Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6
1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

  Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей.

  Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи – динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

 Семья была и  остается традиционно ведущим социально-культурным институтом. Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свободы выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.7

 В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи, асоциальные семьи, межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существую определенные критерии выявления и отбора. Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В настоящее время ослабли семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторвались от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий.

 Круг проблем современной  семьи чрезвычайно широк, что  не может не отражаться на  ее участии в социально-культурной  деятельности, это прежде всего  социально-экономические проблемы  семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, значительно количество малообеспеченных семей, семей живущих за чертой бедности. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.8

  В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает множество общероссийских, региональных добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совместно с государственными структурами активно участвуют в формировании целостного социального комплекса по оказанию психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, правовой, реабилитационной помощи семье, материнству и детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, материального положения и социального статуса. В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демографической ситуации. Многие общественные формирования разных территорий носят различные названия, по разному подходят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых проблем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия.9

  Культурно-досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Наиболее полно социально-культурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворения культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности индивида и условий этой деятельности, в богатстве и многообразии среды. Она характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности) и представляет собой их устойчивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности в различных организационных формах и институтах.

 Первую группу составляют  государственные и общественные  службы социальной защиты и  социальной помощи семье, материнству  и детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов.

 Вторая группа объединяет  многочисленную сеть центров  и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

 В третьей группе  представлены центры и службы  психологической помощи детям,  подросткам, семьям, одиноким, престарелым,  инвалидам; центры психологического  здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации.

  К четвертой группе относится государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа; детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот.

 В пятую группу  входят неформальные группы и  объединения, в которых ассоциируются  различные социальные и возрастные  категории населения: объединения  социальной инициативы; объединения,  отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (панки, металлисты); любительские объединения и клубы по интересам (спорт, оздоровление).

 Шестую группу составляют  общества и ассоциации, объединяющие  профессиональных работников, занятых  в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; Ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; ассоциация «Семья и здоровье».

 Седьмую группу  образуют общества и объединения  лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите; Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых.

 В восьмой группе  представлены разнообразные учебно-развивающие  и социально-просветительские центры  и институты: государственные  и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов-организаторов досуговой деятельности.10

 Культурно-досуговая  сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных) существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий. В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от других областей приоритет отдается активному, деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи, как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры.

Так, можно сказать, что  культурно-досуговая деятельность активизирует позитивные социально-психологические механизмы социализации личности благодаря свободной и неформальной деятельности. Она обладает высоким социализирующим потенциалом, поскольку в этой деятельности дети и подростки приобретают навыки социального взаимодействия в самых разных сферах общественной деятельности.

 

 

 

1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности

 

Реализация досуговой  и социально-воспитательной работы с населением осуществляется через: муниципальные учреждения по ведению социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения по месту жительства и некоммерческие организации, ведущие социально-воспитательную и досуговую работу с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения по месту жительства: подростково-молодежные клубы, центры и общественные объединения.

 Для организации  данной деятельности муниципалитеты создают муниципальные учреждения, заключают договоры социального заказа с некоммерческими организациями по результатам конкурсного отбора. Муниципальные учреждения по ведению социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и другими категориями населения по месту жительства, должны сохранять приоритеты своей деятельности и относятся к сфере социальной, молодежной и семейной политики. Данные учреждения используют в своей деятельности ранее накопленные интеллектуальные и материально-технические ресурсы.11

 Правовой основой  ведения социально-воспитательной  работы с детьми, подростками  и молодежью по месту жительства  являются правовые и нормативные  акты Российской Федерации в  области молодежной и семейной  политики, дополнительного образования и спорта. Муниципальные учреждения и некоммерческие организации, работающие с детьми, подростками, молодежью и другими категориями населения, осуществляют свою деятельность на основе разрабатываемых ими и утверждаемых органами местного самоуправления программных документов в соответствии с Методическими рекомендациями с учетом федеральных и региональных целевых программ.

 Некоммерческие организации  являются субъектами молодежной  политики и детского движения. Основной формой при организации  работы некоммерческих организаций с детьми и подростками по месту жительства являются клубные объединения, основанные на принципах самоорганизации, добровольности, доступности, свободы общения, объединения по интересам. В них формируются традиции, вырабатываются правила поведения, выделяется подростково-молодежный актив. Разновозрастной состав таких объединений позволяет передавать опыт старших младшим, сохранять и развивать воспитательные традиции.12

 Основным принципом  деятельности муниципальных учреждений  и некоммерческих организаций является социализация детей и подростков в новых социально-экономических условиях и формирование их гражданской и патриотической позиции, а также практическая реализация социальной, семейной и молодежной политики Российской Федерации.

   В муниципальных учреждениях по месту жительства при формировании групп рекомендуется придерживаться следующих пропорций по возрастам: дети дошкольного возраста до 8 лет должны составлять – до 10 %; дети младшего школьного возраста от 8 до 11 лет – 10-20 %; подростки от 12 до 17 лет – 35-40 %.13

  В профильных досуговых  учреждениях занятия могут вестись  с охватом преимущественно одного  возраста, например – в семейных  клубах процент дошкольников, младших  школьников и молодых родителей  возрастает; в фитнес-клубах, спортивных тренажерных клубах, компьютерных Интернет-клубах, подростково-молодежных клубах большинство занимающихся составляют старшие подростки. Однако необходимо стремиться к развитию многопрофильной деятельности учреждения и вовлечению в работу всех возрастных категорий. Культурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью и обществом.

 Дети младшего школьного  возраста, занимающиеся в досуговых  учреждениях должны проживать  в непосредственной близости  от муниципального учреждения, тогда как старшеклассники могут проживать и в более отдаленных микрорайонах.14

  Возглавлять досуговые объединения  могут специалисты – профессионалы  клубной работы (социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного  образования), а также общественники-энтузиасты. Педагоги творческих объединений, тренеры спортивных секций и команд выполняют функции мастеров-учителей и наставников. В клубных мастерских педагоги могут заниматься собственным творчеством, что также создает особую атмосферу сотрудничества и творчества. Дети и взрослые члены творческих объединений получают возможность учиться, получать новые навыки, умения и общаться с мастером в неформальной обстановке.15

 К условиям эффективности  клубной деятельности специалисты  относят:

  а) организационно-педагогические: изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде; наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности; наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью; целенаправленная работа специалистов по формированию клубного коллектива, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования; создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних