Постепенное и трудное
возрождение отечественной |
Первый этап был наиболее разнообразным и плодотворным. Российская социологическая мысль продвигалась здесь по целому ряду направлений:
К этому времени была наработана практика социологических исследований, имелся значительный теоретический и практический задел. В 1917 году вышел в свет первый учебник по социологии для ВУЗов Т.Фадеева; в 1918 году – для школы Е. Энгеля.
Отличие русских социологов от западноевропейских заключалось в понимании метода социологии. Они подчёркивали, что между природными и общественными явлениями есть принципиальные различия. Природные – закономерные, повторяющиеся явления, а общественные – неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. Отсюда должно быть два метода – естественно-научный и социологический.
На втором этапе развитие социологии было направлено по одному теоретическому руслу – руслу коммунистической идеологии, и подчинялось потребностям строительства социализма в России (с 1922 – в СССР) и стимулирования рабочего и коммунистического движения в мире.
Уже в 1922 году деятельность старой профессуры была оценена как духовное развращение молодёжи. Последовало выдвижение идеологической и политической функции науки на первый план под лозунгом: «Кто не с нами, тот против нас».
В
становлении советской
В 20-ые гг. из России эмигрировали несколько выдающихся социологов: П.А. Сорокин (в США), Г.Д.Гурвич (во Францию) и т.п., которые стали видными фигурами на социологическом Олимпе. Они не поступились своими принципами в угоду коммунистической идее.
Интерес к конкретным социологическим исследованиям вёл к росту числа методических разработок, который был сродни американской эмпирической социологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работа над методикой и техникой прикладных исследований носила разведывательный характер и осуществлялась в основном методом проб и ошибок.