Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Вопросы улучшения положения детей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной помощи семье в воспитании детей являются приоритетными в социальной политике Российской Федерации. В условиях экономического спада приходилось разрешать, прежде всего, неотложные проблемы детства и семьи и оказывать поддержку только малообеспеченным семьям, но в последние годы началось формирование и реализация долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические подходы к изучению направлений организации культурно-досуговой деятельности ………………………………………………………..6
1.1 Роль культурно-досуговой деятельности в успешной социализации детей и подростков …………………………………………………………………….6
1.2 Современные формы организации культурно-досуговой деятельности..16
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая 5 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

 б) психолого-педагогические: изучение и выявление интересов  воспитанников в социально-культурной  сфере досуга, их потребностей, способностей  и умений, которые могут быть  сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности; создание условий для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности; учет половозрастных и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов деятельности, при определении соотношения репродуктивных, продуктивных и творческих компонентов ее содержания; обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания деятельности; стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников; реализация педагогами и воспитанниками своих личностных ресурсов в процессе жизнедеятельности клубного коллектива;

 

 в) педагогические: адекватность содержания клубной  деятельности интересам воспитанников,  социальным условиям и возможностям  ее организации; комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его функциям; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива; оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников; стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие; создание субъект-объектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и специалистами; создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе. В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства.16

 Как правило, клубные  объединения могут иметь внутренний устав, символы и атрибутику: форму, эмблемы и знаки различия, флаги.

 Формированию традиций  досуговой работы способствуют  программы профильных лагерей,  экскурсии, культпоходы и разные  формы коллективной деятельности.

  Для развития активных форм досуга в клубах, дети и молодежь, увлекающиеся спортом, могут объединяться во временные спортивные дворовые команды по массовым и популярным видам спорта – футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шахматы, бег на лыжах, бадминтон. Развиваются популярные у молодежи виды уличного спорта – велотреал, скейтборд, ролики, стритбол.

 Занятия должны  быть доступны для всех желающих, давать возможность для каждого  попробовать себя в той или  иной творческой области, способствовать  личностному росту и самореализации  воспитанников. Проводимая работа  направлена на организацию повседневного  содержательного досуга детей и подростков, развитие семейных форм досуга с применением различных методов работы для проведения праздников, фестивалей, концертов, конкурсов и других мероприятий на территории досугового учреждения, района; также экскурсионной культурно-познавательной деятельности (посещение театров, музеев, выставок, поездки и походы по культурно-историческим и памятным местам).

 Добровольный выбор  видов деятельности, эмоционально  насыщенные отношения, подвижные  границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации ребенка к различным видам досуговой деятельности.

  Клубные объединения  выпускают свои газеты, создают  фото-видео- архивы, сайты, содержащие  информацию об их деятельности.

 Вся социально-воспитательная  и досуговая деятельность рассматривается  как превентивная работа с  подростками и молодежью, направленная  на предупреждение асоциальных  проявлений в молодежной среде.  Занятость и организованный досуг в свободное время подростков и молодежи является действенной формой первичной профилактики правонарушений. Эта работа позволяет детям и подросткам проявить себя в социуме и неформальной среде общения, а социальный педагог в случае рецидива и сложной жизненной ситуации определит и предпримет адресные меры социально-воспитательного воздействия.17

 Целями организации  клубной воспитательной деятельности  с детьми и подростками в  микрорайоне в зависимости от  условий могут быть:

- социально-педагогическая  защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

- увеличение степени  самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать  свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий,  в которых дети и подростки  максимально могут проявить свои  потенциальные возможности;

- адаптация или реадаптация  детей и подростков в обществе;

- компенсация дефицита  общения в школе, семье, среде  сверстников;

- дополнительное образование,  получаемое в соответствии с  жизненными планами и интересами воспитанников.

 Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства: помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение образовательного учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства.18

 Уполномоченный орган  исполнительной власти в области семьи и молодежи – Департамент семейной и молодежной политики, осуществляет контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере организации досуговой и социально-воспитательной работы с населением, в том числе за проведением районных, окружных и городских мероприятий, участием в массовых городских движениях, смотрах, конкурсах.

 В настоящее время  разработана и проводится региональная  программа развития и совершенствования  культурно-досуговой деятельности, включающая в себя «пакет социально-воспитательных услуг», в котором конкретизируются основные направления и формы социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства. К ним относятся: художественно-эстетическое творчество и различные виды искусств, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, патриотическое воспитание и оборонно-спортивная работа, туристическая деятельность, технические и прикладные виды творчества и основы ремесел, также социально-профилактическая и социально-воспитательная работа.19

   Работа по развитию художественно-эстетического творчества и искусств ориентирована на эстетическое, художественное, духовно-нравственное воспитание детей и подростков, создание условий для развития их творческих способностей, выявление и поддержку одаренных детей и подростков, а также пропаганду талантливости населения района. Здесь применяются такие формы работы, как творческие кружки, студии, мастерские, объединения по различным видам изобразительных и музыкально-сценических искусств – живопись, музыка, вокал, театр, хореография; а также участие в конкурсах, выставках художественного творчества, проводятся концерты, вечера, презентации, спектакли, дискотеки.

