Ответы по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 60 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на билеты по социологии.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

В дореволюционной  период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915),П.А Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832-1893).Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842-1904),который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

В советский  период для развития теории личности и её социологической и социально-психологической  интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петорвский, Б.Д.Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т. Фролов, В.А.Ядов и др.

К анализу социологических  проблем личности полностью применимы  слова известного американского  социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который  писал, что "изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей".

    21) Социальная структура  личности. 

   Личность  можно рассматривать как целостность  биологических, психологических и  социальных компонентов.

  1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)
  1. Психологический компонент - совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент - совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми.  

   Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых  условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.  

    Структура любых сложных явлений, а к  ним, безусловно, относится 
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и 
определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает 
определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям 
- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием 
деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного 
рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

    Социологическая структура личности включает совокупность объективных и 
субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его 
разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в 
которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной 
структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как 
взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта 
деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности 
невозможен.

    Ценностные  ориентации выступают социальными  установками личности, 
регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и 
определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются 
как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. 
Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, 
освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов 
и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену 
социальной общности.
 

    22) Социализация личности: понятие, формы и институты. 

    Известно, что младенец вступает в мир как  биологический организм и его  основной заботой в тот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, с целями и намерениями, шаблонами поведения, а так же с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

    Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. 
Социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных лишь её простейшая форма - обучение. Широко известны случаи, когда человеческих детёнышей воспитывали звери. Когда таких детей находили, выяснялось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу.

    Это сложнейший процесс формирования личности, её жизненной позиции на основании  влияния (воздействия) на человека системы  обучения, образования и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство. Процесс социализации охватывает все  сферы жизнедеятельности человека (личности) – от младенческих игр до труда и отдыха в зрелом и преклонном возрасте.  

    Социализация  представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций:

  • Унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способностями общения и деятельности, стереотипам массового сознания, и
  • Индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности.
 

 

    Процесс социализации проходит стадии, которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности. В этих же рамках одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, с личностью.  

    Факторы, обуславливающие  процесс социализации человека.

  1. Семья. В любой цивилизации, в любом типе культуры семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Для современного европейского общества процесс социализации протекает, в основном, в небольших по составу семьях. Как правило, ребёнок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для его родителей.
  2. «Отношения» равенства. Под ним понимается включение в «группу равных» (приятелей, друзей). Каждое новое поколение имеет несколько (или существенно) отличающиеся от предшествующих представления о своих правах и обязанностях. Взаимоотношения между сверстниками более демократичные, нежели между родителями и детьми.
  3. Обучение в школе. С одной стороны этот процесс носит формальный характер и включает в себя определённый набор дисциплин. Наряду с этим в школе существуют и неформальные правила школьной жизни (авторитет педагога и его реакции на поведение учащихся).
  4. СМИ. Сильнейший фактор воздействия на индивида.
  5. Труд (общественно-полезная деятельность). Необходимые виды общественно-полезной деятельности являются важнейшим фактором социализации.
  6. Организация. Различные объединения: молодёжные, спорт. клубы, религиозные.
 

 

    В социологии принято различать понятия «агенты» и «институты социализации».

    Агенты  социализации –  конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, т.е. совокупности требований, предъявляемых в обществе к лицам, занимающим роли (инженер, офицер, мастер и т.п.).

      Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие её. 

    Т.к. социализация может быть первичной и вторичной, то соответственно могут быть агенты первичной и вторичной социализации. Понятие «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации. К агентам первичной социализации относятся родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки, родственники, друзья семьи, приходящие няни, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.п. Наиболее  интенсивно первичная социализация происходит в первой половине жизни, хотя по затухающей, она сохраняется и во второй.

    Понятие «вторичная» относится к тем, кто находится за кругом ближайшего окружения человека и оказывает на него менее важное влияние. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их влияние, как правило, менее сильное, чем у первичных агентов. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, в неё он сталкивается с институтами вторичной социализации: государством, производством, СМИ, армией, судом, церковью и др. 

          Следует отметить, что  первичная социализация является сферой межличностных отношений. Вторичная социализация – сферой социальных отношений. Причём одно и то же лицо может выступать в роли агента как первичной, так и вторичной социализации. Однако между агентами первичной и вторичной социализации есть ряд различий:

  • Агенты первичной социализации многофункциональны (отец-опекун, воспитатель, администратор, друг); а во вторичной одна-две функции.
  • Функции агентов первичной социализации  взаимозаменяемы, в вторичной – нет. Обусловлено это тем, что первые универсальны. К примеру, родители и ровесники, вторые достаточно часто заменяют первых, беря на себя их функции социализации. Бывают и обратные ситуации. Родители и родственники.
  • Агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли, а агенты первичной – нет.
 

    23) Причины и сущность  девиантного поведения. 

    Девиантное, или отклоняющееся (от лат. Deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием  человеческих поступков и действий распространенным в обществе или  социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

    Пониманием  сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма - это исторически сложившаяся  в конкретном обществе мера допустимого  поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.

    Социальные  нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

    Регулирующее  воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают  и общие принципы поведения, и  его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.

    В большинстве случаев отклоняющееся  от социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и эпизодические формы девиаций, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Информация о работе Ответы по социологии