б) психолого-педагогические:
изучение и выявление интересов
воспитанников в социально-культурной
сфере досуга, их потребностей, способностей
и умений, которые могут быть
сформированы, реализованы и развиты в определенных
видах клубной деятельности; создание
условий для творческого развития воспитанников
в процессе реализации ими своих потребностей,
способностей, интересов и умений в клубной
деятельности; учет половозрастных и личностных
ресурсов воспитанников при выборе направлений
и видов деятельности, при определении
соотношения репродуктивных, продуктивных
и творческих компонентов ее содержания;
обеспечение личностной значимости и
социально ценной направленности содержания
деятельности; стимулирование активности
и формирование субъектной позиции воспитанников;
реализация педагогами и воспитанниками
своих личностных ресурсов в процессе
жизнедеятельности клубного коллектива;
в) педагогические:
адекватность содержания клубной
деятельности интересам воспитанников,
социальным условиям и возможностям
ее организации; комплексный характер совместной деятельности
воспитанников в клубном коллективе, соответствующий
его функциям; сочетание индивидуальных,
групповых и коллективных форм в процессе
организации жизнедеятельности клубного
коллектива; оптимальное соотношение
педагогического руководства и самоуправления
клубной деятельностью с самоорганизацией
ее участников; стимулирование самодеятельности
воспитанников, направленное на их самоорганизацию
и саморазвитие; создание субъект-объектных
отношений в клубном коллективе, как между
воспитанниками, так и между ними и специалистами;
создание, сохранение и обновление традиций
деятельности и отношений в клубном коллективе.
В настоящее время происходит процесс
восстановления клубной работы по месту
жительства.16
Как правило, клубные
объединения могут иметь внутренний устав,
символы и атрибутику: форму, эмблемы и
знаки различия, флаги.
Формированию традиций
досуговой работы способствуют
программы профильных лагерей,
экскурсии, культпоходы и разные
формы коллективной деятельности.
Для развития активных форм досуга в
клубах, дети и молодежь, увлекающиеся
спортом, могут объединяться во временные
спортивные дворовые команды по массовым
и популярным видам спорта – футбол, волейбол,
баскетбол, настольный теннис, шахматы,
бег на лыжах, бадминтон. Развиваются популярные
у молодежи виды уличного спорта – велотреал,
скейтборд, ролики, стритбол.
Занятия должны
быть доступны для всех желающих,
давать возможность для каждого
попробовать себя в той или
иной творческой области, способствовать
личностному росту и самореализации
воспитанников. Проводимая работа
направлена на организацию повседневного
содержательного досуга детей и подростков,
развитие семейных форм досуга с применением
различных методов работы для проведения
праздников, фестивалей, концертов, конкурсов
и других мероприятий на территории досугового
учреждения, района; также экскурсионной
культурно-познавательной деятельности
(посещение театров, музеев, выставок,
поездки и походы по культурно-историческим
и памятным местам).
Добровольный выбор
видов деятельности, эмоционально
насыщенные отношения, подвижные
границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными
элементами значительно ускоряют и облегчают
процесс адаптации ребенка к различным
видам досуговой деятельности.
Клубные объединения
выпускают свои газеты, создают
фото-видео- архивы, сайты, содержащие
информацию об их деятельности.
Вся социально-воспитательная
и досуговая деятельность рассматривается
как превентивная работа с
подростками и молодежью, направленная
на предупреждение асоциальных
проявлений в молодежной среде.
Занятость и организованный досуг в свободное время подростков и молодежи
является действенной формой первичной
профилактики правонарушений. Эта работа
позволяет детям и подросткам проявить
себя в социуме и неформальной среде общения,
а социальный педагог в случае рецидива
и сложной жизненной ситуации определит
и предпримет адресные меры социально-воспитательного
воздействия.17
Целями организации
клубной воспитательной деятельности
с детьми и подростками в
микрорайоне в зависимости от
условий могут быть:
- социально-педагогическая
защита подростков (предотвращение межличностных
конфликтов, формирование позитивных
отношений между людьми; развитие способностей
и интересов личности, защита ее прав;
формирование и развитие личностных качеств
подростка, необходимых для позитивной
жизнедеятельности);
- увеличение степени
самостоятельности детей и подростков,
развитие их способности контролировать
свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий,
в которых дети и подростки
максимально могут проявить свои
потенциальные возможности;
- адаптация или реадаптация
детей и подростков в обществе;
- компенсация дефицита
общения в школе, семье, среде
сверстников;
- дополнительное образование,
получаемое в соответствии с
жизненными планами и интересами воспитанников.