 Физкультурно-оздоровительная  и спортивная работа с населением  по месту жительства направлена на сохранение физического здоровья граждан, прежде всего детей и молодежи, приобщение к здоровому образу жизни; вовлечение всех категорий граждан, в особенности детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом. Занятия в спортивных секциях, группах и командах направлены на поддержание у детей и подростков хорошей физической формы, овладение необходимыми спортивными навыками, отвлечение от вредных привычек. Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства является доступной и массовой и помогает различным категориям населения активно и с пользой проводить свой досуг. Работа направлена на организацию по проведению занятий в секциях по видам спорта и оздоровительных группах, спортивных команд и клубов, соревнований по видам спорта, спортивных праздников, смотров, участие в мероприятиях, проводимых в рамках массовых городских движений, городских спартакиад.

 В области гражданско-патриотического  воспитания детей и подростков  ведется краеведческая работа, изучение  истории страны, города, проводятся акции и мероприятия, посвященные юбилейным и памятным датам истории и культуры Отечества, экскурсии, походы, экспедиции по историческим местам и местам боевой славы. Организуются военно-спортивные лагеря, детские и молодежные объединения оборонно-спортивной и патриотической направленности, исторической реконструкции и историко-ролевых игр, военно-патриотические игры и соревнования, походы, участие в конкурсах и фестивалях гражданско-патриотической направленности.

 Туристическая деятельность в клубе ведется по двум направлениям: спортивный туризм и культурно-познавательные экскурсии и поездки. Участвуя в походах, экспедициях, поездках и экскурсиях дети и подростки знакомятся с культурой, природой, экономикой своего города и края. К организационным формам такой работы относятся: спортивные туристические клубы, объединения, секции и группы, походы «выходного дня», «семейного отдыха», спортивно-туристические многодневные походы, экспедиции, лагеря, культурно-познавательные экскурсии и выезды, творческие объединения и группы по подготовке и проведению культурно-познавательной программы, туристические соревнования и слеты, клубы дружбы между детьми и подростками из других городов и регионов.

 В направлении по  развитию технического и прикладного видов творчества ведется работа по формированию навыков ручного труда, просвещению подростков и молодежи в сфере предпринимательства и малого бизнеса. В работе задействованы кружки технического творчества и конструирования, прикладные мастерские технического творчества, школы ремесел, ремонтные мастерские, компьютерные классы, также проводится просветительская работа: лекции, беседы, встречи, тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей подростков, посещение производств и предприятий, выставок салонов прикладного и технического творчества, участие в конкурсах, соревнованиях и выставках технического творчества, прикладного мастерства.

 Формы и методы  социально-профилактической работы  направлены на предупреждение  асоциальных проявлений в молодежной среде, вовлечение подростков в общественно значимую деятельность, поддержку позитивных молодежных инициатив, посредством досуговых и специальных адресных мероприятий, направленных на профилактику наркомании, алкоголизма, преступности, безнадзорности и беспризорности; тематических вечеров, концертов, встреч, социально-значимых акций, лекций, бесед, дискуссий, ток-шоу, «круглых столов», семинаров; психологического тестирования, консультирования, тренингов; клубов свободного общения, турниров, соревнований, также применяются агитационная и просветительская работа, проведение мониторингов, издание специальной литературы и раздаточного материала (буклетов, календарей, брошюр).

 Социально-воспитательная  работа предполагает профилактику  негативных форм поведения и развитие личностного роста детей и подростков через создание в клубном пространстве позитивной модели деятельности и сотрудничества. Организационными принципами деятельности муниципальных учреждений и некоммерческих организаций являются: создание условий для свободного посещения и свободы выбора деятельности ребенком, подростком, молодежью, жителями района на основе возникающего интереса; опосредованное воспитательное воздействие на личность через организованный коллектив, опора на традиционные российские ценности, морально-нравственные принципы и принципы здорового образа жизни, непринятие антиобщественных проявлений; построение разновозрастного воспитательного коллектива на основе уважения личности несовершеннолетних и взрослых; привлечение к работе взрослых общественников из числа родителей и жителей, работа на основе содружества и взаимодействия молодежи и старших поколений, ветеранов; освоение подростками и молодежью умений и навыков, полезных для овладения будущей профессией; участие в социальных программах и проектах по различным направлениям деятельности в сфере молодежной политики; участие в улучшении окружающей жизни в районе и городе на основе целенаправленного формирования гражданской позиции у детей и подростков.20

 В заданных рамках также ведется работа по совершенствованию социально-культурной деятельности: поддержание и развитие общественно значимых направлений культурной деятельности детского досуга; обеспечение соответствия методик работы учреждений для детского и юношеского досуга современным требованиям, а также задачам педагогического влияния на сознание, поведение и отношения детей и юношей в условиях свободного времени; использование разнообразных и современных форм, методов и средств вовлечения детей в творческий процесс; всестороннее удовлетворение интересов и потребностей современного ребёнка; совершенствование финансирования, организационно- управленческого, материально-технического, кадрового, информационно-методического обеспечения учреждений; пропагандирование детского досуга (реклама, привлечение школьников яркими объявлениями), носящего активный творческий характер, находящему альтернативу телевизору, компьютеру, сотовому телефону, который с недавних пор открывает всё больше возможностей и перестает носить только свою основную функцию.

 Теоретический анализ  позволяет сделать выводы, что  культурно-досуговая деятельность  являясь важной сферой, помимо  воспитательной ведет формирование  морально-нравственных принципов  у детей и подростков. Также  она проводит профилактику негативных форм поведения, социального сиротства, способствует познанию нового, приобщению к любительскому труду и творчеству, физкультуре и спорту, формирует гражданскую позицию у детей и подростков.

Информация о работе Организация культурно-досуговой деятельности несовершеннолетних