Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка
Ответы на 60 вопросов.
Условия
деятельности или ситуации, в которых
могут быть реализованы те или иные потребности
личности, также образуют некоторую иерархическую
структуру. За основание структурализации
мы примем в этом случае протяженность
времени, в течение которого сохраняется
основное качество данных условий, а ситуацию
деятельности можно принять как относительно
стабильную. Тогда низший уровень этой
иерархии образуют ситуации предметной
среды, далее — условия группового общения,
затем — особенности той или иной сферы
социальной деятельности, наконец, общесоциальные
условия (экономические, политические,
культурные). Эти последние претерпевают
сколько-нибудь существенные изменения
в рамках «исторического» времени; условия
деятельности в той или иной социальной
сфере (например, в сфере труда) могут изменяться
несколько раз в течение жизни человека,
условия групповой ситуации изменяются
в течение лет или месяцев, а предметная
среда — в считанные минуты.
26)
Социальные институты:
структура и основные
функции.
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришёл из латинского institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения:
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, - остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.
Анализ. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.
Их
предназначение – удовлетворять
важнейшие жизненные
Социальные институты классики социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.
Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. Пример: в примитивных обществах господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения; они грозили человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения.
Ещё один пример – институт дуэли.
Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Итак, для того, чтобы появиться, социальному институту необходимо преодолеть несколько последовательных этапов:
Признаки социального института:
Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде.
Основные роли - шаблоны, образцы поведения.
Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы).
Кодексы
поведения - способ закрепления ролей
и осуществления социального контроля
ПРИЗНАКИ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
ИНСТИТУТЫ | СИМВОЛЫ | ОСНОВНЫЕ РОЛИ | ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ | КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ | кольца, обручение, контракт | отец, мать, ребенок | дом, квартира, мебель | семейные запреты и допущения |
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ | флаг, гимн, герб | законодатель, судья, избиратель | общественные здания | конституция, законы |
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ | фабричная марка, деньги | работодатель, покупатель, продавец | фабрика, офис, магазин | контракты, лицензии |
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ | диплом, степень | учитель, ученик | школа, библиотека, стадион | правила учащихся |
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ | крест, алтарь, библия | пастор, прихожанин | собор, церковь | вера, заповеди, посты |
Некоторые
институты в обществе могут не
обладать полным набором признаков.
Это означает, что институт несовершенен,
полностью не развился или находится
в упадке.
Если большинство институтов недостаточно
развиты, значит общество находится в
упадке либо на начальных стадиях культурного
развития.
Функции
социальных институтов:
Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.
Латентные функции скрыты от глаз, не заявляются.
Пример: к явным функциям школы относится приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к ВУЗу, усвоение базисных ценностей общества. Но у неё есть также и скрытые функции: приобретение определённого социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей и т.п.
Пример:
было бы наивно утверждать, что люди едят
чёрную икру потому. Что хотят утолить
голод, и покупают роскошный «кадиллак»
потому, что хотят приобрести хорошую
машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются
не ради удовлетворения явных насущных
потребностей. Производство предметов
несёт в себе и скрытую функцию – оно удовлетворяет
потребность людей в повышении собственного
престижа.
27)
Экономическая социология:
понятие, сущность.
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.
Существует
несколько направлений в
Эта
дисциплина изучает всю совокупность
социально-экономических
Это
направление использует самые разные
методы сбора и анализа данных,
включая социологические
Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом «наш» человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.