Анализ опыта последних лет позволяет определить
приоритетные направления клубной деятельности
по месту жительства: помощь семье в решении
проблем, связанных с учебой, воспитанием,
присмотром за ребенком; помощь подростку
в устранении причин, негативно влияющих
на его поведение, успеваемость и посещение
образовательного учреждения; привлечение
детей, родителей, общественности к организации
и проведению социально-педагогических
мероприятий, акций по месту жительства.18
Уполномоченный орган
исполнительной власти в области семьи и молодежи – Департамент
семейной и молодежной политики, осуществляет
контроль за реализацией органами местного
самоуправления переданных государственных
полномочий в сфере организации досуговой
и социально-воспитательной работы с населением,
в том числе за проведением районных, окружных
и городских мероприятий, участием в массовых
городских движениях, смотрах, конкурсах.
В настоящее время
разработана и проводится региональная
программа развития и совершенствования
культурно-досуговой деятельности, включающая в себя «пакет социально-воспитательных
услуг», в котором конкретизируются основные
направления и формы социально-воспитательной
и досуговой работы с населением по месту
жительства. К ним относятся: художественно-эстетическое
творчество и различные виды искусств,
физкультурно-оздоровительная и спортивная
работа, патриотическое воспитание и оборонно-спортивная
работа, туристическая деятельность, технические
и прикладные виды творчества и основы
ремесел, также социально-профилактическая
и социально-воспитательная работа.19
Работа по развитию художественно-эстетического
творчества и искусств ориентирована
на эстетическое, художественное, духовно-нравственное
воспитание детей и подростков, создание
условий для развития их творческих способностей,
выявление и поддержку одаренных детей
и подростков, а также пропаганду талантливости
населения района. Здесь применяются такие
формы работы, как творческие кружки, студии,
мастерские, объединения по различным
видам изобразительных и музыкально-сценических
искусств – живопись, музыка, вокал, театр,
хореография; а также участие в конкурсах,
выставках художественного творчества,
проводятся концерты, вечера, презентации,
спектакли, дискотеки.
Физкультурно-оздоровительная
и спортивная работа с населением
по месту жительства направлена на сохранение
физического здоровья граждан, прежде
всего детей и молодежи, приобщение к здоровому
образу жизни; вовлечение всех категорий
граждан, в особенности детей и подростков
к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия в спортивных секциях, группах
и командах направлены на поддержание
у детей и подростков хорошей физической
формы, овладение необходимыми спортивными
навыками, отвлечение от вредных привычек.
Физкультурно-оздоровительная работа
по месту жительства является доступной
и массовой и помогает различным категориям
населения активно и с пользой проводить
свой досуг. Работа направлена на организацию
по проведению занятий в секциях по видам
спорта и оздоровительных группах, спортивных
команд и клубов, соревнований по видам
спорта, спортивных праздников, смотров,
участие в мероприятиях, проводимых в
рамках массовых городских движений, городских
спартакиад.
В области гражданско-патриотического
воспитания детей и подростков
ведется краеведческая работа, изучение
истории страны, города, проводятся акции
и мероприятия, посвященные юбилейным
и памятным датам истории и культуры Отечества,
экскурсии, походы, экспедиции по историческим
местам и местам боевой славы. Организуются
военно-спортивные лагеря, детские и молодежные
объединения оборонно-спортивной и патриотической
направленности, исторической реконструкции
и историко-ролевых игр, военно-патриотические
игры и соревнования, походы, участие в
конкурсах и фестивалях гражданско-патриотической
направленности.
Туристическая деятельность в клубе ведется по двум
направлениям: спортивный туризм и культурно-познавательные
экскурсии и поездки. Участвуя в походах,
экспедициях, поездках и экскурсиях дети
и подростки знакомятся с культурой, природой,
экономикой своего города и края. К организационным
формам такой работы относятся: спортивные
туристические клубы, объединения, секции
и группы, походы «выходного дня», «семейного
отдыха», спортивно-туристические многодневные
походы, экспедиции, лагеря, культурно-познавательные
экскурсии и выезды, творческие объединения
и группы по подготовке и проведению культурно-познавательной
программы, туристические соревнования
и слеты, клубы дружбы между детьми и подростками
из других городов и регионов.
