Ответы по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 60 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на билеты по социологии.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

    Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру. За основание структурализации мы примем в этом случае протяженность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий, а ситуацию деятельности можно принять как относительно стабильную. Тогда низший уровень этой иерархии образуют ситуации предметной среды, далее — условия группового общения, затем — особенности той или иной сферы социальной деятельности, наконец, общесоциальные условия (экономические, политические, культурные). Эти последние претерпевают сколько-нибудь существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека, условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты. 

    26) Социальные институты:  структура и основные  функции. 

    Термин  «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришёл из латинского institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения:

  • узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);
  • широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).
 

 

    Социологи, позаимствовавшие это понятие у  правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, - остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.

    Анализ. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.

    Их  предназначение – удовлетворять  важнейшие жизненные потребности  коллектива. Их всего пять:

  • потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
  • потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты и государство);
  • потребность в добывании средств существования (экономические институты, производство);
  • потребность в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
  • потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
 

 

    Социальные  институты классики социологии определяли как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т.е. под институтами подразумеваются определённые типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др. 

    Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. Пример: в примитивных обществах господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения; они грозили человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения.

    Ещё один пример – институт дуэли.

          Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать  свои потребности сообща и ищут для  этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

    Итак, для того, чтобы появиться, социальному институту необходимо преодолеть несколько последовательных этапов:

     

  1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
  2. Формирование общих целей.
  3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
  4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
  5. Институциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.
  6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, диффиренциированность их применения в отдельных случаях.
  7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
 

 

    Признаки  социального института:

    Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде.

    Основные  роли - шаблоны, образцы поведения.

    Физические  черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы).

    Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля   

    ПРИЗНАКИ  ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    ИНСТИТУТЫ     СИМВОЛЫ     ОСНОВНЫЕ  РОЛИ     ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ     КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
    ИНСТИТУТ  СЕМЬИ     кольца, обручение, контракт     отец, мать, ребенок     дом, квартира, мебель     семейные  запреты и допущения
    ИНСТИТУТ  ПОЛИТИКИ     флаг, гимн, герб     законодатель, судья, избиратель     общественные  здания     конституция, законы
    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ     фабричная марка, деньги     работодатель, покупатель, продавец     фабрика, офис, магазин     контракты, лицензии
    ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ     диплом, степень     учитель, ученик     школа, библиотека, стадион     правила учащихся
    ИНСТИТУТ  РЕЛИГИИ     крест, алтарь, библия     пастор, прихожанин     собор, церковь     вера, заповеди, посты

    Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится  в упадке. 
Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.  
 

    Функции социальных институтов:  

    Явные функции являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
  2. Регулятивная функция. Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения.
  3. Интегративная функция. Процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.
  4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый социальный институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, однако, этих «новых» нужно социализировать к ценностям данного института.
  5. Коммуникативная функция. Информация, произведённая в институте должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм, так и во взаимодействиях между институтами.
 

 

    Латентные функции скрыты от глаз, не заявляются.

    Пример: к явным функциям школы относится приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к ВУЗу, усвоение базисных ценностей общества. Но у неё есть также и скрытые функции: приобретение определённого социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей и т.п.

    Пример: было бы наивно утверждать, что люди едят чёрную икру потому. Что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Производство предметов несёт в себе и скрытую функцию – оно удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа. 

    27) Экономическая социология: понятие, сущность. 

    Экономическая социология  — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории.

    Существует  несколько направлений в экономической  социологии: старая экономическая социология (Карл Маркс, Макс Вебер, Зомбарт, Йозеф Шумпетер, Эмиль Дюркгейм и другие) , новая экономическая социология, она же неоинституциональная экономика (Рональд Коуз, Марк Гранноветер, Нил Флигстайн, Дж. Коулман, В. Радаев, Дуглас Норт, Кеннет Эрроу (Кenneth Arrow), Джордж Стиглер (George Stigler), Армен Алчиан (Armen Alchian), Гарольд Демсец (Harold Demsetz), Оливер Уильямсон (Oliver Williamson), В. Зелицер и целый ряд других), а также отечественная новосибирская школа экономической социологии (Т. И. Заславская, Р. И. Рывкина, З. И. Калугина, Т. Ю. Богомолова, П. С. Ростовцев, Е. Е. Горяченко, Г. Кирдина, О. Э. Бессонова и целый ряд других) и белорусская экономико-социологическая школа (Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк и др.).

    Эта дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.

    Это направление использует самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.

    Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической  теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом «наш» человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.

Информация о работе Ответы по социологии