Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
В дореволюционной период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915),П.А Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832-1893).Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842-1904),который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.
В советский
период для развития теории личности
и её социологической и социально-
К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который писал, что "изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей".
21)
Социальная структура
личности.
Личность
можно рассматривать как
3.
Социальный компонент -
совокупность субъективных и объективных
свойств индивида, возникающих и функционирующих
в процессе их разнообразной деятельности.
Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является её деятельность
как самостоятельность и как взаимодействие
с другими людьми.
Все
эти структурные элементы обнаруживаются
в каждой личности, хотя и в разной
степени. Каждая личность, так или иначе,
участвует в жизни общества, обладает
знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому
социальная структура личности постоянно
изменяется. Личность получает новую информацию,
новые знания. Эти знания при определённых
условиях превращаются в убеждения, а
они, в свою очередь определят характер
поступков человека.
Структура
любых сложных явлений, а к
ним, безусловно, относится
человеческая личность, представляет
собой совокупность, иерархию и
определенное взаимодействие различных
элементов. Любая структура обладает
определенной устойчивостью и в то же
время подвержена различным изменениям
- прогресс и регресс - вплоть до распада,
который характеризуется понятием
деструкции. Деструктивные явления в структуре
личности приводят к разного
рода отклонениям, получившим название
девиантного поведения.
Социологическая
структура личности включает совокупность
объективных и
субъективных свойств индивида, возникающих
и функционирующих в процессе его
разнообразной деятельности, под влиянием
тех общностей и объединений, в
которые входит человек. Отсюда важнейшей
характеристикой социальной
структуры личности является ее деятельность
как самостоятельность и как
взаимодействие с другими людьми, что
фиксируется понятием субъекта
деятельности. Анализ структуры личности
без анализа форм ее деятельности
невозможен.
Ценностные
ориентации выступают социальными
установками личности,
регулируют ее поведение. Они отражают
фундаментальные интересы личности и
определяют стратегическую направленность
ее деятельности. Они проявляются
как жизненная позиция индивида, его мировоззрение,
нравственные принципы.
Целостные ориентации формируются при
усвоении индивидом социального опыта,
освоении им общественных, политических,
нравственных, эстетических идеалов
и непреложных нормативных требований,
предъявляемых к нему как члену
социальной общности.
22)
Социализация личности:
понятие, формы и институты.
Известно, что младенец вступает в мир как биологический организм и его основной заботой в тот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, с целями и намерениями, шаблонами поведения, а так же с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация - это процесс усвоения
индивидом образцов поведения, социальных
норм и ценностей, необходимых для его
успешного функционирования в данном
обществе.
Социализация - специфическая черта человеческого
общества. У животных лишь её простейшая
форма - обучение. Широко известны случаи,
когда человеческих детёнышей воспитывали
звери. Когда таких детей находили, выяснялось,
что "дети джунглей" не умеют мыслить,
говорить и участвовать в социальном взаимодействии.
Возвратившись в общество, они смогли
усвоить лишь самые элементарные навыки,
овладеть устной речью, состоящей из 30
слов. Но и этого не произошло бы, если
бы не генное наследство, биологическая
предрасположенность человеческого рода
к обучению. "Изолянты" так и не научились
дружить, улыбаться, абстрактно мыслить,
вести беседу.
Это сложнейший процесс формирования личности, её жизненной позиции на основании влияния (воздействия) на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство. Процесс социализации охватывает все сферы жизнедеятельности человека (личности) – от младенческих игр до труда и отдыха в зрелом и преклонном возрасте.
Социализация представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций:
Процесс социализации проходит стадии, которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности. В этих же рамках одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, с личностью.
Факторы, обуславливающие процесс социализации человека.
В социологии принято различать понятия «агенты» и «институты социализации».
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, т.е. совокупности требований, предъявляемых в обществе к лицам, занимающим роли (инженер, офицер, мастер и т.п.).
Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие её.
Т.к. социализация может быть первичной и вторичной, то соответственно могут быть агенты первичной и вторичной социализации. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации. К агентам первичной социализации относятся родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки, родственники, друзья семьи, приходящие няни, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.п. Наиболее интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя по затухающей, она сохраняется и во второй.
Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильное, чем у первичных агентов. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, в неё он сталкивается с институтами вторичной социализации: государством, производством, СМИ, армией, судом, церковью и др.
Следует отметить, что первичная социализация является сферой межличностных отношений. Вторичная социализация – сферой социальных отношений. Причём одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации. Однако между агентами первичной и вторичной социализации есть ряд различий:
23)
Причины и сущность
девиантного поведения.
Девиантное, или отклоняющееся (от лат. Deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.
Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.
В
большинстве случаев