В направлении по
развитию технического и прикладного видов творчества ведется
работа по формированию навыков ручного
труда, просвещению подростков и молодежи
в сфере предпринимательства и малого
бизнеса. В работе задействованы кружки
технического творчества и конструирования,
прикладные мастерские технического творчества,
школы ремесел, ремонтные мастерские,
компьютерные классы, также проводится
просветительская работа: лекции, беседы,
встречи, тестирование профессиональных
склонностей и творческих способностей
подростков, посещение производств и предприятий,
выставок салонов прикладного и технического
творчества, участие в конкурсах, соревнованиях
и выставках технического творчества,
прикладного мастерства.
Формы и методы
социально-профилактической работы
направлены на предупреждение
асоциальных проявлений в молодежной среде, вовлечение
подростков в общественно значимую деятельность,
поддержку позитивных молодежных инициатив,
посредством досуговых и специальных
адресных мероприятий, направленных на
профилактику наркомании, алкоголизма,
преступности, безнадзорности и беспризорности;
тематических вечеров, концертов, встреч,
социально-значимых акций, лекций, бесед,
дискуссий, ток-шоу, «круглых столов»,
семинаров; психологического тестирования,
консультирования, тренингов; клубов свободного
общения, турниров, соревнований, также
применяются агитационная и просветительская
работа, проведение мониторингов, издание
специальной литературы и раздаточного
материала (буклетов, календарей, брошюр).
Социально-воспитательная
работа предполагает профилактику
негативных форм поведения и развитие личностного
роста детей и подростков через создание
в клубном пространстве позитивной модели
деятельности и сотрудничества. Организационными
принципами деятельности муниципальных
учреждений и некоммерческих организаций
являются: создание условий для свободного
посещения и свободы выбора деятельности
ребенком, подростком, молодежью, жителями
района на основе возникающего интереса;
опосредованное воспитательное воздействие
на личность через организованный коллектив,
опора на традиционные российские ценности,
морально-нравственные принципы и принципы
здорового образа жизни, непринятие антиобщественных
проявлений; построение разновозрастного
воспитательного коллектива на основе
уважения личности несовершеннолетних
и взрослых; привлечение к работе взрослых
общественников из числа родителей и жителей,
работа на основе содружества и взаимодействия
молодежи и старших поколений, ветеранов;
освоение подростками и молодежью умений
и навыков, полезных для овладения будущей
профессией; участие в социальных программах
и проектах по различным направлениям
деятельности в сфере молодежной политики;
участие в улучшении окружающей жизни
в районе и городе на основе целенаправленного
формирования гражданской позиции у детей
и подростков.20
В заданных рамках также ведется работа по совершенствованию
социально-культурной деятельности: поддержание
и развитие общественно значимых направлений
культурной деятельности детского досуга;
обеспечение соответствия методик работы
учреждений для детского и юношеского
досуга современным требованиям, а также
задачам педагогического влияния на сознание,
поведение и отношения детей и юношей
в условиях свободного времени; использование
разнообразных и современных форм, методов
и средств вовлечения детей в творческий
процесс; всестороннее удовлетворение
интересов и потребностей современного
ребёнка; совершенствование финансирования,
организационно- управленческого, материально-технического,
кадрового, информационно-методического
обеспечения учреждений; пропагандирование
детского досуга (реклама, привлечение
школьников яркими объявлениями), носящего
активный творческий характер, находящему
альтернативу телевизору, компьютеру,
сотовому телефону, который с недавних
пор открывает всё больше возможностей
и перестает носить только свою основную
функцию.
Теоретический анализ
позволяет сделать выводы, что
культурно-досуговая деятельность
являясь важной сферой, помимо
воспитательной ведет формирование
морально-нравственных принципов
у детей и подростков. Также
она проводит профилактику негативных форм поведения, социального
сиротства, способствует познанию нового,
приобщению к любительскому труду и творчеству,
физкультуре и спорту, формирует гражданскую
позицию у детей и подростков.